1
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ
2014. № 1
Журнал издается с 2007 года
Научное издание
ФГБОУ ВПО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых
коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации
сериальных изданий (International Standart Serial Numbering — ISSN)
с присвоением международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте научных журналов Уральского
государственного педагогического университета:
journals.uspu.ru
Материалы журнала размещаются на платформе Российского индекса
научного цитирования (РИНЦ) Российской универсальной научной
электронной библиотеки.
Включен в каталог Роспечать. Подписку можно оформить в любом
почтовом отделении России.
ИНДЕКС 81954
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты
диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук,
Решением Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства
образования и науки РФ.
ISSN 2079-8717
Стр.1
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
доктор педагогических наук, профессор
Б. М. ИГОШЕВ
главный редактор
доктор филологических наук, профессор А. П. ЧУДИНОВ
доктор педагогических наук, профессор А. А. СИМОНОВА
заместители главного редактора
доктор педагогических наук, профессор Т. Н. ШАМАЛО
ответственный редактор
М. Б. ВОРОШИЛОВА
выпускающий редактор
И. С. ПИРОЖКОВА
кандидат филологических наук
заведующий отделом перевода
Министр общего и профессионального
образования Свердловской области
доктор педагогических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор философии, профессор
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор педагогических наук, профессор
Ю. И. БИКТУГАНОВ (Екатеринбург, Россия)
В. Г. БОЧАРОВА
ДЖ. ДАНН
Э. Ф. ЗЕЕР
Е. В. КОРОТАЕВА
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
доктор философии, профессор
Э. ЛАССАН
доктор философских наук, профессор
доктор философии, профессор
доктор философии, профессор
доктор философии, профессор
Л. Я. РУБИНА
О. САНТА АНА
П. СЕРИО
Л. СТЕЙНОВ
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
доктор философии, профессор
доктор педагогических наук, профессор
П. ЧЕРВИНЬСКИ
Т. Н. ШАМАЛО
(Москва, Россия)
(Глазго, Великобритания)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Вильнюс, Литва)
(Екатеринбург, Россия)
(Лос-Анджелес, США)
(Лозанна, Швейцария)
(Копенгаген, Дания)
(Екатеринбург, Россия)
(Катовице, Польша)
(Екатеринбург, Россия)
Стр.2
3
СОДЕРЖАНИЕ
ЮБИЛЕЙ
Суворов М. В.
Лидер – ученый – педагог: к 65-летию Бориса Михайловича Игошева .................................. 7
Шамало Т. Н.
Развитие и достижения УрГПУ (2004–2013 гг.) ......................................................................... 11
Бабич Г. Н.
УрГПУ: этапы развития международного сотрудничества ...................................................... 13
Галагузова М. А.
Всѐ начиналось с технического творчества… ............................................................................. 17
МЕНЕДЖМЕНТ И ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Горбунов А. П.
Инновационная трансформация российской экономики
и преобразовательная динамика высшей школы ......................................................................20
Казаева Е. А.
Роль партисипативности в системе высшего образования ...................................................... 25
Королева С. В.
Моделирование процесса управления качеством
в дошкольной образовательной организации ............................................................................ 31
Леонгардт В. А., Шемятихина Л. Ю.
Стратегическая и маркетинговая компетенции отраслевого вуза
в целевых сегментах рынка ........................................................................................................... 35
Назаров В. Л., Обожина Д. А.
Компетенции в содержании труда менеджера
в сфере физической культуры и спорта в современных условиях ..........................................40
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
Ворошилова М. Б.
«Политическая лингвистика»: вехи развития ........................................................................... 45
Коротун А. В.
«Вестник социально-гуманитарного образования и науки»:
первые шаги ..................................................................................................................................... 49
Суетина А. И.
«Педагогическое образование в России»:
стратегические направления в издательской деятельности .................................................... 51
Филатова И. А.
Журнал «Специальное образование»: вчера и сегодня ........................................................... 54
ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Беляева Л. А., Беляева М. А.
Образовательная инноватика как актуальное направление
философско-педагогических исследований ............................................................................... 56
Игошев Б. М., Новосѐлов С. А.
Диссертация по педагогике как объект интеллектуальной собственности ........................... 61
Ильин И. В., Оспенникова Е. В.
Принцип политехнизма в обучении физике
в контексте современных представлений о структуре техносферы ........................................ 71
Конюхова Е. Ю.
Использование инноваций в социальной реабилитации учащихся специальной
(коррекционной) школы-интерната для слепых и слабовидящих детей ............................. 76
Стр.3
4
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2014. № 1
Лозинская А. М.
Фреймовое структурирование содержания обучения физике
в рамках модульной технологии .................................................................................................. 80
Пономарева Л. И.
Интегро-дифференциативный подход как содержательный компонент
эколого-валеологического образования .....................................................................................90
Усольцев А. П., Шамало Т. Н.
Понятие инновационного мышления ......................................................................................... 94
Чудинов А. П.
Современная отечественная педагогическая метафорология ................................................. 99
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
Игошев Б. М.
Сущностно-логический анализ мобильности как межнаучного понятия ........................... 105
Дегтерев В. А.
К вопросу о компетентности, мобильности и конкурентоспособности ................................. 112
Дорохова Т. С.
Мобильность как один из компонентов
профессиональной ментальности социального педагога ........................................................ 119
Ларионова И. А.
Формирование профессиональной мобильности
в подготовке современных специалистов ................................................................................. 123
Петрова Л. Е.
Профессиональная мобильность педагогов и врачей:
возможности и ограничения сравнительного анализа ........................................................... 127
Плеханова О. Е.
Формирование профессиональной мобильности педагога-музыканта ................................ 131
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Абдулов Р. М., Абдулова Е. В.
Использование современных технических средств
в исследовательской и проектной деятельности в процессе обучения ............................... 135
Воронина Л. В., Толмачева Ю. С.
Роль метода проектов в развитии креативности старших дошкольников ........................... 141
Лавренова Е. В.
Разработка учебного технологического пакета «Новые технологии»
для организации проектной деятельности бакалавров
(на примере учебного модуля «Промышленное производство») ......................................... 146
Макарова Н. В., Нилова Ю. Н., Титова Ю. Ф.
Современная парадигма обучения информатике на основе нового стандарта ................. 150
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Байлук В. В.
Воспитание и самовоспитание .................................................................................................... 156
Зеленов Ю. Н.
К вопросу формирования системы педагогической профилактики
молодежного экстремизма в современных условиях .............................................................. 160
Литвак Р. А.
Социокультурный подход к процессу социализации
личности молодого специалиста ................................................................................................ 165
Тищенко Е. Я.
Самореализация личности в уголовно-исполнительной системе ......................................... 168
Стр.4
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2014. № 1
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
5
Гордиенко О. В.
Проектирование фондов оценочных средств на компетентностной основе
(на примере дисциплин лингвометодического цикла) ........................................................... 171
Лапшина С. А.
Дополнительное профессиональное образование
специалистов социальной сферы: сущность и содержание ................................................... 176
Майданова Т. В.
Самоменеджмент в деятельности социального педагога ....................................................... 181
Шалагина Е. В.
Социальная напряженность в образовательном пространстве:
по материалам социологического исследования ..................................................................... 184
Шихова О. Н.
Исследовательский потенциал социологии как учебной дисциплины ............................... 189
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Алмазова О. В., Брызгалова С. О., Тенкачева Т. Р.
Проблемы интеграции и инклюзивного образования
детей с ограниченными возможностями здоровья
в трудах Владимира Васильевича Коркунова ........................................................................... 192
Зыскина М. А., Шрамко Н. В.
Дополнительное профессиональное образование педагогов
для инклюзивного образования ................................................................................................. 201
Тенкачева Т. Р.
Инклюзивное образование детей дошкольного возраста в России ......................................205
Филатова И. А.
Системный подход в научных исследованиях В. В. Коркунова ............................................ 209
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Баяндин Д. В.
Модульная педагогическая технология и вариант ее реализации
на основе ресурсоизбыточной среды компьютерной поддержки обучения ....................... 214
Васин Е. К., Романова К. Е., Червова А. А.
Педагогические условия наполнения модели обучения технологии школьников ............ 221
Яковлева И. В.
Методические аспекты модели обучения физике
с применением сетевых социальных сервисов ......................................................................... 226
О ЮБИЛЯРЕ
Список основных опубликованных и приравненных к ним
научных и учебно-методических работ Бориса Михайловича Игошева.................... 231
Основные награды и почетные звания Бориса Михайловича Игошева .................... 251
Список учеников доктора педагогических наук, профессора
Бориса Михайловича Игошева ..................................................................................................... 253
Стр.5
254
Информация для авторов
Редакция журнала «Педагогическое образование в России» принимает к рассмотрению статьи,
соответствующие тематике журнала и ранее не публиковавшиеся. Все статьи рецензируются
независимыми экспертами. Окончательное решение о публикации принимает редколлегия
журнала. В случае отказа в публикации редакция направляет автору мотивированный отказ.
Плата за публикацию с аспирантов не взимается.
С 2012 г. все присылаемые материалы обрабатываются в системе «АНТИПЛАГИАТ». В случае
заимствования чужих идей без указания источника цитирования в соответствии с принятыми
в научном сообществе нормами статьи возвращаются авторам.
Материалы для публикации присылаются в электронном и бумажном виде. Набор должен быть
выполнен в текстовом редакторе WORD в соответствии со следующими требованиями: объем текста
— 8—12 страниц (≈ 20 000 знаков с пробелами); формат страницы — А4; гарнитура — Times
New Roman; размер кегля — 14; межстрочный интервал — 1,5. Допустимые выделения — курсив,
полужирный.
Отдельными файлами прилагаются: рисунки (только черно-белые, без полутонов): в векторных
форматах — AI, CDR, WMF, EMF; в растровых форматах — TIFF, JPG с разрешением не менее
300 точек/дюйм в реальном размере; диаграммы из программ MS Excel MS Visio и т. п. вместе с
исходным файлом, содержащим данные.
Статья должна соответствовать требованиям РИНЦ, т. е. помимо основного текста содержать
следующие сведения, представленные на русском и английском языках:
1) фамилия, имя, отчество автора (авторов) полностью;
2) ученая степень, звание, должность;
полное и точное место работы; подразделение организации;
контактная информация (e-mail, почтовый домашний адрес с указанием индекса,
почтовый адрес организации с указанием индекса);
3) название статьи;
4) аннотация (250—300 знаков с пробелами);
5) ключевые слова (5—7 слов или словосочетаний).
К статье прилагаются также индекс УДК, ББК, рубрика ГСНТИ и код ВАК.
Пронумерованный список литературы приводится в конце статьи в алфавитном порядке, ссылки
на работы заключаются в квадратные скобки с указанием страницы при цитировании, например:
«Текст цитаты…» [24. С. 56]. Библиографическое описание оформляется
по ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».
Образцы оформления представлены на сайте научных журналов УрГПУ journals.uspu.ru.
(343) 235-76-03
Ворошилова Мария Борисовна
E-mail: pedobraz@uspu.ru
АДРЕС РЕДАКЦИИ
620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, к. 221
Стр.254
Научное издание
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
2014. № 1
Редакторы Д. О. Морозов, А. А. Баранова
Компьютерная верстка Д. О. Морозова
Подписано в печать 10.01.14. Формат 60×84/8.
Бумага для множ. ап. Гарнитура «Georgia». Печать на ризографе.
Уч.-изд. л. 23,7. Усл. п. л. 29,7. Тираж 500 экз. Заказ № 4291.
Тираж отпечатан в отделе множительной техники
Уральского государственного педагогического университета
620017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26
E-mail: pedobraz@uspu.ru
Стр.255