ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ
2011. № 3
Журнал издается с 2007 года
Научное издание
ФГБОУ ВПО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых
коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации
сериальных изданий (International Standart Serial Numbering
— ISSN) с присвоением международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте научных журналов
Уральского государственного педагогического университета:
journal.uspu.ru
Материалы журнала размещаются на платформе Российского индекса
научного цитирования (РИНЦ) Российской универсальной
научной электронной библиотеки.
Включен в каталог Роспечать. Подписку можно оформить в любом
почтовом отделении России.
ИНДЕКС 81954
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты
диссертаций на соискание ученой степени доктора и
кандидата наук, Решением Президиума Высшей аттестационной
комиссии Министерства образования и науки РФ.
ISSN 2079-8717
Стр.1
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
доктор педагогических наук, профессор
Б. М. ИГОШЕВ
главный редактор
доктор филологических наук, профессор А. П. ЧУДИНОВ
доктор педагогических наук, профессор А. С. БЕЛКИН
заместители главного редактора
доктор педагогических наук, профессор А. П. УСОЛЬЦЕВ
ответственный редактор
кандидат филологических наук, доцент М. Б. ВОРОШИЛОВА
выпускающий редактор
И. С. ПОЛЯКОВА
заведующий отделом перевода
доктор педагогических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор философии, профессор
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор педагогических наук, профессор
В. Г. БОЧАРОВА
ДЖ. ДАНН
Э. Ф. ЗЕЕР
(Москва, Россия)
(Глазго, Великобритания)
(Екатеринбург, Россия)
Е. В. КОРОТАЕВА (Екатеринбург, Россия)
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
доктор философии, профессор
доктор философских наук, профессор
доктор философии, профессор
доктор философии, профессор
доктор философии, профессор
доктор психологических наук, профессор
доктор философии, профессор
доктор педагогических наук, профессор
Э. ЛАССАН
Л. Я. РУБИНА
О. САНТА АНА
П. СЕРИО
Л. СТЕЙНОВ
(Екатеринбург, Россия)
(Вильнюс, Литва)
(Екатеринбург, Россия)
(Лос-Анджелес, США)
(Лозанна, Швейцария)
(Копенгаген, Дания)
Э. Э. СЫМАНЮК (Екатеринбург, Россия)
П. ЧЕРВИНЬСКИ (Катовице, Польша)
Т. Н. ШАМАЛО
(Екатеринбург, Россия)
Стр.2
3
Содержание
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 7
Сигнаевская О. Р.
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ:
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Игошев Б. М., Суворов М. В.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА УРАЛЕ
В 1912—1919 гг. ...................................................................................................................17
Каймаразова Л. Г.
СРЕДНЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДАГЕСТАНЕ
В 20—30-х гг. XX в. ........................................................................................................... 31
Лобанов В. В.
ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОМПЛЕКСНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ........................................................ 37
СТРАТЕГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Казеичева И. Н.
СТРЕМЛЕНИЕ К РАЗВИТИЮ —
ЗАЛОГ УСПЕШНОГО УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ........................................................42
Липатникова И. Г.
ОБУЧЕНИЕ В МАГИСТРАТУРЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ
НЕПРЕРЫВНОГО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ..............................................................................................49
Ческидова А. А.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПО ИНФОРМАТИКЕ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ.................................................... 57
Швецова А. В.
ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ
В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ.............64
МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Ситникова М. И., Рагозина Л. Д.
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОМ ВУЗЕ:
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ..............................................71
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Алексеевский П. И.
РОЛЬ ОБЪЕКТНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЮ
СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ.......................................... 81
Педагогическое образование в России. 2011. № 3
E-mail: pedobraz@uspu.ru
7
7
ПОИСКИ СОЛИДАРНОСТИ,
ИЛИ ФЕНОМЕН ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ…………………………………………..7
Стр.3
4
Баяндин Д. В.
БАЗОВЫЙ ПРИЗНАК КЛАССИФИКАЦИИ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ........................................................................84
Елфимова Н. В.
ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕФОРМАЦИЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ «ПЕДАГОГ — УЧАЩИЙСЯ» .............................89
Лазарева О. А.
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ .................................................96
Овчарова Р. В., Гизатуллина Э. Р.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ
ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА ............................................................................................ 103
ИННОВАЦИИ В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Абдулов Р. М., Надеева О. Г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
СОВРЕМЕННЫХ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ................................................. 109
Березянский И. М.
РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР В УСЛОВИЯХ
ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ УДАЛЕННОСТИ СТУДЕНТА И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПОДБОРУ ПЕРСОНАЛА................................................ 120
Васягина Н. Н.
ОБУЧЕНИЕ КАК ФОРМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.............................................................................. 126
Кашина Н. И.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР УРАЛЬСКОГО КАЗАЧЕСТВА
НА УРОКАХ МУЗЫКИ В КАЗАЧЬИХ КАДЕТСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ.. 133
Кочнев В. П., Новоселов С. А.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ
МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО СОДЕРЖАНИЯ............................................................. 139
Лапёнок М. В.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КЛАССНО-УРОЧНОЙ ФОРМЫ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ......................................................................147
Овсянникова Н. П., Зуев П. В.
РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................... 156
Обласова Т. В.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ ПЕДАГОГОВ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
(ИЗ ОПЫТА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КВАЛИФИКАЦИИ) ............................................................................................................ 162
Павлова М. С., Усольцев А. П.
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ... 169
Педагогическое образование в России. 2011. № 3
E-mail: pedobraz@uspu.ru
Стр.4
5
Подгорных Е. М.
СООТНОШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО И ИНТУИТИВНОГО
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА .......................................176
Рейн Н. А.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МЕТАФОРИЧЕСКОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
В ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИОЛОГИИ...........................................................................181
Таршис Л. Г., Таршис Г. И., Ванюкова Т. В., Коротаева М. Г.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ............................................................ 187
Яшкова Т. В.
УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА
КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ.................................................................................... 192
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Антонова А. М.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ
К УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА..................................................... 198
Величко Е. В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
КОЛЛЕДЖЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ЕЕ ДИАГНОСТИКА....................................................................................................203
Ильин И. В., Оспенникова Е. В.
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕТАТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
КАК БАЗОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА............................................................................... 208
Лахтина М. И.
ЖИЗНЬ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В. И. ПАТРУШЕВА
КАК КОМПОНЕНТ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
ШКОЛЬНОГО КУРСА БИОЛОГИИ..............................................................................217
Наговицына Т. В.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.........................................................................................222
Плужникова Н. Н.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ В ШКОЛЕ........................227
Цирихова Н. В.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СТАРШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
И УЧАЩИМИСЯ КОЛЛЕДЖА ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА.........................................232
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
Баркова М. А.
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В. М. ШУКШИНА ....................................................................237
Педагогическое образование в России. 2011. № 3
E-mail: pedobraz@uspu.ru
Стр.5
6
Савицкая Н. В.
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ..................................................244
Шаронова Е. Г.
ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ..................248
Щепеткина И. В.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА................................................................................253
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
Грибан И. В.
ДИСКУССИЯ С ПРОШЛЫМ: КАК ИЗУЧАЮТ ИСТОРИЮ
ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В ШКОЛАХ ФРГ.........................................................260
Добровольская Л. В.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ
НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛАХ КАЗАХСТАНА...................................................266
ЮБИЛЕЙ
Корнев И. Н., Поздняк С. Н.
СОЧЕТАНИЕ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ
КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ:
ПАМЯТИ Е. Л. ШУВАЛОВА..........................................................................................273
Сведения об авторах .................................................................................. 279
Information about the authors .................................................................... 285
Педагогическое образование в России. 2011. № 3
E-mail: pedobraz@uspu.ru
Стр.6
289
Информация для авторов
Редакция журнала «Педагогическое образование в России» принимает к публикации статьи,
соответствующие тематике журнала. Все статьи рецензируются независимыми экспертами.
Окончательное решение о публикации принимает редколлегия журнала. В случае отказа в
публикации редакция направляет автору мотивированный отказ. Плата за публикацию с аспирантов
не взимается.
Материалы для публикации присылаются в электронном и бумажном виде. Набор должен
быть выполнен в текстовом редакторе WORD в соответствии со следующими требованиями: объем
текста — 8—12 страниц (≈ 20 000 знаков с пробелами); формат страницы — А4; гарнитура —
Times New Roman; размер кегля — 14; межстрочный интервал — 1,5. Допустимые выделения
— курсив, полужирный.
Отдельными файлами прилагаются: рисунки (только черно-белые, без полутонов): в векторных
форматах — AI, CDR, WMF, EMF; в растровых форматах — TIFF, JPG с разрешением не
менее 300 точек/дюйм в реальном размере; диаграммы из программ MS Excel MS Visio и т. п.
вместе с исходным файлом, содержащим данные.
Статья должна соответствовать требованиям РИНЦ, т. е. помимо основного текста содержать
следующие сведения, представленные на русском и английском языках:
1) фамилия, имя, отчество автора (авторов) полностью;
2) ученая степень, звание, должность;
полное и точное место работы; подразделение организации;
контактная информация (e-mail, почтовый адрес организации с указанием индекса);
3) название статьи;
4) аннотация (250—300 знаков с пробелами);
5) ключевые слова (5—7 слов).
К статье прилагаются также индекс УДК, рубрика ГСНТИ и код ВАК.
Пронумерованный список литературы приводится в конце статьи в алфавитном порядке, ссылки
на работы заключаются в квадратные скобки с указанием страницы при цитировании, например:
«Текст цитаты…» [24. С. 56]. Библиографическое описание оформляется по ГОСТ Р
7.0.5—2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Образцы
оформления представлены на сайте научных журналов УрГПУ journal.uspu.ru
(343) 235-76-03
Ворошилова Мария Борисовна
E-mail: pedobraz@uspu.ru
АДРЕС РЕДАКЦИИ
620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, к. 221
Педагогическое образование в России. 2011. № 3
E-mail: pedobraz@uspu.ru
Стр.289
290
Научное издание
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
2011. № 3
Редактор Л. Н. Лексина
Компьютерная верстка Л. Н. Лексиной
Подписано в печать 04.07.11. Формат 70×100/16.
Бумага для множ. ап. Гарнитура «Georgia». Печать на ризографе.
Уч.-изд. л. 21,8. Тираж 500 экз. Заказ № 3654.
Тираж отпечатан в отделе множительной техники
Уральского государственного педагогического университета
620017 Екатеринбург, просп. Космонавтов, 26
E-mail: pedobraz@uspu.ru
Педагогическое образование в России. 2011. № 3
E-mail: pedobraz@uspu.ru
Стр.290