Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Формирование двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания в вузе (220,00 руб.)

0   0
АвторыПономарев Василий Викторович
Издательство[Б.и.]
Страниц160
ID261055
АннотацияВ монографии раскрыты научно-методические основы формирования двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания в вузе.
Формирование двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания в вузе / В.В. Пономарев .— : [Б.и.], 2011 .— 160 с. — URL: https://rucont.ru/efd/261055 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПОНОМАРЕВ ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве монографии Красноярск , 2011 3 УДК: 37.042+37.037.1]:61 Григорьев А.Ю., Пономарев В.В. <...> Формирование двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания в вузе – Красноярск: СибГТУ, 2011. <...> Во второй главе обосновывается содержание вариативной части программно-методического обеспечения формирования двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания студентов в вузе, а также представлена технология реализации теоретического материала. <...> Научно-теоретический и практический результаты работы дополняют и расширяют общую концепцию физического воспитания студенческой молодежи. <...> В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» предъявляются новые требования к подготовке специалистов, связанные с необходимостью повышения качества образовательного процесса на основе интеграции умственной и двигательной деятельности студентов, как одно из условий активизации учебного труда в вузе. <...> Только в единстве и взаимосвязи двигательной и умственной деятельности необходимо готовить современных специалистов в процессе обучения в вузе. <...> . Одним из факторов, негативно влияющих на качество учебного труда, является недостаточный уровень двигательной компетенции в процессе обучения в вузе, как условие поддержания умственной и физической активности настоящих и будущих высококвалифицированных специалистов (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, Е.В. Бондаревская, Н.В. Кузьмина и др.) <...> . Одним из решений данной проблемы является профессиональное становление студентов в вузе на основе единства и взаимосвязи оптимального формирования учебного труда и двигательной компетенции. <...> На научнотеоретическом уровне актуальность проблемы обусловлена гуманистически ориентированной образовательной парадигмой, где <...>
Формирование_двигательной_компетенции_студентов_в_процессе_физического_воспитания_в_вузе.pdf
А.Ю. ГРИГОРЬЕВ В.В.ПОНОМАРЕВ ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ Красноярск, 2011
Стр.1
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный технологический университет» А.Ю. ГРИГОРЬЕВ В.В.ПОНОМАРЕВ ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве монографии Красноярск , 2011
Стр.2
3 УДК: 37.042+37.037.1]:61 Григорьев А.Ю., Пономарев В.В. Формирование двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания в вузе – Красноярск: СибГТУ, 2011. – 172 с. В монографии раскрыты научно-методические основы формирования двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания в вузе. В первой главе монографии представлены теоретические исследования проблемы формирования двигательной компетенции студентов в вузе. Во второй главе обосновывается содержание вариативной части программно-методического обеспечения формирования двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания студентов в вузе, а также представлена технология реализации теоретического материала. Монография содержит педагогическую модель формирования двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания студентов в вузе. Научно-теоретический и практический результаты работы дополняют и расширяют общую концепцию физического воспитания студенческой молодежи. Монография имеет большую практическую значимость формирования двигательной компетенции у студентов в вузе. Монография предназначена для научных работников, преподавателей и специалистов высшей школы. Результаты работы можно широко использовать в практике физического воспитания студентов в высших учебных заведениях. Рецензенты: д-р.пед.наук, проф. Л.К. Сидоров (Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева); д-р пед.наук, проф. В.С. Близневская (Сибирский федеральный университет). © А.Ю. Григорьев, В.В.Пономарев, 2011 © ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», 2011
Стр.3
4 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Вступление человечества в XXI век ставит перед ним новые ориентиры, которые, прежде всего, направлены на совершенствование процесса образования, подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих системными и интегративным знаниями для принятия современных и компетентных решений в своей будущей профессиональной деятельности. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» предъявляются новые требования к подготовке специалистов, связанные с необходимостью повышения качества образовательного процесса на основе интеграции умственной и двигательной деятельности студентов, как одно из условий активизации учебного труда в вузе. Создание условий в вузовском пространстве по формированию двигательной компетенции у студентов как современного и продуктивного направления в физическом воспитании будет способствовать корректному формированию будущих профессионально-прикладных качеств у молодых людей. Только в единстве и взаимосвязи двигательной и умственной деятельности необходимо готовить современных специалистов в процессе обучения в вузе. В настоящее время вузы не готовы обеспечить качество подготовки специалистов, которое соответствовало бы темпам и уровню развития современного производства и общества (А.В. Хуторский, Л.С. Выготской, А.Н. Леонтьев, Н.В. Кузьмина и др.). Одним из факторов, негативно влияющих на качество учебного труда, является недостаточный уровень двигательной компетенции в процессе обучения в вузе, как условие поддержания умственной и физической активности настоящих и будущих высококвалифицированных специалистов (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, Е.В. Бондаревская, Н.В. Кузьмина и др.). Одним из решений данной проблемы является профессиональное становление студентов в вузе на основе единства и взаимосвязи оптимального формирования учебного труда и двигательной компетенции.
Стр.4
5 На протяжении жизни одного поколения резко возросла интенсификация умственного труда на фоне снижения уровня двигательной активности, что в свою очередь привело к рассогласованию интеллектуальных и психофизических потенций человеческого организма. На научнотеоретическом уровне актуальность проблемы обусловлена гуманистически ориентированной образовательной парадигмой, где созидание гармонично развитой личности в процессе профессионального становления в вузе невозможно без формирования двигательной компетенции как необходимое условие безопасности здоровья. Однако в педагогической теории и практике недостаточно разработаны организационно-методические подходы формирования двигательной компетенции как основы функционирования здорового образа жизни студентов и продуктивного учебного труда в процессе обучения в вузе. В процессе анализа научно-исследовательской и учебно-методической литературы были выявлены следующие противоречия: - необходимостью повышения и укрепления общего состояния здоровья современных студентов и недостаточной продуктивностью действующего процесса физического воспитания молодежи в вузе; - необходимостью формирования мотивация молодежи на активные занятия физической культурой спортом, в период обучения в вузе и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий в вузовской среде для этого; - между необходимостью формирования двигательной компетенции у студентов в процессе обучения в вузе, как необходимое условие гуманистически ориентированной образовательной парадигмы в формировании здорового образа жизни и продуктивного учебного труда и недостаточной его научно-методической разработанностью. Данные противоречия ведут к возникновению проблемы поиска и разработки условий, при которых студенческая молодежь могла продуктивно формировать двигательную компетенцию в гармоничном сочетании с
Стр.5
6 учебным трудом в вузе. Выявленная проблема определила тему исследования: «Формирование двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания в вузе». Объект исследования: физическое воспитание студентов в вузе. Предмет исследования: организационно-методические основы формирования двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания в вузе. Цель исследования: теоретически обосновать структуру и наполнить содержанием организационно-методические основы формирования двигательной компетенции студентов, в процессе физического воспитания в вузе и в опытно-экспериментальной работе проверить их эффективность. Гипотеза исследования: физическое воспитание в вузе будет более продуктивным и динамичным, если формировать двигательную компетенцию у студентов при соблюдении следующих организационнометодических основ: - информирование студентов о необходимости формирования двигательной компетенции, как необходимого условия безопасности здоровья и эффективного учебного труда в вузе; - разработать и внедрить программно-методическое обеспечение формирования двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания в вузе; - разработать структуру и содержание педагогической модели реализации программно-методического обеспечения формирования двигательной компетенции у студентов, включающую следующие этапы: подготовительно-когнитивный, оздоровительно-профилактический, профессионально-прикладной и итогово-результативный; - осуществлять диагностику и коррекцию формирования двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания в вузе. В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи:
Стр.6
7 1. Изучить состояние проблемы формирования двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания в вузе. Конкретизировать понятие «двигательная компетенция студентов в вузе». 2. Разработать вариативную часть программно-методического обеспечения формирования двигательной компетенции студентов в вузе. 3. Разработать структуру и наполнить содержанием педагогическую модель реализации вариативной части программно-методического обеспечения формирования двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания в вузе. 4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность вариативной части программно-методического обеспечения формирования двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания в вузе. Теоретико-методологическую основу исследования составляли: - на общенаучном уровне: культурологический (Г.И. Ильин, М.С. Каган, Л.П. Буева и др.); личностный (А.А. Велик, В.Т. Лисовский, Е.В. Бондаревская и др.); деятельностный (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); компетентностный (В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, Н.В. Кузьмина, Г.А. Белицкая, Л.И. Берестова, В.И. Байденко, Н.А. Гришанова, А.И. Панарин, Л.Н. Шабалина, СЕ. Шишов и др.); подходы, идеи гуманизации и гуманитаризации высшего образования (А.В. Петровский, Ю.В. Сенько, В.А. Сластенин и др.); теоретические основы моделирования как метода научного исследования (И.Б. Новик, А.И. Уемов, В.А. Штофф, С.И. Архангельский и др.); - на конкретно-научном уровне: методология педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин и др.; личностный (В.В. Сериков, СА. Смирнов, Н.И. Алексеев и др.); системный (В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, В.Д. Шадриков и др.); валеологический (Н.М. Амосов, И.И. Брехман,
Стр.7
8 В.В. Колбанов, А.Г. Щедрина, Г.Л. Апанасенко, Р.И. Айзман, М.В. Андропова, Ж.Б. Сафонова, В.П. Казначеев и др.); двигательной потребности человека (Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов, Л.К. Сидоров, Е.П. Ильин, А.И. Пуни, П.А. Рудик, П.Ф. Лесгафт, А.В. Царик, П.К. Анохин, B.C. Фафель, Я.М. Кац, М.Р. Могендович, P.M. Баевский, Я.С. Вайнбаум и др.); физическое образование (П.Ф. Лесгафт, Л.И. Лубышева, В.К. Бальсевич, И.И. Сулейманов, В.В. Пономарев, Л.П. Матвеев, Л.А. Семенов, З.И. Кузнецова, И.В. Манжелей и др.). В работе использовались следующие методы исследования: - теоретические: анализ философской, социологической, психологопедагогической, медицинской и валеологической литературы, изучение нормативно-методических документов в сфере образования, моделирование, интерпретации; - эмпирические: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование двигательных качеств, функциональные пробы оценки состояния здоровья, педагогический эксперимент, математикостатистический анализ. Экспериментальной базой исследования явились вузы города Красноярска: ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» (СибГТУ) и Сибирский Федеральный университет (СФУ). За период с сентября 2005г. по июнь 2010г. в эксперименте приняли участие 500 студентов первых курсов, где 300 человек (170 юношей и 130 девушек) составили экспериментальную группу (СибГТУ) и 200 (120 юношей и 80 девушек) контрольную группу (СФУ). Основные этапы исследования: На первом этапе (2004-2005 гг.) проводился анализ научноисследовательской и учебно-методической литературы по проблеме исследования, конкретизирован предмет и сформирована гипотеза исследования; определен категорийный аппарат исследования; обозначены задачи исследования, выстроены этапы исследования и их содержание.
Стр.8
9 На втором этапе (2005–2009 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по исследованию эффективности вариативной части программнометодического обеспечения формирования двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания в вузе; проанализированы промежуточные результаты; произведена корректировка структуры педагогической модели и содержание программно-методического обеспечения. На третьем этапе (2009-2010 гг.) проведен теоретический и математико-статистический анализ полученных данных по окончании опытно-экспериментальной работы, сформулированы выводы и практические рекомендации, завершено литературное оформление диссертации, подготовлены для издания монография и методические рекомендации. Научная новизна исследования: 1. Конкретизировано понятие «двигательная компетенция студентов в вузе», заключающееся в сформированности у студентов теоретических знаний и практических умений, направленных на гармонизацию физической и умственной деятельности, что позволяет в совокупности целенаправленно и интегративно формировать у молодежи здоровый образ жизни как базовой составляющей безопасности здоровья студентов и продуктивного учебного труда в вузе. 2. Разработаны и наполнены содержанием организационнометодические основы формирования двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания в вузе, которые включают следующие положения: - вариативная часть программно-методического обеспечения формирования двигательной компетенции студентов; - педагогическая модель реализации вариативной части программно-методического обеспечения формирования двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания в вузе;
Стр.9
10 - методика диагностики формирования двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания в вузе. 3. Разработана и обоснована вариативная часть программнометодического обеспечения формирования двигательной компетенции студентов в вузе, включающая: теоретический раздел, где раскрываются общетеоретические основы формирования двигательной компетенции, методический раздел, направленный на освоение студентами методических знаний и умений, формирования двигательной компетенции, и практический раздел, основной целью которого является реализация студентами приобретенных теоретических знаний и практических умений в повседневной деятельности. 4. Разработана структура и наполнена содержанием педагогическая модель реализации вариативной части программно-методического обеспечения формирования двигательной компетенции студентов в вузе и включающая следующие ее этапы: подготовительно-когнитивный (1-й год обучения в вузе), где проводится предварительная диагностика исходного уровня двигательной компетенции; коррекционно-формирующий (2-й год обучения), структурирование и формирование организационно-методических мероприятий по коррекции двигательной компетенции; профессиональноприкладной (3 - год обучения), у студентов формируются теоретические и методические знания поддержания и укрепления прикладных умений и навыков в профессиональной деятельности и итогово-презентативный (4-й год обучения), демонстрирование студентами приобретенных двигательных компетенций и индивидуального стиля здорового образа жизни. 5. Разработано содержание и методика диагностики сформированности двигательной компетенции студентов, включающая следующие критерии: гигиенические, оздоровительно-рекреативные, общеподготовительные, спортивные, профессионально-прикладные и лечебные, а также соответствующие уровни сформированности двигательной компетенции.
Стр.10
11 Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы организационно-методические основы формирования двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания в вузе; конкретизировано понятие «двигательная компетенция студентов в вузе»; наполнена теоретическим содержанием структура педагогической модели реализации вариативной части программно-методического обеспечения формирования двигательной компетенции у студентов; расширено представление о необходимости взаимосвязи двигательной компетенции и умственной деятельности как необходимого условия гармонизации и активизации учебного труда студентов в вузе. Все это в совокупности обогащает и интегрирует общие подходы теории и практики гармонизации физической и интеллектуальной деятельности в процессе обучения студентов в вузе. Практическая значимость исследования заключается в разработке программного и методического обеспечения формирования двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания в вузе; структурировании технологической модели реализации вариативной части программно-методического обеспечения формирования двигательной компетенции студентов; методики контроля и коррекции формирования двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания. Теоретический и практический материал проведенного исследования может быть использован при разработке учебных программ, пособий и методических рекомендаций. На защиту выносятся следующие положения: 1. Двигательная компетенция студентов как необходимое условие, способствующее динамичной и продуктивной учебной деятельности в процессе физического воспитания в вузе на основе единства и взаимосвязи физической и умственной деятельности, как базового фундамента раскрытия интеллектуальных и психофизических потенций, обусловленной современной гуманистически ориентированной образовательной парадигмой,
Стр.11
12 где формирование гармонично развитой личности в процессе обучения в вузе невозможно без формирования двигательной компетенции. 2. Формирование двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания в вузе необходимо осуществлять при внедрении следующих организационно-методических основ: - вариативной части программно-методического обеспечения формирования двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания в вузе, которая включает следующие разделы: теоретический, где раскрываются общетеоретические основы формирования двигательной компетенции; методический раздел, направленный на освоение студентами методических знаний и умений формирования двигательной компетенции и практический раздел, основной целью которого является реализация студентами приобретенных теоретических знаний и практических умений в повседневной учебной и внеучебной деятельности; - педагогической модели реализации вариативной части программнометодического обеспечения формирования двигательной компетенции у студентов, включающей следующие этапы: 1 этап (подготовительнокогнитивный, первый курс) – проводится комплексное обследование состояния здоровья студентов, оценка общих теоретических знаний и практических умений, диагностика исходного уровня двигательной компетенции, формирование программно-методического материала для коррекции исходных показателей студентов; 2 этап (коррекционноформирующий, второй курс) – формирование теоретических знаний и практических умений двигательной компетенции, выбор темы дипломной работы «Мой индивидуальный стиль здорового образа жизни»; 3 этап (профессионально-прикладной, третий курс) – написание дипломной работы, выбор и занятие различными видами спорта, выполнение спортивных разрядов, дальнейшее совершенствование теоретических и практических навыков и умений занятий физической культурой, здоровым образом жизни и др.; 4 этап (итогово-презентативный, четвертый курс) – активное участие в
Стр.12