Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Керлинг в физическом воспитании студентов вуза: теоретические и практические основы (220,00 руб.)

0   0
АвторыПономарев Василий Викторович
Издательство[Б.и.]
Страниц160
ID261054
АннотацияВ монографии раскрыты теоретические и практические основы формирования мотивации студентов на занятия керлингом.
Керлинг в физическом воспитании студентов вуза: теоретические и практические основы / В.В. Пономарев .— : [Б.и.], 2014 .— 160 с. — URL: https://rucont.ru/efd/261054 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В первой главе монографии раскрыты общепедагогические и социальные аспекты культивирования нетрадиционных видов спорта в физическом воспитании студентов вуза. <...> Общепедагогические и социальные аспекты культивирования нетрадиционных видов спорта в физическом воспитании студенческой молодежи. <...> ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ СТУДЕНТОВ ИГРЕ В КЕРЛИНГ. <...> Актуализация физического воспитания студентов в вузе на основе культивирования занятий керлингом. <...> Теоретическое обоснование и разработка содержания экспериментальной методики тренировки студентов игре в керлинг……. <...> Структура и содержание опытного организационно-педагогического процесса реализации экспериментальной методики тренировки студентов игре в керлинг в вузе. <...> Среди основных особенностей функционирования физической культуры и спорта в вузе, это ее важная роль в самоутверждении и самореализации студенческой молодежи в период получения высшего образования, как важнейшей социальной ценности, в удовлетворении двигательной потребности и формировании общественно-активной личности. <...> В том числе особой популярностью в Европе и в Мире среди студентов пользуются занятия керлингом (К.Ю. Задворнов, Е.А. Изотов, М.С. Мельников, Е.В. Конева, И.В. Пешкова и др.) <...> . Наиболее продуктивной формой организации физического воспитания современных студентов вуза являются занятия в спортивных секциях, где молодежь в свободное от учебы время может успешно реализовать свой индивидуальный двигательный потенциал, формировать спортивную культуру, повышать физическую и умственную работоспособность (Н. <...> В ходе анализа учебно-методической и научно-исследовательской литературы были выделены следующие противоречия между: - необходимостью дальнейшего вхождения в Европейское спортивнооздоровительное пространство студенческой молодежи страны и недостаточной научно-образовательной и материально-технической <...>
Керлинг_в_физическом_воспитании_студентов_вуза_теоретические_и_практические_основы.pdf
В.А. ГРОШЕВ В.В. ПОНОМАРЕВ _____________________ КЕРЛИНГ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Красноярск, 2014
Стр.1
2 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный технологический университет» В.А. ГРОШЕВ В.В. ПОНОМАРЕВ КЕРЛИНГ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве монографии
Стр.2
3 Грошев В.А., Пономарев В.В. Керлинг в физическом воспитании студентов вуза: теоретические и практические основы. – Красноярск: СибГТУ, 2014. – 160 с. В монографии раскрыты теоретические и практические основы формирования мотивации студентов на занятия керлингом. В первой главе монографии раскрыты общепедагогические и социальные аспекты культивирования нетрадиционных видов спорта в физическом воспитании студентов вуза. Во второй главе подробно раскрыта структура и содержание педагогического процесса физического воспитания студентов на основе занятий керлингом. Монография предназначена для научных работников, преподавателей и специалистов высшей школы. Результаты работы можно широко использовать в учебных заведениях страны. Рецензенты: д-р пед. наук, проф. Л.К. Сидоров (Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева); к-т. пед. наук, доц. А.Н. Савчук (Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева). © Грошев В.А., Пономарев В.В., 2014 © ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», 2014.
Стр.3
4 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................6 Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КУЛЬТИВИРОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ СПОРТА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА.........................11 1.1.Общепедагогические и социальные аспекты культивирования нетрадиционных видов спорта в физическом воспитании студенческой молодежи......................................................................................................12 1.2.Двигательная активность и ее физиологические механизмы поддержания физической и умственной работоспособности студентов в вузе.......................................................................................................................19 1.3. Историко-педагогические аспекты становления и развития керлинга в мире и в России………………………………………………………………..28 Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ СТУДЕНТОВ ИГРЕ В КЕРЛИНГ.................................. 46 2.1. Задачи, методы и организация исследования…………………………..46 2.2. Актуализация физического воспитания студентов в вузе на основе культивирования занятий керлингом...........................................................54 2.3. Содержание организационно-игровых и базовых тактико-технических действий студентов в процессе занятий керлингом ………………………64 2.4.Теоретическое обоснование и разработка содержания экспериментальной методики тренировки студентов игре в керлинг……. 81 2.5. Структура и содержание опытного организационно-педагогического процесса реализации экспериментальной методики тренировки студентов игре в керлинг в вузе..................................................................................92 2.6. Теоретический и математико-статистический анализ результатов опытно-экспериментальной работы.........................................................108 ВЫВОДЫ.........................................................................................................123
Стр.4
5 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………….125 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.......................................................126 ПРИЛОЖЕНИЕ..............................................................................................143
Стр.5
6 ВВЕДЕНИЕ Актуальность. В настоящее время продолжается процесс интеграции России в Европейское образовательное пространство. В то же время многие образовательные направления и популярные спортивно-оздоровительные формы культивируемые в ведущих Европейских вузах не получили своего внедрения и признания в вузах России. Среди основных особенностей функционирования физической культуры и спорта в вузе, это ее важная роль в самоутверждении и самореализации студенческой молодежи в период получения высшего образования, как важнейшей социальной ценности, в удовлетворении двигательной потребности и формировании общественно-активной личности. В тоже время для российских студентов занятия спортом, направлены, прежде всего, на достижение физического (спортивного) результата, в зарубежных вузах студенты предпочитают получать от занятий физической культурой и спортом комфорт, удовлетворение личностно-физических потребностей, общение с друзьями и т.д. (П.Д. Дрон, Л.И. Лубышева, В.В. Пономарев и др.). Занятия спортом для европейских студентов является важной составляющей личностного имиджа и социального статуса. В зарубежных вузах среди студенческой молодежи культивируются различные современные формы и виды физических упражнений для спортивного досуга: софтбол, гольф, дартс, крокет, армреслинг, серфинг и др. В том числе особой популярностью в Европе и в Мире среди студентов пользуются занятия керлингом (К.Ю. Задворнов, Е.А. Изотов, М.С. Мельников, Е.В. Конева, И.В. Пешкова и др.). Как показывает практика, социальный заказ государства на физически крепких будущих специалистов не всегда согласуется с истинным уровнем их здоровья, мотивации студентов на формирование личностной культуры занятия массовыми видами спорта и т.д. Подготовка компетентных специалистов и в тоже время физически крепкой и спортивной молодежи,
Стр.6
7 является основной целью образовательного процесса современной высшей школы (А.В. Лотоненко, В.В. Пономарев, Л.И. Лубышева и др.). Наиболее продуктивной формой организации физического воспитания современных студентов вуза являются занятия в спортивных секциях, где молодежь в свободное от учебы время может успешно реализовать свой индивидуальный двигательный потенциал, формировать спортивную культуру, повышать физическую и умственную работоспособность (Н.В., Арнст, С.А. Дорошенко, А.Ю. Григорьев, Л.И. Лубышева, В.К. Бальсевич). В ходе анализа учебно-методической и научно-исследовательской литературы были выделены следующие противоречия между: - необходимостью дальнейшего вхождения в Европейское спортивнооздоровительное пространство студенческой молодежи страны и недостаточной научно-образовательной и материально-технической готовностью вузов России к данной интеграции; - необходимостью укрепления и поддержания физического здоровья студентов через различные внеучебные организационные формы и технологии и недостаточной эффективностью использования потенциала Европейских молодежных двигательных культур и популярных видов спорта в современном физическом воспитании студентов вузов страны; - между необходимостью проектирования современных молодежных массовых видов спорта в физическом воспитании студентов вуза и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий вузов для культивирования разнообразных современных спортивных технологий и двигательных культур среди молодежи; - между необходимостью проектирования современных молодежных видов спорта для массовых занятий студентов в вузах и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий и материальнотехнической готовностью вузов для их культивирования;
Стр.7
8 - необходимостью культивирования занятий керлингом студентов вуза и недостаточной научной разработанностью программно-методического обеспечения данного процесса. Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: поиск и разработка эффективных организационнопедагогических условий культивирования спортивных занятий керлингом студентов вуза во внеучебное время. Обозначенная проблема определила цель исследования, которая заключается в теоретическом обосновании и разработке методики тренировки студентов в керлинге во внеучебное время на начальном этапе спортивной подготовки и проверка ее эффективности в педагогическом эксперименте. Необходимость разрешения поставленной цели и обусловила выбор темы исследования: «Методика тренировки студентов игре в керлинг на начальном этапе спортивной подготовки в вузе». Методологической основой и теоретической базой исследования стали: педагогические теории физического воспитания студентов вуза (Л.П. Матвеев, В.Л. Филин, В.И. Ильинич, Г.С. Туманян, В.В. Пономарев, М.Я. Виленский, и др.; современные данные о проблемах здоровья студенческой молодежи (Г.Н. Гончарова, Г.Л. Апанасенко, А.Г. Щедрина, Р.И. Айзман, В.В. Колбанов и др.), спортивно-образовательные и оздоровительные технологии физического воспитания студенческой молодежи (В.В. Пономарев, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, И.В. Манжелей, В.Г. Шилько, Л.В. Лотоненко, С.А. Дорошенко, В.И. Стручков и др.); современные фитнес-технологии (Т.В. Василистова, В.В. Пономарев, Л.Г. Диско, Е.В. Бондаренко, Е.В. Дворкина и др.) Для решения задач исследования были сформированы следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования; анкетирование, интервьюирование, беседа, опрос, медицинское обследование, педагогические наблюдения, педагогический
Стр.8
9 эксперимент, тестирование общей физической подготовленности студентов, тестирование специальной физической подготовленности студентов, тестирование технической подготовленности, математико-статистический анализ результатов педагогического эксперимента. В данной работе рассматривались и разрабатывались следующие научно-теоретические положения: 1. Программное обеспечение методики тренировки студентов в керлинге, включающее следующие теоретические и практические блоки: общетеоретический (общие понятия, терминология, исторические этапы развития и становления керлинга как вида спорта за рубежом и в нашей стране), методические основы проведения занятий по керлингу среди студентов вуза, специальная физическая подготовка, диагностический (содержание и этапы контроля и коррекции результатов культивирования занятий керлингом студентов) общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, техническая подготовка, психологическая подготовка, соревновательная деятельность. 2. Методика тренировки студентов в керлинг, содержащая следующие учебно-тренировочные этапы: 1-й этап – информационно-подготовительный (сентябрь-октябрь, 1 курс), направленный на знакомство студентов с керлингом через различные педагогические формы и последующая мотивация молодежи на занятия данным видом спорта; 2-й этап – общебазовый (ноябрь-май, 1 курс), на данном этапе осуществляется общая физическая и специальная физическая подготовка студентов на начальных этапах занятий керлингом, выявляются общие двигательные способности для тренировки игры в керлинг, разрабатывается коррекционный план подготовки студентов для продуктивных занятий керлингом, формируются начальные специально-технические двигательные действия для занятий керлингом и др.;
Стр.9
10 3-й этап – специально-технический (сентябрь-май), второй курс, на данном этапе у студентов закладываются специальная физическая готовность, техническая, тактическая и другие виды подготовки; 4-й этап – соревновательно-закрепляющий, третий курс, студенты более углубленно совершенствуют специально-физическую и техническую подготовленность, проводятся различные контрольные тесты, организуются соревнования внутри группы, студентам присваиваются спортивные разряды в зависимости от выполнения классификационных норм и др. 3. Диагностика результатов спортивных занятий керлингом студентов вуза включающая следующие блоки тестов для оперативного, текущего и итогового контроля: общая физическая подготовка (сентябрь, декабрь и май), специальная физическая подготовка (декабрь, май), техническая (декабрь, май), мотивационно-психологическая подготовка (сентябрь, май) молодежи в процессе учебно-тренировочных занятий керлингом во внеучебное время.
Стр.10