Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный технологический университет»
В.И. СТРУЧКОВ
В.В. ПОНОМАРЕВ
Формирование психофизического потенциала
студенток вуза в процессе учебного курса
дисциплины «Физическая культура»
Красноярск 2012
Стр.1
2
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный технологический университет»
В.И. СТРУЧКОВ
В.В. ПОНОМАРЕВ
Формирование психофизического потенциала
студенток вуза в процессе учебного курса
дисциплины «Физическая культура»
Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ
в качестве монографии
Красноярск, 2012
Стр.2
3
УДК:796.011.3:615.851
Стручков, В.И. Формирование психофизического потенциала студенток вуза
в процессе учебного курса дисциплины «Физическая культура»/
В.И. Стручков, В.В.Пономарев. – Красноярск: СибГТУ, 2012. – 158 с.
В монографии раскрыты теоретические и практические основы
формирования психофизического потенциала студенток вуза в процессе
учебного курса дисциплины «Физическая культура»
В данной работе представлен глубокий анализ педагогических,
медицинских и социальных проблем состояния репродуктивного здоровья
студенток вуза.
Корректно и последовательно обосновывается гипотеза о
необходимости взаимосвязи укрепления и поддержания физического и
репродуктивного здоровья девушек, как необходимое условие гармоничного
физического воспитания молодежи. Разработаны и наполнены содержанием
педагогические условия формирования психофизического потенциала
студенток вуза в процессе учебного курса дисциплины «Физическая
культура».
Монография предназначена для научных работников, преподавателей
высшей школы, аспирантам, студентам и всем специалистам,
интересующимся данной проблемой. Результаты работы можно использовать
при разработке методических рекомендаций, пособий и программ,
направленных на совершенствование процесса физического воспитания и
репродуктивной культуры студенток в вузе.
Рецензенты: д-р.пед.наук, проф. Л.К. Сидоров (Красноярский
государственный педагогический университет им. В.П.
Астафьева);
д-р пед.наук, проф. В.С. Близневская
(Сибирский федеральный университет).
© Стручков В.И., Пономарев В.В., 2012
© ГОУ ВПО «Сибирский государственный
технологический университет», 2012
Стр.3
4
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………...4
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование необходимости формирования
психофизического потенциала студенток вуза в процессе физического
воспитания………………………………………………………………………..……...11
1.1. Психофизическое состояние студенток вуза и его динамика в процессе учебного
труда и повседневной жизнедеятельности……..……………………………...…...11
1.2. Социально-педагогический анализ результатов физического воспитания и
состояния здоровья студенток вуза..……………………………….…………...32
1.3. Взаимосвязь физического воспитания с формирования психофизического
потенциала студенток вуза…………………………………………..………...…44
1.4. Педагогические условия формирования психофизического потенциала
студенток вуза, в процессе учебного курса дисциплины «Физическая
культура» ………………………………………..……………..…………...….....49
Заключение по первой главе…………………………………………………..……..…64
ГЛАВА 2. Обоснование содержания вариативной части программно-методического
обеспечения формирования психофизического потенциала студенток вуза, в процессе
учебного
курса
дисциплины
«физическая
культура»………………………………………………………………..…………...…...67
2.1. Теоретическое обоснование содержания вариативной части программнометодического
обеспечения формирования психофизического потенциала студенток
вуза …..………………………………………………………………………….…..…...67
2.2. Экспериментальная проверка эффективности программно-методического
обеспечения формирования психофизического потенциала студенток вуза ……..105
Заключение по второй главе……………………………………………………….....117
ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………..…….117
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………….…...….....120
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………..………..........122
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………..…………..….……...….141
Стр.4
5
ВВЕДЕНИЕ
В концепции развития физической культуры и спорта в России до 2015
года определены конкретные направления и основные задачи деятельности
государства по совершенствованию физического воспитания студентов в
вузе, формированию устойчивого интереса и потребностей в регулярных
занятиях физической культурой и спортом, укреплении и поддержании
психофизического потенциала состояния здоровья молодежи. Физическая
культура в высших учебных заведениях представлена как учебная дисциплина
и важнейший компонент целостного развития личности молодых людей,
значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и
физических сил; формирование таких общечеловеческих ценностей, как
укрепление здоровья, физическое и психическое благополучие, физическое
совершенство; профессионально-прикладную подготовленность, спортивную
подготовленность и т.д. (Л.И. Лубышева, В.К Бальсевич, 2008 и др.).
Формирование положительного отношения студентов к физическому
воспитанию является одной из актуальных социально-педагогических задач
учебно-воспитательного процесса, дальнейшего развития и расширения
массовой, оздоровительной и физкультурно-спортивной работы в высшей
школе. Реализация этой задачи должна рассматриваться с двух позиций: как
личностно-значимая и как общественно-необходимая. В условиях
деятельности высшей школы принципиально важна работа по активизации
позиции каждого студента в отношении своей физической подготовленности
и развития и особенно по формированию психофизического потенциала
студенток в вузе. В настоящее время физическое здоровье населения России
находится в центре внимания государственных органов управления и
общественных организаций в связи с негативными тенденциями его
показателей и низким уровнем рождаемости. Отсутствие значимой
положительной динамики естественного прироста населения во многом
обусловлено ухудшением состояния здоровья, увеличением числа
гинекологических заболеваний и низким уровнем психофизического
Стр.5
6
потенциала состояния здоровья женского населения (Т.Г. Захарова, 2003; Н.Г.
Гончарова, 2002; Е.В. Уварова, 2001). Усугубляет отрицательную ситуацию
утрата культурных ценностей в общественном сознании, формирование
нового стиля сексуального поведения девушек, а также возрастающая
гиподинамия, курение, употребление алкоголя, то есть факторы риска,
отрицательно влияющие на физическое состояние и особенно на
психофизический потенциал состояния здоровья студенток (В.И. Кулаков,
2006). В исследованиях, проведенных Т.А. Жуковой (2008), В.Г. Шилько
(2008), доказывается положительное влияние системных занятий физической
культурой на становление, развитие и сохранение психофизического
потенциала состояния здоровья студенток в процессе обучения в вузе. В то же
время современные стандарты образования не способствуют корректному
физическому воспитанию на основе формирования психофизического
потенциала состояния здоровья студенток во время обучения в вузе (Н.А.
Красноперова, 2004). В процессе физического воспитания девушек в вузе
часто игнорируются анатомо-физиологические особенности женского
организма и его биологические функции материнства, гармонично не
формируется психофизический потенциал состояния здоровья студенток, как
необходимого условия для благоприятного рождения здорового ребенка.
В связи с этим возникает острая необходимость коррекции содержания
учебных программ в направлении формирования психофизического
потенциала студенток в процессе учебного курса дисциплины «Физическая
культура». Анализ литературы по проблеме исследования позволил выявить
следующие противоречия:
- между необходимостью повышения рождаемости крепкого и здорового
поколения для государства и низким уровнем психофизического потенциала
состояния здоровья девушек (женщин);
- необходимостью коррекции физического воспитания студенток в вузе и
недостаточным научно-методическим обеспечением данной проблемы;
Стр.6
7
- необходимостью формирования и поддержания психофизического
потенциала состояния здоровья студенток в вузе и неразработанностью
организационно-методических основ для его формирования.
Все вышеуказанное определило проблему исследования, которая
заключается в необходимости коррекции физического воспитания студенток в
вузе на основе формирования и укрепления психофизического потенциала
состояния здоровья, что и послужило основанием выбора темы
исследования: «Формирование психофизического потенциала студенток вуза
в процессе учебного курса дисциплины «Физическая культура»».
Теоретико-методологической основой исследования явились:
концепция И.И. Брехмана о здоровье как основополагающем компоненте
человеческой деятельности; теория физической культуры личности
(М.Я. Виленский, А.В. Лотоненко, Л.И. Лубышева и др.); теоретикометодические
основы сохранения и коррекции репродуктивной функции
девушек средствами физической культуры (Н.Л. Пирназарова,
Е.В. Бондаренко, И.П. Куценко, И.Н. Шевелева, Ж.Б. Сафонова,
А.Г. Щедрина и др.); общенаучные положения и принципы теории и
методологии педагогических исследований (Л.П. Матвеев, В.М. Зациорский,
В.И. Загвязинский, Б.А. Ашмарин и др.); проблема мотивации студенток к
двигательной активности (Т.С. Лисицкая, И.В. Манжелей, Н.А. Анашкина,
С.А. Кабанов, Л.И. Анциферова, Е.С. Медведева и др.); современные
представления о физическом воспитании и состоянии здоровья студенческой
молодежи (Г.Л. Апанасенко, А.А. Кокшаров, А.В. Жарова,
Т.А. Мартиросова, Л.Н. Яцковская, О.Н. Московченко, Ж.Б. Сафонова,
О.Л. Трещева, Л.Г. Харитонова и др.); современные педагогические теории и
технологии физического воспитания студентов (В.К. Бальсевич, А.П. Исаев,
С.А. Кабанов, Э.М. Казин, Л.И. Лубышева, В.В. Пономарев, Л.С. Дворкин,
В.Г. Шилько и др.).
Стр.7
8
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
СТУДЕНТОК ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Психофизическое состояние студенток вуза и его динамика в
процессе учебного труда и повседневной жизнедеятельности
Формирование учебной деятельности тесно связаны как с состоянием
здоровья, так и с их способностями адаптироваться к сложным условиям обучения.
При этом следует иметь в виду, что способность организма отдельного
человека к адаптации в новой среде обитания во многом зависит от
индивидуальных резервных возможностей, которые он должен не только
реально оценивать, бережно относиться к имеющимся у него «резервам
жизнедеятельности», но при возможности и увеличивать эти резервы.
Обеспечить высокое качество профессиональной подготовки выпускников
вузов и сохранение здоровья невозможно без их собственной активной
деятельности, направленной на формирования психофизического потенциала
в процессе учебного курса «Физическая культура». Степень активности
студенток во многом зависит от ряда объективных и субъективных факторов,
которые проявляются в процессе обучения и вызывают определенные реакции
организма, но в любом случае процесс обучения связан с мобилизацией воли,
духовных и физических сил.
К числу таких объективных факторов можно отнести пол, возраст,
состояние здоровья и уровень функциональной подготовленности, среду
жизнедеятельности и учебного труда студенток, общую учебную нагрузку,
длительность и характер отдыха и др.
Состояние здоровья всегда оказывает положительное или отрицательное
влияние на общий психофизический потенциал студенток вуза. Известно, что
реакция ослабленного организма на любую физическую или умственную
нагрузку всегда более острая, чем у лиц с хорошим состоянием здоровья.
Стр.8
9
Наблюдения показывают, что студентки с ослабленным здоровьем
(специальная медицинская группа) чаще уходят в академический отпуск или
вообще прекращают обучение в вузе. Это во многом связано со
значительными эмоциональными стрессами, возникающими на фоне
прогрессивно возрастающей учебной информации, что в свою очередь
приводит к снижению психофизического потенциала. Поэтому все студенты
должны внимательно относиться к своему физическому состоянию.
Среда жизнедеятельности и учебного труда является одним из объективных
факторов, влияющих на успешность обучения и реакцию организма
на учебную нагрузку.
Проживание в общежитии или в семье в отдельной комнате, а также
многочисленные промежуточные варианты — все это накладывает отпечаток
на состояние организма студенток, его психофизиологический потенциал.
Длительные ежедневные поездки к месту учебы, плохой режим питания,
неудовлетворительные условия, в которых проводится учебная работа,
негативно влияют на общее состояние здоровья и снижает психофизический
потенциал молодежи.
Учебная нагрузка студенток по своему объему превышает нагрузку
любого представителя умственного труда с регламентированным рабочим
днем. Так, например, учебное время студентов в среднем составляет 52—58 ч
в неделю, включая самоподготовку. Учебная нагрузка студентов, как правило,
характеризуется неравномерностью распределения во времени учебного дня,
недели, семестра. Как правило, неравномерно в семестре распределяются и
текущие учебные задания, контрольные работы. Эта аритмия намного
увеличивает общую психофизическую нагрузку учебного труда и в целом на
общее состояние здоровья.
У значительной части студенток (около 57%), которые не умеют планировать
свое время, нет полноценного отдыха, а занятия самоподготовкой
продолжаются и в выходные дни. Это усугубляет общую нагрузку и
ограничивает возможности использования свободного времени для
Стр.9
10
необходимого пассивного и активного отдыха. Но даже при наличии
определенного времени на отдых восстановительные процессы у многих
студенток проходят неполноценно по причине недостаточного сна,
нерегулярного питания, малого пребывания на свежем воздухе, слабой
двигательной активности, в том числе и ограниченного использования средств
физической культуры и спорта, для укрепления и поддержания
психофизического потенциала состояния здоровья.
К субъективным факторам следует отнести индивидуальную неспособность
адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе;
личностные качества (характер, острота восприятия чужого мнения и др.);
мотивацию занятий в данном учебном заведении.
Способность адаптироваться к условиям обучения в вузе зависит от
целого ряда причин. Прежде всего сказывается индивидуальная психофизическая
усталость после огромного расхода нервной и физической
энергии в период выпускных экзаменов в школе и приемных экзаменов в вуз,
важен уровень базовых знаний, с которыми пришел в вуз первокурсник, его
способности к освоению специальных знаний, умений и навыков,
требующихся в избранной профессии, и др.
Приспособление к новой системе обучения, вхождение в новый
коллектив, осмысление и степень принятия ценностей будущей профессиональной
деятельности — все это сопровождается большим напряжением
компенсаторно-приспособительных механизмов молодого
организма, оказывающих свое влияние на способность адаптации к
социальным условиям обучения в вузе. Этим отчасти объясняется возможное
снижение уровня «привычной» успеваемости на I курсе, возникающие
трудности в общении и т.п.
У одних студентов период адаптации происходит плавно, у других —
скачкообразно. И все-же около 35% студентов ощущают дезадаптационный
синдром. К психофизическому дискомфорту может привести не только
Стр.10
11
непривычная учебная нагрузка, но и, как отмечалось выше, плохая
организация труда и отдыха самого студента.
Личностные качества во много определяют общий процесс адаптации
студенток к новым условиям его жизнедеятельности в вузе. Взаимовлияние
студенток друг на друга — сложный процесс. Здесь присутствует и общая
подготовленность, и уровень знаний отдельных студенток, и их физическое
состояние, и различия в материальной обеспеченности (от модности одежды
до возможностей в питании и т.п.). И сохранить собственное Я
слабохарактерному молодому человеку в этой обстановке бывает очень
сложно. Жизненный опыт показывает, что человек проходит как бы три
стадии в развитии своих отношений с другими людьми: в подростковом и
юношеском возрасте его очень интересует мнение всех о нем; в молодом и
зрелом возрасте — мнение людей, которых он уважает; в пожилом и старшем
— чужое мнение уже мало его волнует, так как он сам себя знает лучше
других. Поэтому желательно, чтобы период адаптации студенток совпал с
более высоким уровнем его реальной самооценки, что позволит ему, с одной
стороны, исправлять свои недостатки, а с другой — не попадать под чужое,
нередко негативное влияние. Очень важно в это время проявить стойкость в
обязательном и сознательном соблюдении всех составляющих здорового
образа жизни (отказ от вредных привычек и т.д.) при формировании
психофизического потенциала студенток, несмотря на многие «сбивающие»
факторы, традиционно присутствующие в студенческом коллективе в вузе.
Мотивация обучения играет главную роль в заинтересованности
студента при освоении предложенного учебного материала в данном вузе.
Уровень мотивации во многом определяет не только успешность обучения, но
и комфортность его состояния в учебном коллективе. Однако мотивация
обучения может изменяться и в ту, и в другую сторону уже в процессе
обучения по целому ряду причин.
Критическим для студенток всех курсов по формирования
психофизического потенциала, и особенно первого, является
Стр.11
12
экзаменационный период. Это один из вариантов стрессовой ситуации,
протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени и
характеризующейся большой ответственностью с элементами
неопределенности. С этим же связана длительность постоянной
психологической напряженности, которая не всегда осознается самой
студенткой. В этот период очень важно соблюдать должный режим труда и
отдыха, других составляющих здорового образа жизни для поддержания и
укрепления психофизического потенциала.
Таким образом, суммарное влияние на организм объективных и
субъективных факторов риска, к которым относятся социальные перемены,
постоянное ощущение нехватки времени и длительное эмоциональное
напряжение, связанные с загруженностью учебной и бытовой работой,
возможная неуверенность в себе, конфликты интимно-личного характера,
хроническое нарушение режима труда и отдыха, нерегулярное питание, резкое
ограничение физического компонента в жизнедеятельности и т.п., может
отрицательно сказаться на общем психофизическом потенциале студенток
вуза и может привести к существенному снижению умственной и физической
работоспособности, и самое главное репродуктивного здоровья.
При формирования психофизического потенциала студенток вуза,
выявлено отрицательное воздействие длительного пребывания в характерной
для лиц умственного труда «сидячей» позе, так как при этом кровь
скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца, уменьшается общий
объем активно циркулирующей крови, что ухудшает кровоснабжение ряда
важнейших органов, в том числе мозга. Снижается венозное кровоснабжение,
поскольку не работает «мышечный насос» нижних конечностей и других
крупных мышечных групп. Кроме этого, уменьшение размаха движений
диафрагмы в сидячем положении отрицательно сказывается на функции
дыхательной системы, а следовательно, и на кислородном обмене. При
эмоционально напряженном труде дыхание становится неравномерным,
может учащаться и углубляться, наблюдается его кратковременная
Стр.12