32 В.Н. Спеваков, Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов Психология лекции Статья седьмая МЕТОДЫ ПРЕПОДНЕСЕНИЯ МАТЕРИАЛА В этой статье рассматриваются методы преподнесения материала на вузовской лекции (методы проблемного изложения, повторений и совмещений), которые должен знать и уметь применять каждый лектор при исполнении лекции на любую тему. <...> МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ Метод проблемного изложения – это проблемное освещение лекционного материала, а не решение на лекции каких-то трудноразрешимых научных проблем. <...> Цель этого метода – вовлечь слушателей в обсуждение излагаемых задач, что укрепляет и © Спеваков В.Н., 2013 36 поддерживает произвольное внимание студентов. <...> Удачное применение этого метода вызывает у студентов непроизвольное внимание и формирует послепроизвольное. <...> Психологам, например, известно следующее: – если человек выполняет с объектом внимания (в данном случае – с материалом лекции) какую-то работу (физическую или интеллектуальную), то устойчивость внимания возрастает; – если слушатель, у которого лектор организовал внимание на лекции, наталкивается во время усвоения материала на какоето препятствие, то деятельность его мозга резко усиливается, НАШ ПРАКТИКУМ а значит, намного улучшается восприятие, понимание и запоминание. <...> К приемам формирования метода проблемного изложения относятся вопросы, беседы, размышления, противопоставления, доказательства от противного. <...> Во время исполнения лекции лектор время от времени использует прием «вопросы». <...> Цель таких вопросов – усилить умственную деятельность студентов и поддержать их произвольное внимание. <...> Уровень сложности вопросов должен быть таков, чтобы хорошо подготовленный студент мог решить их за несколько секунд. <...> Быстрые удачные ответы на вопросы лектора взбадривают студентов, а сложные, требующие долгого напряженного обдумывания, во-первых, «сжигают» лекционное время, а во-вторых <...>