Санкт-Петербургский государственный институт
психологии и социальной работы
Научно-практический журнал издаётся с 2001 г.
У Ч Ё Н Ы Е
ЗАПИСКИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО
Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н О Г О
И
Н
С
Т
И
Т
У
Т
А
П С И Х О Л О Г И И
И С О Ц И А Л Ь Н О Й РА Б О Т Ы
2006
ВЫПУСК 1
ТОМ 6
Санкт-Петербург
ученые записки санкт-петербургского государственного
и н с т и т у т а пси х о л о гии и с о ц и а л ь н о й ра б о т ы
Редакционная коллегия:
Главный редактор:
Платонов Ю.П. – д.пс.н., профессор, ректор СПбГИПСР, зав.кафедры
прикладной социальной психологии
Ответственные редакторы:
Гинецинский В.И. <...> Яковлева И.В. – к.пс.н., доцент, декан факультета психолого-социальной
работы
– д.пс.н., профессор, зав. кафедры психологии здоровья
– к.п.н., доцент, зав.кафедры гендерологии и фамилистики
– к.пс.н., доцент, зав.кафедры общей и дифференциальной
психологии
Журнал зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. <...> Свидетельство о регистрации ПИ № 2-4744 от 3 октября 2000 г.
ISSN 1993-8101
Подписной индекс: 19304
© Санкт-Петербургский государственный
институт психологии и социальной работы
(СПбГИПСР), 2006
СОДЕРЖАНИЕ
проблемы психолого-социального образования
Аверин В.А. <...> КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И УСЛОВИЯ
ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ . <...> ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ. <...> . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
проблемы психолого-социального образования
АВЕРИН ВЯЧЕСЛАВ АФАНАСЬЕВИЧ
профессор, заведующий кафедрой общей и дифференциальной психологии
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ЕЕ
РЕАЛИЗАЦИИ
АННОТАЦИЯ: Обосновывается культурологическая концепция образования, вследствие
изменения социально-экономических, политических и идеологических условий. <...> Анализируются условия построения такой модели путем
придания педагогическому процессу свойства целеустремленности. <...> С одной стороны
- это стимулируется сменой <...>
Учёные_записки_Санкт-Петербургского_государственного_института_психологии_и_социальной_работы_№1_2006.pdf
Санкт-Петербургский государственный институт
психологии и социальной работы
Научно-практический журнал издаётся с 2001 г.
У Ч Ё Н Ы Е
З А П И С К И
С А Н К Т - П Е Т Е Р Б У Р Г С К О Г О
Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н О Г О
И Н С Т И Т У Т А
П С И Х О Л О Г И И
И С О Ц И А Л Ь Н О Й Р А Б О Т Ы
2006
ВЫПУСК 1
Т О М 6
Санкт-Петербург
1
Стр.1
ученые заПИСкИ Санкт-ПетеРбуРГСкоГо ГоСудаРСтвенноГо
ИнСтИтута ПСИхолоГИИ И СоцИальной Работы
Редакционная коллегия:
Главный редактор:
Платонов Ю.П.
Ответственные редакторы:
Гинецинский в.и.
Змановская е.в.
Платонова н.м.
Члены редакционной коллегии:
ДуДченко З.Ф.
никиФоров Г.с.
тЮрина Э.и.
яковлева и.в.
– д.пс.н., профессор, ректор СПбГИПСР, зав.кафедры
прикладной социальной психологии
– д.п.н., профессор, зав.кафедры педагогической
антропологии
– д.пс. н., доцент, проректор по научной работе, зав.
кафедры прикладной девиантологии и конфликтологии
– д.п.н., профессор, зав.кафедры социальной работы и
социальных наук
– к.пс.н., доцент, декан факультета психолого-социальной
работы
– д.пс.н., профессор, зав. кафедры психологии здоровья
– к.п.н., доцент, зав.кафедры гендерологии и фамилистики
– к.пс.н., доцент, зав.кафедры общей и дифференциальной
психологии
Журнал зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ПИ № 2-4744 от 3 октября 2000 г.
ISSN 1993-8101
Подписной индекс: 19304
© Санкт-Петербургский государственный
институт психологии и социальной работы
(СПбГИПСР), 2006
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМы ПСИхОЛОГО-СОцИАЛьНОГО ОБРАзОВАНИя
Аверин В.А.
культуРолоГИчеСкаЯ концеПцИЯ обРазованИЯ И уСловИЯ
ее РеалИзацИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Гинецинский В.И.
ИндИвИдуалИзацИЯ как тИП обРазовательной СтРатеГИИ . . . . . . . . . . . . . . . 11
Андреева Н.Г.
двИГательнаЯ культуРа как ИнСтРуМент ПСИхолоГо-СоцИальной
Работы С наСеленИеМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Родионова Е.А.
ФоРМИРованИе Познавательной МотИвацИИ И ПРоФеССИональной
наПРавленноСтИ Студентов вузов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Лебедева С.С.
СоцИальнаЯ наПРавленноСть РоССИйСкоГо обРазованИЯ в начале
хх века в контекСте МеЖдунаРодных ИнИцИатИв . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
ИССЛЕДОВАНИя В ПСИхОЛОГО-СОцИАЛьНОй РАБОТЕ
Безух С.М., Садовникова Л.Г., Щукина Н.В.
клИнИчеСкИе ИССледованИЯ детей С ПРоблеМаМИ в РазвИтИИ . . . . . . . . . . 28
Дородных В.Д.
оСобенноСтИ СтановленИЯ теРМИноСИСтеМы СоцИальной Работы
на анГлИйСкоМ Языке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Нестерова Г.Ф.
СоцИальнаЯ дИаГноСтИка СеМей С ИнвалИдаМИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Симонова Т.М.
ИСтоРИЯ ПоЯвленИЯ СоцИальных ПРоблеМ в дИСкуСе
СоцИальных наук . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Платонова Н.М.
СовРеМенное СоцИальное СИРотСтво в РоССИИ: ПРИчИны
И возМоЖноСтИ ПРоФИлактИкИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Киселева М.В.
оПыт ПРИМененИЯ Метода аРт-теРаПИИ длЯ воССтановленИЯ
здоРовьЯ человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
3
Стр.3
ИССЛЕДОВАНИя В ОБЛАСТИ ПРИКЛАДНОй ПСИхОЛОГИИ
Анисимов А.И.
ПРИкладные аСПекты теоРИИ атРИбуцИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Дудченко з.Ф.
ПРоблеМа ПонИМанИЯ здоРовоГо обРаза ЖИзнИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
Платонов Ю.П.
к воПРоСу об этнИчеСкоМ теРРоРИзМе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Сатикова С.В.
ПРоблеМа СоПРотИвленИЯ СтоРон в СлоЖных ПеРеГовоРах . . . . . . . . . . . . . 62
ясюкова Л.А.
ИССледованИЯ зРИтельно-МотоРной кооРдИнацИИ
у ПеРвоклаССнИков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
Украинец О.В.
ИССледованИе РазвИтИЯ СоМатИчеСкИ оСлабленных детей
СтаРшеГо дошкольноГо возРаСта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
НАшИ ГОСТИ
Аралбаева Р.К.
РазвИтИе выСшеГо обРазованИЯ как СоцИальноГо ИнСтИтута . . . . . . . . . . 75
Гребенкина С.В.
к воПРоСу об ИССледованИИ эФФектИвноСтИ ПедаГоГИчеСкоГо
ПРоцеССа в вузе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Кибраева з.Ю.
ПРоблеМа РазвИтИЯ валеолоГИИ в казахСтане . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
цветкова Р.И.
МотИвацИЯ к СоцИальной деЯтельноСтИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
4
Стр.4