Очередные проекты реформ образования вызвали острую дискуссию в обществе. <...> Однако разговоры о стандартах, часах и предметах оставляют в тени очень важный, основополагающий вопрос: зачем учить ребенка, зачем вообще нужна школа? <...> М.В.Ломоносова вышла небольшая брошюра «Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика», которую подготовили А.В.Боровских, доктор физико-математических наук, профессор мехмата МГУ, и Н.Х.Розов, доктор физикоматематических наук, член-корреспондент Российской академии образования, декан факультета педагогического образования МГУ. <...> Фрагмент, опубликованный в этом номере журнала, приведен в сильном сокращении и посвящен поиску ответа на тот самый основополагающий вопрос: какова цель образования? <...> Хаос Отправная точка слишком многих рассуждений о педагогике — явная или неявная неудовлетворенность взрослых своим собственным образованием. <...> Обращение этой неудовлетворенности в позитивный принцип означало бы установление общеприемлемого соответствия современного образования тому, что, по нашему воображению, нынешние дети должны будут представлять собой в будущем, когда станут взрослыми. <...> В результате администраторы школ, лицеев, колледжей и т. п. если и упоминают различные психолого-педагогические теории, то в основном для красного словца, а в разговоре с родителями и разными инстанциями опираются на более примитивную и на первый взгляд надежную аргументацию: «Вы же видите, ребенок у нас тому-то и тому-то действительно учится, — а значит, мы все делаем правильно». <...> Неубедительность такой аргументации явно обнаруживается при рассмотрении педагогического процесса с социально-экономической точки зрения. <...> Но почему это развитие следует объявлять результатом именно вашего обучения? <...> Ведь хорошо известно, что ребенок быстрее ли, медленнее ли, но разДИСКУССИИ вивается и безо всякого особенного обучения. <...> Или ради достижения каких-то вполне конкретных результатов <...>