Иерархия компетентностей, стандарты общего образования и система дополнительного образования детей О.Б. Ермакова. <...> Обновление содержания регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования (Саткинский район Челябинской области) Ю.В. Кобазова, Г.П. Козина. <...> Трансформация профессионального сознания педагогов в процессе внедрения и осуществления инклюзивного образования ПРАКТИКА ДЛЯ ПРАКТИКОВ Е.Л. <...> Мониторинг универсальных учебных действий (УУД) на логопедических занятиях с младшими школьниками ИНТЕРАКТИВ С.Ю. <...> 2 29.11.2013 14:32:01 29.11.2013 14:32:01 ТЕОРИЯ ДЛЯ ТЕОРЕТИКОВ Иерархия компетентностей, стандарты общего образования и система дополнительного образования детей В.В. Гузеев Возможность построения единой комбинированной системы общего и дополнительного образования Новые стандарты общего среднего образования имеют в фундаменте системно-деятельностный подход и принцип метапредметности. <...> Это важный шаг в модернизации школы, приведении её в соответствие с мировыми тенденциями, состоящими в смене информационно-перцептивной («знаниевой») образовательной парадигмы на деятельностно-ценностную (компетентностную). <...> Система дополнительного (в советской традиции — внеклассного и внешкольного) образования изначально была значительно сво3 PT_4_13 indd PT_4_13.indd. <...> Вся комбинированная система должна быть выстроена в единой логике — логике развёртывания иерархии компетентностей, разные уровни которых вступают в действие на разных стадиях онтогенеза, но однажды появившись, не исчезают со временем, а продолжают развиваться. <...> Логика развёртывания иерархии компетентностей Основание этой пирамиды соИНФОРМАЦИОННАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ РЕГУЛЯТИВНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ Рис. <...> В силу неравномерности этого процесса в психическом развитии чеПедаг огические технологии №4 2013 г. PT_4_13 indd PT_4_13.indd. <...> 4 29.11.2013 14:32:01 29.11.2013 14:32:01 Иерархия компетентностей, стандарты общего образования и система дополнительного <...>
Педагогические_технологии_№4_2013.pdf
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Про фес си о наль ный жур нал для тех но ло гов об ра зо ва ния: на уч ных ра бот ни ков, пре по да ва те лей и ас пи рантов
пе да го ги че с ких об ра зо ва тель ных уч реж де ний, си с те мы по вы ше ния ква ли фи ка ции, ме то ди с тов и специ
а ли с тов, а так же учи те лей, по вы ша ю щих свою ква ли фи ка цию
За ре ги с т ри ро ван Ми ни с тер ст вом Рос сий ской Фе де ра ции по де лам пе ча ти,
те ле ра ди о ве ща ния и средств мас со вых ком му ни ка ций. Сви де тель ство
о ре ги с т ра ции сред ст ва мас со вой ин фор ма ции ПИ № 7711412 от 17 де ка б ря 2001 г.
№4 2013
Редакционная коллегия:
М.Е. Бер шад ский, канд. пед. на ук;
Г.Г. Ле ви тас, док тор пед. на ук;
А.В. Ра фа е ва, канд. фи лол. на ук;
А.М. Куш нир, канд. пси хол. на ук;
Е.В. Шиш ма ко ва, канд. пед. на ук;
О.Н. Подколзина, канд. филол. наук
Главный редактор:
Вячеслав Гузеев, доктор пед. наук
РЕДАКЦИЯ:
Ответственный редактор:
Ольга Подколзина
Отв. секретарь:
Светлана Лячина
Зав. производством:
Любовь Кучмиёва
Дизайн: Ольга Денисова
Вёрстка: Галина Нефёдова
Корректор:
Татьяна Денисьева
Редакция: кафедра образовательной
технологии АПКиППРО
Учредитель и издатель:
НИИ школьных технологий
Издательская подготовка:
Издательский дом
«Народное образование»
© Кафедра образовательной
технологии АПКиППРО, 2013
© НИИ школьных технологий, 2013
ТЕОРИЯ ДЛЯ ТЕОРЕТИКОВ
В.В. Гузеев. Иерархия компетентностей,
стандарты общего образования и система
дополнительного образования детей
О.Б. Ермакова. Учебный предмет
и язык терминов
Л.Х. Урусова. Национальная культура
как фактор формирования личности
ТЕОРИЯ ДЛЯ ПРАКТИКОВ
И.Е. Курчаткина. Методология
взаимоусиления конкурентных преимуществ
образовательных организаций на примере
создания образовательного комплекса
в Ховрино (Москва)
ПРАКТИКА ДЛЯ ТЕОРЕТИКОВ
З.Т. Бустубаева. Обновление содержания
регионального компонента государственных
образовательных стандартов общего
образования (Саткинский район
Челябинской области)
Ю.В. Кобазова, Г.П. Козина.
Трансформация профессионального
сознания педагогов в процессе
внедрения и осуществления
инклюзивного образования
ПРАКТИКА ДЛЯ ПРАКТИКОВ
Е.Л. Батакова. Применение интерактивных
средств обучения на уроке информатики
41
3
10
15
23
28
35
PT_4_13 indd
PT_4_13.indd.
1
29.11.2013 14:32:01
29.11.2013 14:32:01
Стр.1
Содержание
Л.Е. Шарова. Мониторинг
универсальных учебных
действий (УУД) на логопедических
занятиях с младшими
школьниками
ИНТЕРАКТИВ
С.Ю. Морозова. ТОГИС-семинар
в Уссурийске
А.А. Остапенко. Даёшь
народный задачник от
народных учителей!
РЕСУРСЫ
Деятельностно-ценностные
задачи
Е.Е. Болдырева. Русский
народный костюм
Е.Е. Болдырева,
Е.В. Шутова. История
почтовой открытки
С.Е. Довбыш. Задачи
о тьюторской деятельности
64
67
72
54
61
Е.С. Дьякова. Рождение
первых цивилизаций
М.В. Зыкова. Задача
о движении растений
48
В.А. Кожевникова. Цикл задач
о железнодорожном пути
В.Е. Кука. Задачи о Луне
Т.А. Курдай. Кое-что об опасных
факторах цивилизации
Н.В. Лялько. Каким быть
учителю ХХI века?
Г.Г. Михайлова. Задачи
о великих немцах
М.В. Пучкова. Короткое
замыкание
О.В. Сальникова. Задача
об изобразительном
искусстве начала XX века
Т.Ю. Селихова. Задача
о троичном компьютере
М.Г. Черноперова. Задача
о смене экологических систем
Л.К. Чернышёва. Задача
о «ледяных пустынях»
Рукописи не ре цен зи ру ют ся и не воз вра ща ют ся.
Мне ние ре дак ции мо жет не сов па дать с мне ни ем ав то ров.
От вет ст вен ность за до сто вер ность ин фор ма ции в пуб ли ку е мых ма те ри а лах не сут ав то ры.
От вет ст вен ность за со дер жа ние рек лам ных ма те ри а лов не сёт рек ла мо да тель.
Все публикуемые материалы предварительно обсуждаются на семинаре «Научные вторники
кафедры образовательной технологии» АПКиППРО. Решение главного редактора является
окончательным.
Издательский дом «Народное образование»: 109341, г. Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2
Тел./факс: (495) 3455200, 3455900.
Электронная почта: narodnoe@narodnoe.org; narob@yandex.ru, www.narobraz.ru
Бесплатный звонок по России: 8-800-100-21-76
Продажа: ООО «НИИ школьных технологий». 109341, г. Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 3455200, 3455900. Электронная почта: market@narodnoe.org
Подписано в печать 28.11.13. Формат 70×90/16. Бумага офсетная. Печать офсетная.
Печ. л. 9,0. Усл.печ. л. 10,79. Тираж 500 экз. Заказ № 3С05.
Отпечатано в типографии НИИ школьных технологий. 109341, г. Москва, ул. Люблинская,
д. 157, корп. 2. Тел./факс: (495) 3455200.
81
83
86
92
96
113
119
124
126
132
137
139
PT_4_13 indd
PT_4_13.indd.
2
29.11.2013 14:32:01
29.11.2013 14:32:01
Стр.2
ТЕОРИЯ ДЛЯ ТЕОРЕТИКОВ
Иерархия компетентностей,
стандарты общего образования
и система дополнительного
образования детей
В.В. Гузеев
Возможность построения единой комбинированной
системы общего и дополнительного образования
Новые стандарты общего среднего образования имеют в фундаменте
системно-деятельностный подход и принцип метапредметности.
Это важный шаг в модернизации школы, приведении её в соответствие
с мировыми тенденциями, состоящими в смене информационно-перцептивной
(«знаниевой») образовательной парадигмы
на деятельностно-ценностную (компетентностную).
Однако в силу множества обстоятельств — и субъективных, и
объективных, — этот шаг недостаточно решителен. Над школой ещё
долго будет довлеть традиционное содержание образования советской
школы и традиционные советские методики обучения и воспитания,
бывшие нашим крупнейшим культурным достижением общечеловеческого
масштаба. Отказываться от такого наследия нелегко,
да и не всегда нужно — призрак былого величия остаётся в обществе
заметным ориентиром. Именно поэтому новые стандарты оказались
половинчатыми и эклектичными: они по-прежнему перегружены фактным
содержанием, в них не рискнули ввести понятие компетентности,
заменив его эвфемизмом «универсальные учебные действия»
(УУД). Последний вызывает негодование у многих специалистов: почему
только «действия», почему лишь «учебные», почему исключительно
«универсальные», не вписывающиеся в смыслы профильного
обучения в старшей школе, и наконец, где искать в УУД ценностную
составляющую компетентности?
Система дополнительного (в советской традиции — внеклассного
и внешкольного) образования изначально была значительно сво3
PT_4_13
indd
PT_4_13.indd.
3
29.11.2013 14:32:01
29.11.2013 14:32:01
Стр.3