№ 7
2013
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средств массовой информации
ПИ ¹ 77-11261 от 30.11.2001
Р Е Д А К Ц И Я :
Владимир Караковский,
главный редактор
Елена Шишмакова,
зам. главного редактора
Любовь Кучми¸ва,
зав. производством
Светлана Лячина,
ответственный секретарь
Анна Ладанюк,
дизайнер
Ольга Денисова,
Алексей Ермилов,
художники
Татьяна Денисьева,
корректор
Сергей Бурукин,
в¸рстка
А д р е с :
109341, Ìîñêâà,
óë. Люблинская, ä. 157, êîðï. 2
Т е л е ф о н ы :
(495) 345-52-00
У ч р е д и т е л ь и и з д а т е л ü:
Издательский дом
«Народное образование»
©Народное образование, 2013
...........................................................
Электронная почта:
narodnoe@narodnoe.org
narob@yandex.ru
ЭКСПЕРТНО-РЕДАКЦИОННЫЙ
СОВЕТ ЖУРНАЛА
Алиева Людмила Владимировна,
доктор педагогических наук, г. Москва
Бедерханова Вера Петровна,
доктор педагогических наук, г. Краснодар
Борытко Николай Михайлович,
доктор педагогических наук, г. Волгоград
Григорьева Алевтина Ивановна,
кандидат педагогических наук, г. Тула
Карпушин Николай Яковлевич,
кандидат педагогических наук, г. Пермь
Колесникова Ирина Аполлоновна,
доктор педагогических наук, г. Санкт-Петербург
Круглов Юрий Георгиевич,
доктор педагогических наук, г. Москва
Куприянов Борис Викторович,
доктор педагогических наук, г. Кострома
Кушнир Алексей Михайлович,
кандидат психологических наук, г. Москва
Леванова Елена Александровна,
доктор педагогических наук, г. Москва
Лузина Людмила Михайловна,
доктор педагогических наук, г. Псков
Остапенко Андрей Александрович,
доктор педагогических наук, г. Краснодар
Паладьев Сергей Леонидович,
кандидат педагогических наук, г. Ярославль
Фришман Ирина Игоревна,
доктор педагогических наук, г. Москва
Стр.1
великие воспитатели рода человеческого
Салтыков-Щедрин
Михаил Евграфович
(1826–1889),
русский писатель
ПЕДАГОГИКА САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
Свои педагогические идеи Салтыков-Щедрин выражал
не в научных статьях или трактатах, а в художественном
мире произведений искусства слова. В его взглядах нет беспристрастности.
Он излагает свои ценностные предпочтения,
даёт беспощадные характеристики. Педагогика СалтыковаЩедрина
гуманна, нравственна, но именно это и делало её
«ненаучной». Она даёт ценное знание, но иного типа, в котором
знание и ценности тесно связаны и даже переплетены.
«Краеугольным камнем» педагогической науки СалтыковЩедрин
считал проблему детства в широком смысле, включающем
в себя социологический, психологический и нравственный
аспекты. Согласно господствующему мнению, разделяемому
обществом и «разумной педагогикой», чтобы развитие
детей шло правильно, их нужно оградить от зачатков
нравственных увлечений и преподавать житейские правила,
простые и удобные для восприятия. Следствием такого подхода
является то, что дети «не вырабатывают ничего своего».
«Природа ребёнка» оказывается неразгаданной не только
родителями, но и педагогами.
Вторым общественным предрассудком, извращающим
счастливо одарённую детскую природу, является «система».
В существующих воспитательных системах Щедрин усматривает
двоякий недостаток. Система предназначена для всякого
рода воспитательных опытов, экспериментов, о которых дети
ничего не знают и играют в них пассивную роль «animae
vilis» (низших организмов). Педагоги, служащие «системе»,
ломают природу ребёнка, доводят его ум до ограниченности.
Следствием такой воспитательной работы является «замена
действительного знания массой бесполезностей».
В самом трагическом своём произведении «Мелочи жизни»
он констатирует так и не преодолённый школой разрыв
между идеалом гуманистической педагогики и мрачными
школьными реалиями. Идеалы, свобода, порывы души — всё
забыто <…> Что может дать такая школа? Что, кроме tabula
rasa и особенно болезни, к которой следует применить специальное
наименование «школьное худосочие»?..
В о с п и т а т е л ь н а я р а б о т а в ш к о л е 7 / 13
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
А. Остапенко, Т. Хагуров. Промежуточные итоги
модернизации школьного образования:
мнение профессионального сообщества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Ì. Ðîæêîâ. Индивидуализация воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . .11
КОНЦЕПЦИИ И СИСТЕМЫ
Å. Карандасова. Инноватика в воспитании . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
Ð. Морозовский. Лидер и законы неформальных ãðóïï. . . . . . . . .18
В. Федотов. Социальная адаптация детей с ограниченными
возможностями здоровья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
Р. Юлтаева. Ещ¸ раз о социальной ответственности
подростков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
УПРАВЛЕНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ
À. Êàðïîâ. Мода на íàóêó, или Как воспитать интеллектуала . . . . .43
Т. Козырева, Л. Ручко. Роль классного руководителя
в профилактике семейного неблагополучия
и социального сиротства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54
С. Книжникова. Нравственные з¸рна и плевелы
подростковой медиапродукции: как их разделить? . . . . . . . . . . . .60
С. Майорова-Щеглова. Воспитание детей в семье:
возможности общества и образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .66
О. Кучмаева, Г. Сабитова, О. Петрякова. Нормативная база
инклюзивного образования: опыт Москвы . . . . . . . . . . . . . . . . . . .73
М. Степанова, З. Сазанюк. Гигиеническая целесообразность
нового подхода в составлении расписания óðîêîâ. . . . . . . . . . . . .80
ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Б. Куприянов. Дворовые футбольные команды
в воспитании подростков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .85
Т. Новикова. Как сформировать предприимчивое мышление?. . . .92
Г. Макотрова. Исследовательский потенциал старшеклассников. .98
И. Серегина. Дети-мигранты в школе: что нужно знать
педагогу и что с этим знанием делать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
3
Стр.3