ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ И ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ •ФЛИНТА• З.С. Варфоломеева, В.Ф. Воробьев, Е.В. Максимихина, С.Е. Шивринская ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ И ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ Учебное пособие 2-е издание Рекомендовано в качестве учебного пособия для специальностей 032102 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура); 050720 Физическая культура Москва Издательство «ФЛИНТА» 2012 УДК 372.8.796 ББК 74.267.5 П79 Рецензенты: С.М. Рогожникова, канд. психол. наук, доцент (НОУ ВПО «СФГА»); Е.В. Яковлева, д-р пед. наук, проф. <...> Проектирование педагогических технологий в физическом воспитании школьников и детско-юношеском спорте [Электронный ресурс]: учеб. пособие / З.С. Варфоломеева; В.Ф. Воробьев; Е.В. Максимихина; С.Е. Шивринская. <...> ISBN 978-5-9765-1527-74 03– В данной работе рассмотрены общепедагогические основы проектирования образовательных технологий, раскрыты возможности технологического подхода в обеспечении физического воспитания школьников и в организации учебно-тренировочного процесса юных спортсменов. <...> Ведущими категориями технократически-ориентированного сознания являются такие понятия, как «эффективность обучения», «критерии усвоения (эталонные результаты)», «тестирование», «критериальный контроль», «конкретизация учебных целей», «обучающие процедуры», «полное усвоение знаний и умений» и т.д. <...> Логика изложения материалов пособия – от общего к частному: в первой главе (автор – З.С. Варфоломеева) рассмотрены общепедагогические основы проектирования образовательных технологий, глава 2 (авторы – Е.В. Максимихина и С.Е. Шивринская) посвящена собственно технологиям физического воспитания школьников, а глава 3 (автор – В.Ф. Воробьев) раскрывает возможности технологического подхода в обеспечении учебно-тренировочного процесса юных спортсменов. <...> 3 Глава I ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ <...>
Проектирование_педагогических_технологий_в_физическом_воспитании_школьников_и_детско-юношеском_спорте.pdf
З.С. Варфоломеева, В.Ф. Воробьев, Е.В. Максимихина,
С.Е. Шивринская
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
ШКОЛЬНИКОВ
И ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ
Учебное пособие
2-е издание
Рекомендовано в качестве учебного пособия для специальностей
032102 Физическая культура для лиц с отклонениями
в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура);
050720 Физическая культура
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2012
Стр.2
УДК 372.8.796
ББК 74.267.5
П79
Рецензенты:
С.М. Рогожникова, канд. психол. наук, доцент (НОУ ВПО «СФГА»);
Е.В. Яковлева, д-р пед. наук, проф. (ЧГУ)
Научный редактор
Е.В. Яковлева, д-р пед. наук, проф.
Проектирование педагогических технологий в физическом воспитании
школьников и детско-юношеском спорте [Электронный ресурс]: учеб.
пособие / З.С. Варфоломеева; В.Ф. Воробьев; Е.В. Максимихина; С.Е. Шивринская.
– 2-е изд. –М. : ФЛИНТА, 2012. – 153 с.
ISBN 978-5-9765-1527-74
03–
В данной работе рассмотрены общепедагогические основы проектирования
образовательных технологий, раскрыты возможности технологического
подхода в обеспечении физического воспитания школьников и в организации
учебно-тренировочного процесса юных спортсменов.
Пособие адресовано студентам факультетов физической культуры и может
быть использовано при изучении дисциплин «Теория и методика физической
культуры», «Теория и методика обучения физической культуре»,
«Современные технологии в массовом и детско-юношеском спорте».
для студентов специальностей: 150101 – «Металлургия чер УДК 372.8.796
ББК 74.267.5
ISBN 978-5-9765-1527-74072
5
©
Издательство «ФЛИНТА», 2012
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что для современной дидактики характерны 2 типа
научно-педагогического сознания: технократически-ориентированный
и гуманистически-ориентированный. Ведущими категориями
технократически-ориентированного сознания являются такие понятия,
как «эффективность обучения», «критерии усвоения (эталонные
результаты)», «тестирование», «критериальный контроль»,
«конкретизация учебных целей», «обучающие процедуры», «полное
усвоение знаний и умений» и т.д. Совершенно очевидно, что
современное образование выходит на технологический уровень,
приобретает инструментальный характер.
В условиях подобных изменений необходимо дополнять содержание
подготовки учителей, в том числе в период их обучения в
вузе, формированием соответствующих компетенций. Данное пособие
представляет собой попытку восполнить имеющийся пробел
в методическом обеспечении процесса формирования технологических
компетенций будущих педагогов и специалистов в области
физической культуры.
Логика изложения материалов пособия – от общего к частному:
в первой главе (автор – З.С. Варфоломеева) рассмотрены общепедагогические
основы проектирования образовательных технологий,
глава 2 (авторы – Е.В. Максимихина и С.Е. Шивринская) посвящена
собственно технологиям физического воспитания школьников, а
глава 3 (автор – В.Ф. Воробьев) раскрывает возможности технологического
подхода в обеспечении учебно-тренировочного процесса
юных спортсменов.
Отдельные материалы были ранее опробованы авторами в процессе
обучения студентов, на курсах повышения квалификации
учителей. Данное учебное пособие может быть использовано при
организации самостоятельной работы студентов по дисциплинам
федерального компонента учебного плана «Теория и методика физической
культуры» и «Теория и методика обучения физической
культуре», а также в ходе изучения дисциплины специализации
«Современные технологии в массовом и детско-юношеском спорте».
3
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ....................................................................................................
ГЛАВА I. Общепедагогические основы проектирования технологий
в образовании ...........................................................................................
§ 1. Технология как педагогическое явление ........................................
§ 2. Сущность технологического подхода к обучению ........................
§ 3. Проектирование педагогической технологии ................................
ГЛАВА II. Проектирование педагогических технологий в физическом
воспитании .............................................................................................
§ 1. Технология планирования процесса физического воспитания в
школе ...............................................................................................................
§ 2. Технология обучения движениям в процессе физического воспитания
............................................................................................................
§ 3. Технология воспитания физических качеств в физическом
3
4
4
11
18
24
24
62
воспитании ....................................................................................................... 70
ГЛАВА III. Проектирование педагогических технологий в детскоюношеском
спорте ......................................................................................... 105
§ 1. Основы проектирования технологий в детско-юношеском спорте
....................................................................................................................... 105
§ 2. Учёт конституциональных особенностей при проектировании
спортивных технологий ................................................................................. 114
§ 3. Особенности проектирования и конструирования технологий в
различных видах спорта ................................................................................ 131
Вопросы и задания ................................................................................... 147
Приложения .............................................................................................. 148
Список литературы .................................................................................. 151
153
Стр.154