Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Интегративный подход в преподавании психологии (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторЗаиченко Н. У.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц384
ID244833
АннотацияВ предлагаемой работе обосновывается интегративный подход к обучению психологии, в русле которого центральное место в образовательной процессе принадлежит субъекту учебной деятельности, именно его возможности, цели, ценности и потребности интегрировано определяют его личностный смысл учения и его интегративную включенность в образовательный процесс. Основной целью данной работы является интеграция, систематизация и пропаганда современных знаний по методике преподавания психологических дисциплин. В работе приводится информация о системе психологического образования, специфике психологических знаний и познания психологии, характеристиках образовательного процесса, специфике психологического просвещения, технологиях обучения психологическим знаниям, возможностях оптимизации процесса обучения психологии, технологиях разработки учебно-методических материалов, своеобразии личности преподавателя психологии в контексте его профессиональной деятельности. Особой ценностью работы является возможность формирования знаний, умений, навыков по изучаемой дисциплине с опорой на классические теоретические посылки, но в контексте сегодняшнего дня и при максимально возможной самостоятельной работе студента.
Кому рекомендованоДля студентов, аспирантов и преподавателей психологических и педагогических вузов.
ISBN978-5-9765-1621-2
УДК37.015(075.8)
ББК74.6я73
Заиченко, Н. У. Интегративный подход в преподавании психологии : учеб. пособие / Н. У. Заиченко .— Москва : ФЛИНТА, 2013 .— 384 с. — (Библиотека психолога) .— ISBN 978-5-9765-1621-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/244833 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н.У. Заиченко ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ПСИХОЛОГИИ Учебное пособие Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 1 УДК 37.015(075.8) ББК 74.6я73 З-17 В оформлении данной работы принимали участие студенты психологического факультета МГГУ им. <...> Основной целью данной работы является интеграция, систематизация и пропаганда современных знаний по методике преподавания психологических дисциплин. <...> Особой ценностью работы является возможность формирования знаний, умений, навыков по изучаемой дисциплине с опорой на классические теоретические посылки, но в контексте сегодняшнего дня и при максимально возможной самостоятельной работе студента. <...> Учебная деятельность в условиях изучения психологии . <...> Психологический тренинг в обучении и развитии психолога . <...> Организация продуктивных взаимодействий в обучении психологов . <...> Функции, виды и формы контроля в обучении психологов . <...> Особенности беседы, лекции, научно-практического семинара в русле психологического просвещения . <...> При этом проблема четкого определения объекта и предмета исследования психологии всегда актуальна, поскольку существует взаимосвязь конкретно-исторического познания и развития науки, общности, отдельного человека в этот конкретно-исторический период. <...> И потому в настоящее время мы можем сказать, что основным объектом психологии является «целостный человек», а предметом могут быть его функциональные характеристики, определяемые деятельностью психики, отражающейся в личностном своеобразии человека. современная психология представляет собой разветвленную науку, которая выполняет интегрирующую роль в познании и развитии человека и реализует ряд важнейших функций в развитии общества. <...> Психологическое знание обладает сильно выраженной активной составляющей, поскольку психолог не только изучает человека, но и активно воздействует на него, способствует его развитию. <...> Психологическое знание несет в себе значительную долю философских знаний <...>
Интегративный_подход_в_преподавании_психологии.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Интегративный_подход_в_преподавании_психологии.pdf
Н.У. Заиченко ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ПСИХОЛОГИИ Учебное пособие Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 1
Стр.1
УДК 37.015(075.8) ББК 74.6я73 З-17 В оформлении данной работы принимали участие студенты психологического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова: Волкова О.К., Герасимова И.А., Голубина Ю.Ю., Друзьякова А.А., Иконникова О.М., Кутузова Н.В., Копылова Е.С., Левцова О.А., Маслова С.Л., Прашель Т.Б., Чмель В.И., Смолякова Е.А., Скоморощенко А.Я., Шаповалова Е.В., Шевченко О.Н., Шунькова О.В. Заиченко Н.У. З-17 Интегративный подход в преподавании психологии [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н.У. Заиченко. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 384 с. ISBN 978-5-9765-1621-2 В предлагаемой работе обосновывается интегративный подход к обучению психологии, в русле которого центральное место в образовательном процессе принадлежит субъекту учебной деятельности, именно его возможности, цели, ценности и потребности интегрированно определяют его личностный смысл учения и его интегративную включенность в образовательный процесс. Основной целью данной работы является интеграция, систематизация и пропаганда современных знаний по методике преподавания психологических дисциплин. В работе приводится информация о системе психологического образования, специфике психологических знаний и познания психологии, характеристиках образовательного процесса, специфике психологического просвещения, технологиях обучения психологическим знаниям, возможностях оптимизации процесса обучения психологии, технологиях разработки учебно-методических материалов, своеобразии личности преподавателя психологии в контексте его профессиональной деятельности. Особой ценностью работы является возможность формирования знаний, умений, навыков по изучаемой дисциплине с опорой на классические теоретические посылки, но в контексте сегодняшнего дня и при максимально возможной самостоятельной работе студента. Для студентов, аспирантов и преподавателей психологических и педагогических вузов. УДК 37.015(075.8) ББК 74.6я73 ISBN 978-5-9765-1621-2 2 © Заиченко Н.У., 2013 © Издательство «ФЛИНТА», 2013
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ПреДИсЛОВИе ................................................................................................5 ВВеДеНИе .......................................................................................................8 Глава 1. Особенности обучения и изучения психологии .....12 1.1. Характеристика системы психологического образования .................12 1.2. специфика психологических знаний ...................................................22 1.3. способы и формы познания психологии .............................................31 1.4. Характеристики образовательного процесса .......................................44 1.5. Учебная деятельность в условиях изучения психологии ...................47 1.6. Обучающая деятельность преподавателя психологии ........................58 1.7. Условия и средства обучающей деятельности ....................................67 Глава 2. Методологические и методические основы преподавания психологии .................................85 2.1. Основные подходы к обучению психологии .......................................85 2.2. стратегии, принципы, виды обучения психологии ............................93 2.3. Формы и методы обучения психологии .............................................114 2.4. Лекция как традиционная форма обучения в вузе ............................128 2.5. Практические занятия, технология подготовки и проведения .........146 Глава 3. Системы и технологии обучения психологии ............................................161 3.1. История возникновения и характеристика обучающих систем ....................................................................................................161 3.2. Технологии обучения психологическим знаниям .............................180 3.3. Игра в профессиональной подготовке психолога .............................201 3.4. Психологический тренинг в обучении и развитии психолога .........209 Глава 4. Проблема эффективности обучения психологии ... 224 4.1. Организация продуктивных взаимодействий в обучении психологов ............................................................................................225 4.2. Наглядные средства и методы их применения при обучении психологии ....................................................................233 3
Стр.3
4.3. самостоятельная работа студента в обучении психологии ..............247 4.4. Функции, виды и формы контроля в обучении психологов .............257 Глава 5. Психологическое просвещение ..................276 5.1. Основные формы и методы психологического просвещения ..........277 5.2. Особенности беседы, лекции, научно-практического семинара в русле психологического просвещения ............................................287 5.3. Преподавание психологии в школе ....................................................295 Глава 6. Технология создания учебно-методических материалов по психологии ..............................307 6.1. Конструирование учебных программ и тематических планов по психологии .......................................................................................309 6.2. Основные требования к учебно-методическим пособиям по обучению психологии .....................................................................319 Глава 7. Личность преподавателя психологии в контексте профессиональной деятельности ............329 7.1. Личностные и профессиональные особенности преподавателя психологии ............................................................................................329 7.2. Основы педагогического мастерства и профессиональной этики преподавателя психологии ..................................................................345 ЗАКЛючеНИе ..............................................................................................356 Методические материалы ...........................................................................361 словарь основных понятий ........................................................................369 Литература ...................................................................................................380 4
Стр.4
ПреДИсЛОВИе Приступая к изучению вопроса о преподавании психологии, необходимо прежде всего выяснить вопрос о том, чему учить, а затем вопрос о том, как учить. То есть нам необходимо определиться с понятийным аппаратом психологической науки, с ее спецификой и особенностями по сравнению с другими науками. Безусловно, это проблема целого раздела, но мы будем ее рассматривать применительно к процессу преподавания психологии и ограничимся несколькими наиболее важными для нас положениями. Психология, будучи когда-то только направлением философии, в настоящее время для определения в качестве самостоятельной науки имеет ряд важнейших оснований: наличие собственной методологии, а также собственных методов исследования. Зрелость современной психологии определяется: l l наличием ее функциональной направленности, отражающейся в ее целях и задачах; структурированностью, определяемой наличием проблем, направлений, частных дисциплин, находящихся в определенной системе и логике; l подчинением структурных элементов психологии закономерностям отношений, определяемых необходимостью дополнения, соподчинения, противопоставления систем, подходов, концепций. При этом проблема четкого определения объекта и предмета исследования психологии всегда актуальна, поскольку существует взаимосвязь конкретно-исторического познания и развития науки, общности, отдельного человека в этот конкретно-исторический период. Об этом говорил еще Л.с. Вы5
Стр.5
готский, обосновывая принцип историзма в развитии. И потому в настоящее время мы можем сказать, что основным объектом психологии является «целостный человек», а предметом могут быть его функциональные характеристики, определяемые деятельностью психики, отражающейся в личностном своеобразии человека. современная психология представляет собой разветвленную науку, которая выполняет интегрирующую роль в познании и развитии человека и реализует ряд важнейших функций в развитии общества. Психологическое знание обладает сильно выраженной активной составляющей, поскольку психолог не только изучает человека, но и активно воздействует на него, способствует его развитию. Поскольку даже на этапе диагностики мы позволяем человеку систематизировать изучаемый нами аспект по определенным критериям. Эта созидательная функция психологии несет в себе также серьезную опасность, которая проявляется в развитии технократического, манипулятивного подхода к человеку, когда все психологические знания направлены на реализацию амбиций психологов, по достижению сомнительных индивидуальных целей, которые ставят психологию в роль «рабыни» бизнеса, статуса, власти. Психологическое знание несет в себе значительную долю философских знаний, проявляющихся в мировоззренческой функции психологии. Психология занимается выявлением сущностных характеристик личности, ценностей как элементов общественного сознания, интроецированных в индивидуальный внутренний мир человека и определяющих его отношение к миру, к смыслу своего существования. Таким образом, идеи, внедряемые сообществом психологов в общественное сознание, оказывают прямое влияние на формирование общественной морали и нравственности человека. Психологическое знание способствует формированию ориентации человека в индивидуальном познании мира, себя, других. И эта функция существенно определяет состояние инди6
Стр.6
видуального внутреннего мира как состояние нормативного развития, состояние конфликтности, состояние кризиса, состояние духовности. Поэтому важно, чтобы психологические знания базировались на классических научных работах, способствующих оптимизации внутреннего состояния человека, для актуализации, рефлексии и реализации его конструктивного начала; для содействия становлению в сознании каждого человека гуманистической ориентации. Необходимо отметить, что в психологии еще не произошло достаточно четкого размежевания науки, около науки и псевдонауки. Также необходимо отметить опору на парапсихологию, там, где это выгодно, в частности в создании методов косвенного анализа психического. Таким образом, состояние самой психологии сегодня можно определить как состояние науки, которая переживает серьезный кризис, в русле которого, по мнению Ф.е. Василюка, осознается неизбежность новой парадигмы научных исследований и обучающей практики. Для оптимизации кризисных явлений нам необходимо четко придерживаться классических знаний, современной методологии и обеспечить развитие методических основ преподавания психологических дисциплин в русле гуманистического направления, реализующегося наиболее продуктивно в интегративном подходе, гармонично соответствующем современным условиям. 7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ