Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Методика обучения литературе (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторПранцова Г. В.
АвторыРоманичева Е. С.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц139
ID244547
АннотацияПособие является основой для моделирования предметного и социального содержания усваиваемой студентами профессиональной деятельности. Оно включает формы собственно учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности, организуемой с помощью разных обучающих моделей (имитационных, игровых и т.д.). Пособие ориентировано на основные разделы вузовского курса теории и методики обучения литературе, включает в себя планы практических занятий и методические комментарии к ним, а также раздел «Методическая рефлексия».
Кому рекомендованоДля студентов-специалистов и студентов-бакалавров (специальность 050301.65 – русский язык и литература; направление подготовки 050300.62 – филологическое образование); также оно может быть использовано при работа по новым стандартам ФГОС ВПО, направление подготовки 050100.62 – педагогическое образование (профили: русский язык, литература).
ISBN978-5-9765-1126-2 (ФЛИНТА)
УДК372.882(076.5)
ББК74.268.0я73
Пранцова, Г. В. Методика обучения литературе : практикум / Е. С. Романичева; Г. В. Пранцова .— 6-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2023 .— 139 с. — ISBN 978-5-9765-1126-2 (ФЛИНТА) .— URL: https://rucont.ru/efd/244547 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Prancova.qxd 09.08.2011 10:14 Page 1 Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева Методика обучения литературе Практикум ПРАНЦОВА Галина Васильевна — профессор, кандидат педагогических наук, Почетный работник высшего профессионального образования. <...> РОМАНИЧЕВА Елена Станиславовна — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, доцент, Заслуженный учитель РФ, член авторского коллектива создателей учебников «В мире литературы» для 5–11-х классов общеобразовательной школы. <...> Сфера научных интересов — содержание современного литературного образования, методология методики обучения литературе, школьный предметный учебник, чтение современного школьника. <...> Пранцова, Е.С. Романичева Методика обучения литературе Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ Практикум Москва Издательство «ФЛИНТА» Издательство «Наука» 2012 УДК 372.882(075.8) ББК 74.268.0я73 П69 Р ецензенты: д-р пед. наук, проф., Заслуженный учитель РФ Галицких Е.О.; д-р пед. наук, проф. <...> . Пособие ориентировано на основные разделы вузовского курса теории и методики обучения литературе, включает в себя планы практических занятий и методические комментарии к ним, а также раздел «Методическая рефлексия». <...> Рыбниковой и Г.А. Гуковского в области методической науки . <...> Учебник литературы и методика работы с ним . <...> Урок литературы и современные образовательные технологии . <...> Вступительное и заключительное занятия как этапы изучения художественного произведения . <...> Анализ художественного произведения на уроках литературы . <...> Вопросы теории и истории литературы в школьном изучении . <...> Изучение обзорных тем в старших классах . <...> Внутрипредметные и межпредметные связи в курсе литературы . <...> Теория и методика обучения литературе как наука ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Теоретический блок 1. <...> Практический блок Свой ответ на последний вопрос оформите в форме кластера (таблицы, серии слайдов), которым (-ми) может быть сопровожден ваш ответ. <...> М.А. Рыбникова: «Методика преподавания литературы – это <...>
Методика_обучения_литературе__(2).pdf
УДК 372.882(076.5) ББК 74.268.0я73 П69 Р е ц е н з е н т ы: д-р пед. наук, проф., Заслуженный учитель РФ Галицких Е.О.; д-р пед. наук, проф. Сосновская И.В.; кафедра литературы ГОУ ВПО «арзамасский государственный педагогический институт им. а.П. Гайдара» П69 Пранцова Г.В. Методика обучения литературе : практикум / Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева. – 6-е изд., стер. – Москва : Флинта, 2023. – 272 с. – ISBN 978-5-9765-1126-2. – Текст: электронный. Пособие является основой для моделирования предметного и социального содержания усваиваемой студентами профессиональной деятельности. Оно включает формы собственно учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности, организуемой с помощью разных обучающих моделей (имитационных, игровых и т.д.). Пособие ориентировано на основные разделы вузовского курса теории и методики обучения литературе, включает в себя планы практических занятий и методические комментарии к ним, а также раздел «Методическая рефлексия». Для студентов, изучающих дисциплину «Методика обучения литературе». УДК 372.882(076.5) ББК 74.268.0я73 ISBN 978-5-9765-1126-2 © Пранцова Г.В., Романичева Е.С., 2022 © издательство «Флинта», 2022
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение ............................................................................................................................6 Практические занятия Раздел 1. Общие вопросы изучения дисциплины ...........................................12 Тема 1. Теория и методика обучения литературе как наука ..........................12 Раздел 2. Основные этапы развития методической науки ..........................20 Тема 1. Академическое и воспитательное направления в отечественной методике ........................................................................20 Тема 2. Споры о методологических основах методики в начале ХХ века ...25 Тема 3. Исследования М.А. Рыбниковой и Г.А. Гуковского в области методической науки .................................................................29 Раздел 3. Нормативное и научно-методическое обеспечение предмета «литература» .............................................................................................37 Тема 1. Литература как учебный предмет в современной школе. Государственный образовательный стандарт по литературе. Образовательные программы по литературе ........37 Тема 2. Учебно-методический комплекс (УМК) по литературе: пособия для учащихся .................................................................................46 Тема 3. Учебник литературы и методика работы с ним ..................................56 Тема 4. Основные виды планирования учебных занятий по литературе. УМК для учителя ............................................................65 Тема 5 . «Секреты» поурочного планирования (практикум) .......................71 Раздел 4. Современный читатель-школьник как субъект литературного образования ...................................................................................................................75 Тема 1. Чтение как психолого-педагогическая и социально-методическая проблема .............................................................................................75 Тема 2. Читательское восприятие художественного произведения. Проблема интерпретации художественного текста на уроках литературы (семинар) .................................................................................81 Раздел 5. Урок литературы и современные образовательные технологии ......................................................................................................................87 Тема 1. Современный урок литературы ................................................................87 Тема 2. Современные образовательные технологии в литературном образовании .................................................................................................. 103 Тема 3. Информационные технологии на занятиях по литературе ......... 116 3
Стр.3
Раздел 6. Основные этапы изучения литературного произведения в школе .......................................................................................................................... 121 Тема 1. Вступительное и заключительное занятия как этапы изучения художественного произведения ........................................ 121 Тема 2. Анализ художественного произведения на уроках литературы ... 127 Раздел 12. Внеклассная и внешкольная работа по литературе .............. 248 Тема 1. Виды и формы внеклассной работы по литературе ........................ 248 Раздел 7. Изучение художественных произведений в их родо-жанровой специфике ................................................................................... 141 Тема 1. Изучение эпических произведений в средних классах. Моделирование уроков ............................................................................ 141 Методическая рефлексия ...................................................................................... 254 Тестовые задания для самопроверки .................................................................. 254 • Тестовые задания базового уровня сложности (с ключами правильных ответов) ................................................................................ 254 Тема 2. Изучение эпических произведений в старших классах. Моделирование уроков ............................................................................ 147 Тема 3. Изучение лирических произведений в средних классах. Моделирование уроков ............................................................................ 154 Тема 4. Изучение лирических произведений в старших классах. Моделирование уроков ............................................................................ 161 Тема 5. Изучение драматических произведений. Моделирование уроков ............................................................................................................. 169 Тема 6. Анализ урока литературы (аудиторная контрольная работа) .... 175 Раздел 8. Вопросы теории и истории литературы в школьном изучении ........................................................................................................................ 178 Тема 1. Изучение теории литературы. Моделирование уроков (фрагментов уроков) ................................................................................. 178 Тема 2. Изучение обзорных тем в старших классах ....................................... 185 Тема 3. Изучение литературно-критического материала. Комментарий на уроках литературы ................................................................................ 188 Тема 4. Внутрипредметные и межпредметные связи в курсе литературы .... 196 Раздел 9. Внеклассное (самостоятельное) чтение в современной школе ..............................................................................................................................204 Тема 1. Организация внеклассного чтения. Моделирование уроков ...... 204 Раздел 10. Развитие речи учащихся в системе литературного образования ................................................................................................................ 211 Тема 1. Организация речевой деятельности учащихся в 5–8 классах. Моделирование уроков (фрагментов уроков) ................................. 211 Тема 2. Обучение сочинениям в 9–11 классах ................................................. 215 Тема 3. Проверка сочинений по литературе (практикум) .......................... 222 Раздел 11. Работа в старшей профильной школе ........................................ 238 Тема 1. Уроки литературы и занятия элективного курса в профильных классах ............................................................................................................ 238 4 • Тестовые задания повышенного уровня (с ключами правильных ответов) ................................................................................ 264 Методическая рефлексия как оценка собственных достижений .............. 267
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.