24 Следствия закона открытого слога в древнерусском языке. <...> 27 Следствия закона открытого слога в древнерусском языке. <...> Судьба праславянских дифтонгических сочетаний с плавными в древнерусском языке . <...> 40 Процесс падения редуцированных гласных в древнерусском языке . <...> История форм двойственного и множественного числа . <...> Задачи дисциплины – • формирование знаний основных понятий курса (история русского языка, источники изучения истории русского языка, праславянские фонетические законы, фонетические процессы письменной эпохи и др.); содержания лингвистических терминов, относящихся к истории русского языка (палатализация, лабиализация, непереходное смягчение заднеязычных, 8 аканье, детерминатив и др.); законов развития фонетического, морфологического, синтаксического и лексического строя русского языка, нашедших отражение в памятниках письменности; лексико-грамматических разрядов слов древнерусского языка, их основных грамматических категорий; • формирование умений читать и анализировать древнерусские тексты; делать перспективное и ретроспективное историческое комментирование: от древнего состояния к современному и, наоборот, историческое интерпретирование фактов современного русского языка; объяснять факты истории русского языка в связи с историей народа; • развитие познавательной культуры, воспитание интереса к изучению истории русского языка, этимологии русских слов и фразеологизмов. <...> Формы будущего времени, их судьба в современном русском языке 8 6 Лекции Семинары Практ. занятия Сам. работа Продукт самостоятельной работы 2 – – 2 Конспект 2 – 4 2 – 2 2 – 4 2 – 4 2 – 2 2 Конспект 2 Конспект 2 Образцы склонения 2 Конспект 2 Конспект 4 – – 2 8 2 – 2 2 Конспект 4 Конспект 6 2 – 2 2 Конспект 11 № п/п Наименование темы 23 Образование и история форм прошедшего времени 24 История повелительного и сослагательного наклонений 25. <...> Строение слога в соответствии с законом открытого слога (открытость слогов, их <...>
История_русского_языка_(2).pdf
УДК 811.161.1(091)(075.8)
ББК 81.411.2-03я73
З-38
Р е ц ен з ен т ы:
д-р филол. наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института
лингвистических исследований РАН И.А. Малышева;
д-р филол. наук, профессор Камчатского государственного
университета им. В. Беринга Н.Г. Ильинская
З-38
Захарова Ю.Г.
История русского языка : учеб. пособие / Ю.Г. Захарова. — 5-е изд.,
испр. — Москва : ФЛИНТА, 2024. — 319 с. — ISBN 978-5-9765-1228-3. —
Текст : электронный.
Учебное пособие включает разнообразный материал для практических
занятий: программу дисциплины, упражнения и задания
по истории русского языка, задания для самостоятельной работы,
контрольные работы, схемы и образцы комплексного исторического
анализа текста, тесты, справочные материалы и др. Упражнения разбиты
по темам в соответствии с программой, каждая тема сопровождается
заданиями на анализ древнерусских или старорусских текстов.
В разделе «Задания для самостоятельной работы» в учебный
оборот введено большое количество адаптированных (переданных
гражданским шрифтом и разделенных на предложения) текстов памятников,
относящихся к разным эпохам и жанрам, и вопросы для
их комплексного анализа, охватывающего различные языковые
уровни – фонетический, лексический, морфологический, синтаксический.
Особое внимание уделено проблемам, которые обычно не
рассматриваются в курсе истории русского языка, но вместе с тем
имеют большое значение: этимологии русских слов и фразеологизмов,
семантической эволюции слов с праславянскими корнями, составу
архаичной лексики в русском языке и др.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности
«филология». Пособие может быть полезно учителям
русского языка, а также школьникам, углубленно изучающим русский
язык, принимающим участие в олимпиадах по русскому языку.
УДК 811.161.1(091)(075.8)
ББК 81.411.2-03я73
ISBN 978-5-9765-1228-3
© Захарова Ю.Г., 2021
© Издательство «ФЛИНТА», 2021
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ..................................................................................................................... 5
Программа дисциплины «История русского языка» ....................................... 8
Цели и задачи учебной дисциплины ............................................................... 8
Тематическое планирование дисциплины ................................................... 9
Краткое содержание каждой темы .................................................................12
Упражнения и задания по истории русского языка ........................................18
История русского языка как наука. Основные источники (2 ч.) .......18
Система гласных звуков древнерусского языка XI в. (2 ч.) .................18
Система согласных звуков древнерусского языка XI в.
Строение слога в древнерусском языке XI в. (2 ч.) ...........................................21
Отражение в древнерусском языке фонетических процессов
праславянского периода. Закон количественно-качественных
изменений (2 ч.) ........................................................................................................... 24
Следствия закона открытого слога в древнерусском языке.
Чередования, связанные с законом открытого слога (2 ч.) ..................27
Следствия закона открытого слога в древнерусском языке.
Судьба праславянских дифтонгических сочетаний с плавными
в древнерусском языке (6 ч.)..............................................................................30
Праславянские изменения в системе согласных (4 ч.) ...........................35
Отражение в древнерусском языке фонетических процессов
дописьменного периода (повторение, 2 ч.) ...................................................... 40
Процесс падения редуцированных гласных в древнерусском
языке (4 ч.) .................................................................................................................43
Последствия падения редуцированных гласных (6 ч.) .........................47
Процесс перехода [э] в [о] в русском языке (2 ч.) ......................................52
Комплексный фонетический анализ древнерусского
и современного русского текста (2 ч.) ............................................................56
Имя существительное. Типы склонения существительных
в древнерусском языке (4 ч.) ..............................................................................58
История склонения существительных: взаимодействие древнерусских
типов склонения, разрушение древней системы склонения,
формирование новой (2 ч.) .................................................................................62
Имя существительное. История форм двойственного
и множественного числа (4 ч.) ..........................................................................64
3
Стр.3
Развитие категории одушевленности существительных.
Морфологический анализ имен существительных
в древнерусском тексте (2 ч.) ............................................................................69
История местоимений (4 ч.) ..............................................................................73
Имя прилагательное (4 ч.) ..................................................................................77
Образование и история форм сравнительной
и превосходной степени имени прилагательного (2 ч.) .........................83
Наречия и история их образования (2 ч.) ....................................................86
Основы и классы древнерусского глагола (2 ч.) .......................................89
История форм настоящего и будущего времени глагола (2 ч.) ..........91
Образование и история форм прошедшего времени
глагола (2 ч.) .............................................................................................................94
История повелительного и сослагательного наклонений.
Комплексный морфологический анализ глагольных
форм (2 ч.) ..................................................................................................................98
История причастий. Комплексный историко-морфологический
анализ слов современного русского языка (2 ч.) ................................... 100
Синтаксис древнерусского языка (2 ч.) ......................................................102
Задания для самостоятельной работы. Тексты для чтения,
перевода и анализа ................................................................................................... 108
Повесть временных лет .................................................................................... 108
Житие Феодосия Печерского .........................................................................132
Поучение Владимира Мономаха .................................................................. 154
Житие Сергия Радонежского .........................................................................162
Домострой ...............................................................................................................182
Повесть о Петре и Февронии Муромских .................................................214
Материалы для контроля и самоконтроля .................................................... 225
I. Тест для самопроверки ................................................................................. 225
II. Задания к контрольной работе ............................................................... 248
Cправочные материалы ...........................................................................................271
Фонетика .................................................................................................................271
Морфология .......................................................................................................... 279
Рекомендуемая литература.................................................................................. 302
Основная учебная литература ...................................................................... 302
Словарь .......................................................................................................................... 306
Сокращения ..................................................................................................................312
Названия памятников письменности .........................................................312
Названия языков и диалектов ........................................................................314
Лингвистические термины ..............................................................................314
Ключи к тексту ............................................................................................................316
4
Стр.4