Программы и рекомендации по физическому воспитанию дошкольников . <...> Влияние занятий по экспериментальной методике на физическое развитие детей дошкольного возраста . <...> Влияние занятий по экспериментальной методике на двигательные способности детей дошкольного возраста . <...> Традиционно физическое воспитание идет по пути повышения уровня развития физических качеств. <...> Предмет исследования – состояние здоровья, физическое развитие и двигательные способности детей дошкольного возраста. <...> Получена новая научная информация о закономерностях физического и двигательного развития детей трех – шести летнего возраста, не охваченных системным физическим воспитанием в дошкольных образовательных учреждениях. <...> Поскольку корковый отдел двигательного анализатора имеет непосредственную связь с центром речи (В.М.Бехтерев, 1954), то ведущим нарушением в двигательной сфере детей с нарушением речи является нарушение координационных способностей (Журба Л.Г., 1991; Бадалян Л.О., 1988; Мастюкова Е.М., 1992; Горская И.Ю., Суянгулова Л.А., Филатова Н.П., Мухамедьярова Е.Ф., 2000; Лепешкина С.В., 2002) [35; 50; 51; 113; 116]. <...> В.А. Пегов выяснил, что показатель психической готовности к обучению в школе взаимосвязан (r = - 0,431, p 0,001) с суммарным показателем двигательного развития и не связан с показателями школьных достижений. <...> обусловлены половым признаком, в связи с чем, физическое развитие мальчиков и девочек отличается друг от друга. <...> считает моторное развитие и зрительную координацию, развитие речи, познавательную деятельность и социально-культурное развитие. <...> (2001), физическое развитие ребенка представляет собой сложный процесс биологического созревания клеток, тканей, органов и всего организма в целом [64, 30]. <...> Период дошкольного возраста – это этап наиболее интенсивного развития двигательной функции и формирующихся на ее основе физических качеств и моторных способностей, не смотря на то, что «основные переместительные движения» формируются <...>
Методические_основы_физического_воспитания_в_рамках_дополнительного_образования_детей_дошкольного_возраста___дис._..._канд._пед._наук.pdf
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
на правах рукописи
Коломыцева Оксана Викторовна
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
13.00.04 – Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной
физической культуры
Диссертация на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Научный руководитель
доктор педагогических наук,
профессор Менхин Ю.В.
Малаховка, 2006
Стр.1
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................. 3
ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ............................................................. 6
1.1. Состояние здоровья детей дошкольного возраста ............................ 6
1.2. Развитие детского организма ................................................................. 14
1.3. Физическое воспитание детей дошкольного возраста ..................... 30
1.4. Программы и рекомендации по физическому воспитанию
дошкольников ................................................................................................... 41
1.5. Резюме по I главе ....................................................................................... 52
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ..................... 54
II. 1. Задачи исследования: ............................................................................. 54
II. 2. Методы исследования ............................................................................ 54
II.3. Организация исследования .................................................................... 62
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ,
ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .......................................................... 64
III. 1. Причины заболеваемости детей дошкольного возраста .............. 64
III. 2. Динамика физического развития детей дошкольного возраста .. 76
ГЛАВА IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ106
IV. 1. Принципы разработки и содержание экспериментальной
методики ........................................................................................................... 106
IV. 2. Влияние занятий по экспериментальной методике на физическое
развитие детей дошкольного возраста ....................................................... 120
IV. 3. Влияние занятий по экспериментальной методике на
двигательные способности детей дошкольного возраста ...................... 133
ВЫВОДЫ ................................................................................................................ 138
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ................................................................... 142
ЛИТЕРАТУРА .......................................................................................................... 144
ПРИЛОЖЕНИЯ ....................................................................................................... 166
Стр.2
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы
Для обеспечения здоровьесберегающего воспитательно-образовательного
процесса необходима система мир, учитывающая важнейшие характеристики
среды и условия жизни ребенка, воздействующие на его здоровье.1
В последние
десятилетия
наметилась тенденция снижения
финансирования детских садов, в связи с чем, они стали закрываться. Если до
1985 года детские сады посещало 72% детей, то в 1994 – 57,4%, 1996 – 55,5%, в
1998 – 53,9%, а к 2000 году – лишь 50% дошкольников. В то же время, во
Франции этот показатель составляет 95%, Швеции, Финляндии – 65,0-75,0%
(Киселев, 2000).
В Республике Татарстан общественным дошкольным образованием
охвачено 62% детей в возрасте от 1 до 7 лет [71, 55].
Для детей различного возраста характерно отставание от нормативных
уровней физического развития и двигательных способностей, а так же низкая
мотивация к занятиям физическими упражнениями – это во многом связано с
недостаточно эффективными или неадекватными их особенностям средствами,
методами или (и) формами физического воспитания.
В связи с этим специалисты считают, что эти негативные явления,
имеющие важнейшее социальное значение, можно устранить только при
коренном изменении всей системы физического воспитания (В.К. Бальсевич,
В.А. Ермаков).
Мы разделяем эту точку зрения и считаем, что процесс физического
воспитания окажет благотворное влияние на процессы роста и развития
организма ребенка лишь при рациональной организации и построении.
Традиционно физическое воспитание идет по пути повышения уровня
развития физических качеств. Существенных результатов в этом направлении
1 Письмо МО РФ от 26.08.2002 № 13-51-104/13
Стр.3