Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях татарского народа : автореф. дис. ... канд. пед. наук (110,00 руб.)

0   0
Первый авторПасмурова Ляйля Эдвартовна
Издательство[Б.и.]
Страниц32
ID242694
АннотацияЦель исследования – выявить, научно и экспериментально обосновать педагогические условия совершенствования нравственного воспитания младших школьников на основе гуманистических традиций татарской народной педагогики.
Пасмурова, Л.Э. Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях татарского народа : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.Э. Пасмурова .— : [Б.и.], 2007 .— 32 с. — URL: https://rucont.ru/efd/242694 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи Пасмурова Ляйля Эдвартовна НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ ТАТАРСКОГО НАРОДА 13.00.01. – общая педагогика, история педагогики и образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Чебоксары - 2007 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. <...> Проблемы социального прогресса и сохранения самоценности личности оказываются в непосредственной взаимосвязи. <...> Гуманистическую педагогику, возрождение испытанных и проверенных временем народных традиций воспитания можно рассматривать в качестве важнейшего фактора и механизма совершенствования общественного устройства в интересах человека, для сохранения его гуманистической сущности. <...> Именно сознательное действие (поступок, поведение), осознание и понимание социального значения собственной деятельности, являясь неотъемлемым свойством человека, характеризуют его как гуманную личность. <...> В законе Российской Федерации «Об образовании» сформулирован главный принцип государственной политики в области образования: «…гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей…, воспитание гражданственности, трудолюбия…, любви к окружающей природе, Родине, семье». <...> В национальной доктрине 3 образования Российской Федерации в качестве цели современного образования выдвигается положение о том, что: «система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, …обладающих высокой нравственностью». <...> В этой связи задачами определены: «…сохранение и поддержка этнической самобытности России, гуманистических традиций ее культуры, интеграция российской системы образования и мировой образовательной системы с учетом отечественного опыта и традиций». <...> Школа, как положительно консервативный институт, реализующий государственную <...>
Нравственное_воспитание_младших_школьников_на_гуманистических_традициях_татарского_народа__автореф._дис._..._канд._пед._наук.pdf
На правах рукописи Пасмурова Ляйля Эдвартовна НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ ТАТАРСКОГО НАРОДА 13.00.01. – общая педагогика, история педагогики и образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Чебоксары - 2007
Стр.1
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. На современном этапе преобразования нашего общества, характеризуемого изменениями во многих сферах жизнедеятельности человека, образование как всеобщая категория и ценность выступает силой, влияющей на духовную жизнь общества. Проблемы социального прогресса и сохранения самоценности личности оказываются в непосредственной взаимосвязи. Гуманистическую педагогику, возрождение испытанных и проверенных временем народных традиций воспитания можно рассматривать в качестве важнейшего фактора и механизма совершенствования общественного устройства в интересах человека, для сохранения его гуманистической сущности. Будучи сама по себе величайшей ценностью, гуманистическая педагогика служит возвышению и облагораживанию человека, пробуждает и развивает в человеке человеческое. Гуманистические черты личности проявляются и закрепляются только при активной деятельности, когда человек на собственном опыте убеждается в правильности и справедливости взаимоотношений людей, их действий и поступков. Именно сознательное действие (поступок, поведение), осознание и понимание социального значения собственной деятельности, являясь неотъемлемым свойством человека, характеризуют его как гуманную личность. В воспитании ребенка эта аксиома заложена в самой сути народного воспитания, направляющего развивающийся ум, чувство в нужное русло, создающего условия для естественного развития всех его сущностных сил. В окружающей ребенка жизни трансформация гуманистических идеалов, выражающаяся в обыденном безразличном, а то и воинственно отрицательном отношении к общечеловеческим ценностям и гуманистическим принципам, которые отцам и дедам казались незыблемыми, чревата реальной опасностью неприятия им естественных норм межличностного взаимодействия, коллективных традиций детского общения, деятельности. Все это не может не сказаться на его нравственном и физическом облике. Силой, противодействующей такому положению, должна стать государственная политика в области образования, основывающаяся на гуманистических принципах. В законе Российской Федерации «Об образовании» сформулирован главный принцип государственной политики в области образования: «…гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей…, воспитание гражданственности, трудолюбия…, любви к окружающей природе, Родине, семье». В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» среди наиболее важных задач воспитания называются такие, как «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры…». В национальной доктрине
Стр.2
3 образования Российской Федерации в качестве цели современного образования выдвигается положение о том, что: «система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, …обладающих высокой нравственностью». В этой связи задачами определены: «…сохранение и поддержка этнической самобытности России, гуманистических традиций ее культуры, интеграция российской системы образования и мировой образовательной системы с учетом отечественного опыта и традиций». Таким образом, сохранение и возрождение духовно-нравственных основ многонационального государства является стратегической линией развития Российской Федерации, где поликультурность и национальное своеобразие являются интегрирующей основой, создающей условия развития всех сфер жизни. В свою очередь, образование, как системообразующий механизм функционирования, как главный фактор прогрессивного развития государства и общества, отражая гуманистические идеалы поколений, в конечном счете, определяет личность гражданина. Не случайно, в последние годы усилилось внимание к воспитательным функциям любого образовательного учреждения. Школа, как положительно консервативный институт, реализующий государственную образовательную идеологию, «сея разумное, доброе, вечное», обращается к опыту поколений, к народным гуманистическим традициям воспитания, где нравственность ставилась превыше всего: «Добрые поступки вершить – чистой душе быть» (татарская пословица). На этапе переоценки общечеловеческих ценностей и роста национального самосознания народов большое практическое значение приобретает решение проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения на традициях народной педагогики с активным использованием этнопедагогических средств. Подтверждением этому служат слова академика Г. Н. Волкова: «Очень высокая ставка на традиционную культуру воспитания в современном мире естественна и закономерна. Национальная традиция воспитания практически является условием и национального возрождения. Это основа основ». В нравственном воспитании национальные педагогические традиции имеют решающее значение. Их забвение может привести к тому, что люди перестанут оберегать родную землю, ее святыни, у них не будет потребности соотносить себя с судьбою своего народа, уважать старших, починать родителей и, как следствие, будет рождено безразличие к судьбе Родины, соотечественникам, т.е. произойдет потеря национальных нравственных ценностей. Знание и уважение национальных особенностей народов, их быта, культуры, традиций, обычаев и обрядов очень актуальны сегодня – в период возрождения и становления государственности Российской Федерации, стран СНГ, они могут сыграть заметную роль в сохранении исторической равноправной дружбы между народами. Проблема оценки татарских народных традиций, обычаев, обрядов и праздников как неотъемлемой части быта и культуры татарского народа, с
Стр.3
4 помощью которых старшие поколения передают накопленный социальный опыт молодому поколению, находится в центре внимания как педагогов, так и политиков, государственных деятелей. Так, первый Президент Татарстана М.Ш.Шаймиев, открывая 23 мая 1992 года I съезд народов Татарстана, особо подчеркнул важность использования традиций и обрядов в деле укрепления дружбы народов Татарстана в современных условиях. Однако в реальной жизни мы сталкиваемся с тем, что современные дети недостаточно знают свою культуру, русскую и татарскую, родной язык, историю российского государства и республики Татарстан, отсюда не могут в полной мере понять национальные отечественные и общечеловеческие нравственные ценности, не «прикипают» к родной земле, значит, не берегут ее. Противопоставить этому «нравственному беспамятству» может, в первую очередь, народный педагогический опыт воспитания, в котором естественными были единство человека и природы, человека и рода, личности и народа, где более всего ценились родители, семья, община, народные традиции. А в традициях любого народа честь, дружба, труд, любовь, ум, здоровье составляли главные гуманистические ценности. Критическое осмысление и творческое применение этих народных заповедей в контексте современности является важнейшим условием развития нравственных качеств современных младших школьников. Проблема использования народных традиций в нравственном воспитании школьников изучалась Я.А.Коменским, А.Дистервегом, Н.Н.Карамзиным, К.Д.Ушинским, Л.Н.Толстым, И.А.Ильиным, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским, В.Виноградовым, А.Н.Радищевым, М.В.Ломоносовым, В.Г.Белинским, Н.К.Крупской, А.И.Герценом и др. Вопросы нравственного воспитания находили освещение в трудах древних ученых (Аристотеля, Конфуций, Демокрита, Сократа, Платона). Воспитательные традиции татарского народа были описаны Ш.Марджани, К.Насыри, Р.Фахретдиновым, Г.Ахмеровым, Х.Атласи, Г.Ибрагимовым, Ф.Амирханом, Г.Тукай, М.Гафури и др. Концептуальные положения нравственного воспитания школьников на народных традициях разработаны в научных трудах И.А.Блинкова, Л.И.Божовича, Г.И.Волкова, Т.Е.Конниковой, З.Г.Нигматова, Я.И.Ханбикова, А.Н.Хузиахметова и др. Значение татарских народных праздников в физическом, эстетическом и нравственном воспитании молодого поколения нашло отражение в монографии Я.И.Ханбикова, в кандидатских диссертациях Э.Х.Галеева, М.М.Сахабутдинова, С.И.Раимовой. Проведенный анализ исследований, посвященных нравственному воспитанию младших школьников на гуманистических традициях татарского народа, показывает, что данная проблема не нашла должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. В работах, посвященных различным подходам к нравственному воспитанию школьников, отражены различные аспекты проблемы, в том числе в контексте народной педагогики, однако мы не нашли работ,
Стр.4
5 рассматривающих данную проблему на татарском материале в целостной системе организации воспитательной работы в начальной школе. Анализ теоретических исследований по проблеме, практики нравственного воспитания младших школьников в общеобразовательной школе Республики Татарстан, изучение народных педагогических традиций нравственного воспитания подрастающих поколений позволили выявить противоречие между необходимостью развития нравственности у младших школьников как духовной жизненной опоры на основе гуманистических традиций татарского народа и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической теории и практике. Эти обстоятельства легли в основу проблемы исследования: каковы педагогические условия использования гуманистических традиций татарской народной педагогики в нравственном воспитании современных младших школьников? Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность обусловили выбор темы нашего исследования «Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях татарского народа». Цель исследования – выявить, научно и экспериментально обосновать педагогические условия совершенствования нравственного воспитания младших школьников на основе гуманистических традиций татарской народной педагогики. Объект исследования – нравственное воспитание младших школьников. Предмет исследования – педагогические условия совершенствования нравственного воспитания младших школьников на основе гуманистических традиций татарской народной педагогики. Гипотеза исследования - основывается на предположении о том, что процесс нравственного воспитания младших школьников на гуманистических традициях татарского народа будет эффективным, если: - выявлен нравственный потенциал гуманистических традиций татарской народной педагогики (раннее вовлечение детей в трудовую общественную деятельность, привитие традиционных качеств татарского народа – скромность, уступчивость, ответственность, трудолюбие, крепость родственных связей, предприимчивость, чистоплотность и др.) и адаптирован к возрастным особенностям современных младших школьников; - в процессе нравственного воспитания младших школьников на основе гуманистических традиций татарской народной педагогики будут реализованы следующие педагогические условия: - организация школьной этнокультурной воспитательной среды, актуализирующей роль гуманистических традиций татарского народа; - реализация программы «Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях татарского народа»;
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.