2
Работа выполнена на кафедре физкультурно-оздоровительных технологий и
менеджмента ФГОУ ВПО – «Камский государственный институт физической культуры»
Научный консультант:
доктор педагогических наук, профессор
Лубышева Людмила Ивановна
Официальные оппоненты: доктор медицинских наук, профессор
Граевская Нина Даниловна
доктор педагогических наук, профессор
Никитушкин Виктор Григорьевич
доктор педагогических наук, профессор
Филимонова Светлана Ивановна
Ведущая организация: Смоленская государственная академия физической культуры
Защита диссертации состоится «___» __________ 2008 года в ___ часов на заседании
диссертационного совета Д. 311.007.01 при ФГОУ ВПО - Московская
государственная академия физической культуры:
п. Малаховка, ул. Шоссейная, 33, сайт www.mgafk.ru
140032, Московская обл.,
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской государственной
академии физической культуры
Автореферат разослан «_____» _________________ 200 г.
Ученый секретарь диссертационного совета,
кандидат педагогических наук, профессор
Биндусов Е.Е.
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы и темы исследования на социально-педагогическом
уровне определяется противоречием между несоответствием содержания физического
воспитания в его нынешнем виде общественно значимым приоритетам,
социальному заказу, инновационным преобразованиям в физическом воспитании
подрастающего поколения россиян.
Так, разработанная Концепция Федеральной целевой программы "Развитие
физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" (2006)
подтверждает необходимость вмешательства государства в вопросы воспитания
потребности в занятиях физической культурой у широких масс граждан.
Как указано в концепции, сегодня имеется ряд факторов, отрицательно влияющих
на развитие физической культуры и спорта, и проблем, требующих неотложного
решения: дальнейшее ухудшение здоровья граждан Российской Федерации и
сокращение продолжительности жизни; недостаточное привлечение детей и молодежи к
занятиям физической культурой и спортом, что негативно влияет на здоровье будущих
поколений и обороноспособность страны.
В то же время существенным фактором, определяющим состояние здоровья
населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение
всей жизни.
Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания
как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого,
закаленного, жизнерадостного, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими
движениями, самостоятельно ориентирующегося в окружающей его среде,
способного к обучению в школе и к последующей активной творческой деятельности.
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей
является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним
предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут
только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии
каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического
развития, высокой умственной и физической работоспособности. Вместе с тем
результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте
Стр.3
4
здоровых детей становится все меньше. Высок процент физиологической
незрелости (более 60%), которая становится причиной роста функциональных (до
70%) и хронических (до 50%) заболеваний. Большинство детей дошкольного
возраста имеют различные нарушения в психофизическом развитии.
Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов
(особенности внутриутробного развития, наследственная предрасположенность,
социальные условия и др.). К наиболее значимым внешним факторам, определяющим
развитие ребенка, относится семейное воспитание. Родители несут ответственность за
его физическое, нравственное, умственное, социальное воспитание и развитие.
Как показал анализ специальной литературы, изучением проблем формирования
двигательной потребности занимались многие исследователи как у нас в стране (А.Д.
Слоним, 1984; А.Г. Сухарев и др., 1988; В.К. Бальсевич, 1988, 2000; Н.И. Пономарев, В.М.
Рейзин, 1989; Р. Дорр, 1992; Л.В. Яковлева, Р. Юдина, 1994; П.К. Дуркин, М.П. Лебедева,
1995, 2002; В.П. Куликов, В.И. Киселев, 1998; Г.Н. Голубева, Н.Ю. Гимадеева, 1999; Е.И.
Янкелевич, 1999; В.П. Дудьев, 2000; Л.К. Сидоров, 2005 и др.), так и за рубежом (M.
Ibuka, 1977; N. Wolanski, 1986; M. Spence, 1986; C. Loupan, 1987; P. Simkin, J. Whalley, A.
Keppler, 1991; Г. Доман, 1996;. A.J. De-Casper, M. Spence, 1986; M. Segal, 1996).
В частности, исследованиями Л.К. Сидорова (2005) показано, что в методологии
построения системы физического воспитания первоосновой будет сформированность
такого состояния двигательной потребности, при котором необходимость в занятиях
физической культурой будет оцениваться не на уровне сознания, а на уровне подсознания
– в бессознательном поле (он чувствует, что иначе нельзя). Только такой уровень
сформированности двигательной потребности, по мнению автора, позволит успешно
решить все стоящие перед физическим воспитанием задачи. Разработана также концепция
построения современной научно обоснованной и экспериментально апробированной
системы физического воспитания в структуре непрерывного физкультурного образования,
состоящая из двух ступеней. Первая – «детское дошкольное учреждение – начальная
школа – учреждение дополнительного педагогического образования» (дети 3-11 лет).
Вторая – «основная (средняя) школа – УДПО – вуз» (дети и юношество 12-22 лет). По
концепции автора, приоритетом наделена 1-я ступень, которая призвана решить
главнейшие задачи физического воспитания - сформированность двигательной
потребности детей и ее реализация в последующей жизни.
Стр.4