Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635165)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Саморегуляция в социальном поведении (190,00 руб.)

0   0
Первый авторПанкратова Т. М.
АвторыЯросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц114
ID237921
АннотацияВ пособии представлен авторский подход к понятию психической саморегуляции личности в социальном поведении, интегрирующий современные знания о месте саморегуляции в общей системе психического функционирования, структурных особенностях и механизмах психической саморегуляции, а также возможностях современной практической психологии в психологическом сопровождении лиц с проблемами психической саморегуляции социального поведения. В структуру пособия входят теоретические разделы, вопросы для самопроверки, список рекомендуемой литературы.
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по направлению 030300.62 Психология (дисциплина «Саморегуляция в социальном поведении», блок Б 3), очной формы обучения.
ISBN978-5-8397-0842-6
УДК159.95
ББК88я73
Панкратова, Т. М. Саморегуляция в социальном поведении : учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; Т. М. Панкратова .— Ярославль : ЯрГУ, 2011 .— 114 с. — ISBN 978-5-8397-0842-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/237921 (дата обращения: 08.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978-5-8397-0842-6 В пособии представлен авторский подход к понятию психической саморегуляции личности в социальном поведении, интегрирующий современные знания о месте саморегуляции в общей системе психического функционирования, структурных особенностях и механизмах психической саморегуляции, а также возможностях современной практической психологии в психологическом сопровождении лиц с проблемами психической саморегуляции социального поведения. <...> По каким признакам можно определить наличие или отсутствие у индивида системы саморегуляции поведения? <...> Изложению психологических концепций регуляции 3 психической деятельности личности, включая регуляцию психических состояний, уделяется внимание в первой главе пособия. <...> С другой стороны, понять механизмы психической саморегуляции невозможно без учета особенностей социальной среды, которая, предъявляя определенные требования к поведению конкретного человека, тем самым создает условия (благоприятные или неблагоприятные) для его поведения. <...> Социальное поведение – это способ реализации доступных индивиду субъектобъектных и субъект-субъектных отношений. <...> Можно определить социальное поведение личности как способ заявить о себе, проявить себя, реализовать свои способности и возможности в обществе, несмотря на кажущееся отсутствие благоприятных для этого условий. <...> Даже в этих непростых социальных условиях наличие у человека развитой системы саморегуляции поведения становится решающим условием его успешности в социальном мире. <...> По мере изучения дисциплины «Саморегуляция в социальном поведении» студенты усваивают вопросы, связанные с социальнопсихологическими факторами и механизмами саморегуляции социального поведения личности, особенностями саморегуляции поведения в стрессовых ситуациях общения и взаимодействия. <...> Психическая саморегуляция как объект психологических исследований 1.1. <...> Достижение оптимального уровня функционирования <...>
Саморегуляция_в_социальном_поведении_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Т. М. Панкратова Саморегуляция в социальном поведении Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по направлению Психология Ярославль 2011
Стр.1
УДК 159.95 ББК Ю 936.2я73 П 16 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2010/11 учебного года Рецензенты: Фёдорова П. С., кандидат психологических наук; кафедра социальной психологии филиала НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт» в г. Ярославле Панкратова, Т. М. Саморегуляция в социальном П 16 поведении: учеб. пособие / Т. М. Панкратова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2011. – 112 с. ISBN 978-5-8397-0842-6 В пособии представлен авторский подход к понятию психической саморегуляции личности в социальном поведении, интегрирующий современные знания о месте саморегуляции в общей системе психического функционирования, структурных особенностях и механизмах психической саморегуляции, а также возможностях современной практической психологии в психологическом сопровождении лиц с проблемами психической саморегуляции социального поведения. В структуру пособия входят теоретические разделы, вопросы для самопроверки, список рекомендуемой литературы. Предназначено для студентов, обучающихся по направлению 030300.62 Психология (дисциплина «Саморегуляция в социальном поведении», блок Б 3), очной формы обучения. УДК 159.95 ББК Ю 936.2я73 ISBN 978-5-8397-0842-6 © Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2011 2
Стр.2
Оглавление Введение .............................................................................................................. 3 Глава 1. Психическая саморегуляция как объект психологических исследований ........................................................................................ 5 1.1. Общая характеристика психической саморегуляции ...................... 5 1.2. Биологические и психофизиологические концепции регуляции жизнедеятельности ................................................... 10 1.3. Психологические концепции регуляции психической деятельности. ........................................................ 15 1.3.1. Концепция осознанной саморегуляции О. А. Конопкина .......... 15 1.3.2. Концепция индивидуальных стилей саморегуляции В. И. Моросановой ...................................................................... 16 1.3.3. Обобщенная модель регуляции психической деятельности Ю. Я. Голикова и А. Н. Костина ................................................ 23 1.3.4. Концептуальная модель регуляторного опыта А. К. Осницкого ........................................................................... 26 1.3.5. Уровневая схема регуляции жизнедеятельности Г. Ш. Габдреевой ......................................................................... 27 1.4. Психологические концепции регуляции функциональных и психических состояний ............................. 29 1.4.1. Системно-деятельностная концепция психической саморегуляции функционального состояния Л. Г. Дикой ...... 29 1.4.2. Концепция функциональных структур регуляции психических состояний А. О. Прохорова ................................. 34 Вопросы и задания для проверки усвоения знаний ....................................... 36 Литература ......................................................................................................... 37 Глава 2. Социально-психологические и психологические механизмы саморегуляции в социальном поведении ..................................... 39 109
Стр.109
2.1. Понятие о социальном поведении как социокультурном феномене ................................................ 39 2.2. Социально-психологические механизмы саморегуляции социального поведения личности ............................................... 44 2.2.1. Социальные нормы, мораль, нравственность .............................. 45 2.2.2. Групповые механизмы социального поведения и саморегуляция личности ......................................................... 57 2.2.3. Особенности внутригруппового взаимодействия и типы саморегуляции субъектов деятельности ................................... 64 2.3. Психологические механизмы социального поведения и саморегуляции личности ............................................................ 66 2.3.1. Ценностные ориентации и личностные смыслы ......................... 67 2.3.2. Социальные установки ................................................................... 73 2.3.3. Самоотношение личности .............................................................. 75 2.3.4. Социальная идентичность .............................................................. 79 Вопросы и задания для проверки усвоения знаний ....................................... 81 Литература ......................................................................................................... 81 Глава 3. Практические технологии саморегуляции психических состояний личности .................................................. 84 3.1. Произвольное самовнушение по Э. Куэ .......................................... 85 3.2. Расслабление с помощью управления дыханием .......................... 87 3.3. Аутогенная тренировка по И. Шульцу ............................................ 89 3.4. Техника «Созидающей визуализации» Ш. Гавэйн ......................... 97 3.5. Трансово-медитативная саморегуляция В. А. Ананьева ............. 100 Вопросы и задания для проверки усвоения знаний ..................................... 104 Литература ....................................................................................................... 105 Заключение ..................................................................................................... 107 110
Стр.110