ISBN 978-5-8397-0842-6 В пособии представлен авторский подход к понятию психической саморегуляции личности в социальном поведении, интегрирующий современные знания о месте саморегуляции в общей системе психического функционирования, структурных особенностях и механизмах психической саморегуляции, а также возможностях современной практической психологии в психологическом сопровождении лиц с проблемами психической саморегуляции социального поведения. <...> По каким признакам можно определить наличие или отсутствие у индивида системы саморегуляции поведения? <...> Изложению психологических концепций регуляции 3 психической деятельности личности, включая регуляцию психических состояний, уделяется внимание в первой главе пособия. <...> С другой стороны, понять механизмы психической саморегуляции невозможно без учета особенностей социальной среды, которая, предъявляя определенные требования к поведению конкретного человека, тем самым создает условия (благоприятные или неблагоприятные) для его поведения. <...> Социальное поведение – это способ реализации доступных индивиду субъектобъектных и субъект-субъектных отношений. <...> Можно определить социальное поведение личности как способ заявить о себе, проявить себя, реализовать свои способности и возможности в обществе, несмотря на кажущееся отсутствие благоприятных для этого условий. <...> Даже в этих непростых социальных условиях наличие у человека развитой системы саморегуляции поведения становится решающим условием его успешности в социальном мире. <...> По мере изучения дисциплины «Саморегуляция в социальном поведении» студенты усваивают вопросы, связанные с социальнопсихологическими факторами и механизмами саморегуляции социального поведения личности, особенностями саморегуляции поведения в стрессовых ситуациях общения и взаимодействия. <...> Психическая саморегуляция как объект психологических исследований 1.1. <...> Достижение оптимального уровня функционирования <...>
Саморегуляция_в_социальном_поведении_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Т. М. Панкратова
Саморегуляция
в социальном поведении
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по направлению Психология
Ярославль 2011
Стр.1
УДК 159.95
ББК Ю 936.2я73
П 16
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2010/11 учебного года
Рецензенты:
Фёдорова П. С., кандидат психологических наук;
кафедра социальной психологии филиала НОУ ВПО
«Московский психолого-социальный институт» в г. Ярославле
Панкратова, Т. М. Саморегуляция в социальном
П 16
поведении: учеб. пособие / Т. М. Панкратова; Яросл. гос.
ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2011. – 112 с.
ISBN 978-5-8397-0842-6
В пособии представлен авторский подход к понятию
психической саморегуляции личности в социальном поведении,
интегрирующий современные знания о месте саморегуляции
в общей системе психического функционирования,
структурных особенностях и механизмах психической
саморегуляции, а также возможностях современной практической
психологии в психологическом сопровождении
лиц с проблемами психической саморегуляции социального
поведения.
В структуру пособия входят теоретические разделы, вопросы
для самопроверки, список рекомендуемой литературы.
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению
030300.62 Психология (дисциплина «Саморегуляция в
социальном поведении», блок Б 3), очной формы обучения.
УДК 159.95
ББК Ю 936.2я73
ISBN 978-5-8397-0842-6
© Ярославский государственный
университет им. П. Г. Демидова,
2011
2
Стр.2
Оглавление
Введение .............................................................................................................. 3
Глава 1. Психическая саморегуляция как объект психологических
исследований ........................................................................................ 5
1.1. Общая характеристика психической саморегуляции ...................... 5
1.2. Биологические и психофизиологические концепции
регуляции жизнедеятельности ................................................... 10
1.3. Психологические концепции регуляции
психической деятельности. ........................................................ 15
1.3.1. Концепция осознанной саморегуляции О. А. Конопкина .......... 15
1.3.2. Концепция индивидуальных стилей саморегуляции
В. И. Моросановой ...................................................................... 16
1.3.3. Обобщенная модель регуляции психической деятельности
Ю. Я. Голикова и А. Н. Костина ................................................ 23
1.3.4. Концептуальная модель регуляторного опыта
А. К. Осницкого ........................................................................... 26
1.3.5. Уровневая схема регуляции жизнедеятельности
Г. Ш. Габдреевой ......................................................................... 27
1.4. Психологические концепции регуляции
функциональных и психических состояний ............................. 29
1.4.1. Системно-деятельностная концепция психической
саморегуляции функционального состояния Л. Г. Дикой ...... 29
1.4.2. Концепция функциональных структур регуляции
психических состояний А. О. Прохорова ................................. 34
Вопросы и задания для проверки усвоения знаний ....................................... 36
Литература ......................................................................................................... 37
Глава 2. Социально-психологические и психологические механизмы
саморегуляции в социальном поведении ..................................... 39
109
Стр.109
2.1. Понятие о социальном поведении
как социокультурном феномене ................................................ 39
2.2. Социально-психологические механизмы саморегуляции
социального поведения личности ............................................... 44
2.2.1. Социальные нормы, мораль, нравственность .............................. 45
2.2.2. Групповые механизмы социального поведения
и саморегуляция личности ......................................................... 57
2.2.3. Особенности внутригруппового взаимодействия и типы
саморегуляции субъектов деятельности ................................... 64
2.3. Психологические механизмы социального поведения и
саморегуляции личности ............................................................ 66
2.3.1. Ценностные ориентации и личностные смыслы ......................... 67
2.3.2. Социальные установки ................................................................... 73
2.3.3. Самоотношение личности .............................................................. 75
2.3.4. Социальная идентичность .............................................................. 79
Вопросы и задания для проверки усвоения знаний ....................................... 81
Литература ......................................................................................................... 81
Глава 3. Практические технологии саморегуляции
психических состояний личности .................................................. 84
3.1. Произвольное самовнушение по Э. Куэ .......................................... 85
3.2. Расслабление с помощью управления дыханием .......................... 87
3.3. Аутогенная тренировка по И. Шульцу ............................................ 89
3.4. Техника «Созидающей визуализации» Ш. Гавэйн ......................... 97
3.5. Трансово-медитативная саморегуляция В. А. Ананьева ............. 100
Вопросы и задания для проверки усвоения знаний ..................................... 104
Литература ....................................................................................................... 105
Заключение ..................................................................................................... 107
110
Стр.110