П. Г. Демидова Кафедра педагогики и педагогической психологии Развитие общения и взаимоотношений в детских группах Сборник игр и упражнений Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2011 1 УДК 159.222.7/. <...> Курочкин Р 17 Развитие общения и взаимоотношений в детских группах: сборник игр и упражнений / сост. <...> Предназначен для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 Психология (дисциплина «Психотехнологии адаптации», блок ОПД), очной формы обучения. <...> Как известно, в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте продолжается развитие общения со взрослыми и 3 сверстниками, появляются новые формы общения. <...> Общение дошкольника (5–7 лет) со сверстниками является ведущей потребностью и его развитие протекает на фоне ведущей деятельности ребенка – игры и общения со взрослым. <...> От этих навыков во многом зависит адаптация ребенка и успешность в обучении в школе. <...> Основной целью работы по развитию общения и взаимоотношений у дошкольников являются: формирование коммуникативных навыков (доброжелательность общения, аргументированность, умение слушать и т. д.); развитие сотрудничества и справедливых взаимоотношений в группе; развитие таких качеств личности, как сочувствие, сопереживание, эмпатия и т. д. <...> Эта форма общения способствует развитию осознания своих обязанностей и поступков и их последствий, развитию произвольного и волевого поведения, а также влияет на статус 4 школьника в группе. <...> Основные направления работы с младшими школьниками: развитие коммуникативных навыков; развитие произвольного, волевого поведения; развитие лидерских качеств; развитие познавательной сферы и творческой активности; развитие самосознания и самопознания (формирование образа «Я»); обучение навыкам релаксации, снятия напряжения и переключения внимания. <...> Соответствие своей референтной группе (стиль общения, внешняя атрибуция <...>
Развитие_общения_и_взаимоотношений_в_детских_группах_сборник_игр_и_упражнений.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Кафедра педагогики и педагогической психологии
Развитие общения
и взаимоотношений
в детских группах
Сборник игр и упражнений
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по специальности Психология
Ярославль 2011
1
Стр.1
УДК 159.222.7/.8
ББК Ю 954я73
Р 17
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2010/2011 учебного года
Рецензент
кафедра педагогики и педагогической психологии
Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова
Составитель Н. И. Курочкин
Р 17
Развитие общения и взаимоотношений в детских
группах: сборник игр и упражнений / сост. Н. И. Курочкин;
Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль:
ЯрГУ, 2011. – 60 с.
Предназначен для студентов, обучающихся по специальности
030301.65 Психология (дисциплина «Психотехнологии
адаптации», блок ОПД), очной формы
обучения.
УДК 159.222.7/.8
ББК Ю 954я73
Ярославский государственный
университет им. П. Г. Демидова,
2011
2
Стр.2
Содержание
Введение ............................................................................................. 3
Игры для детей дошкольного возраста ........................................ 7
Игры и упражнения для знакомства, приветствия и разминки ...... 7
Игры для объединения, раскрепощения и создания
доброжелательной атмосферы в группе ............................ 10
Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков,
навыков сотрудничества и кооперации, творческой
и эмоционально-волевой сферы .......................................... 12
Игры – эстафеты ............................................................................... 14
Игры на воде и с водой .................................................................... 15
Игры для младших школьников (от 8 до 11 лет) ..................... 16
Подвижные игры для разрядки, объединения и создания
доброжелательной атмосферы в группе ............................. 16
Игры и упражнения для переключения, разминки и настроя на
работу .................................................................................... 20
Игры и упражнения, направленные на развитие
коммуникативных навыков, личностных качеств и умений
работать в команде ............................................................... 22
Игры и упражнения для подростков (от 12 и старше) ........... 31
Игры на знакомство .......................................................................... 31
Игры и упражнения для разминки, переключения и заполнения
пауз ........................................................................................ 36
Игры и упражнения, направленные на формирование команды,
развитие лидерских качеств и коммуникативных умений
................................................................................................ 43
Упражнения на доверие ................................................................... 53
Список литературы ...................................................................... 577
58
Стр.58