Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Практическое мышление (190,00 руб.)

0   0
Первый авторПанкратов А. В.
АвторыЯросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц110
ID237733
АннотацияВ учебном пособии изложены основные вопросы спецкурса «Практическое мышление». Цель издания помочь студентам четвертого курса разобраться в проблемах, которые недостаточно освещены в учебной литературе и вызывают затруднения при чтении литературы специальной. Спецификой пособия является то, что в нем представлены некоторые оригинальные выводы автора.
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 Психология (дисциплина «Психология практического мышления», блок ФТД), очной формы обучения.
ISBN978-5-8397-0776-4
УДК159.922
ББК88я73
Панкратов, А. В. Практическое мышление : учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; А. В. Панкратов .— Ярославль : ЯрГУ, 2010 .— 110 с. — ISBN 978-5-8397-0776-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/237733 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 Психология (дисциплина «Психология практического мышления», блок ФТД), очной формы обучения. <...> Специалисты, решающие практические задачи в области психологии управления, отбора и повышения квалификации персонала, менеджмента, в политической психологии, в регуляции социальных процессов, в психологии рекламы и PR, в психотерапии и психоконсультации и во многих других областях, сталкиваются с проблемой недостаточной разработанности теории психических механизмов регуляции форм и свойств человеческой активности, которыми они занимаются, и, оказавшись в этой неразрешаемой проблемной ситуации, создают всевозможные мифологические конструкции. <...> В отечественной науке, как нам кажется, наиболее полно психические механизмы регуляции практической активности человека рассматриваются в Ярославской психологической школе, руководимой Ю. К. Корниловым, а также исследованиях Д. Н. Завалишиной. <...> В качестве высшего уровня развития человеческого мышления видится теоретическое мышление, а ПМ противопоставляется ему как нечто более простое, примитивное. <...> 3 в Мы считаем необходимым дополнить существующее понимание природы, функций и свойств ПМ, его места в человеческой психике. <...> Долгое время мышление, включенное непосредственно в практическую деятельность, считалось чем-то примитивным, несравненно более простым, чем теоретическое, научное мышление, генетически первичным по отношению к нему. <...> Оно возникает независимо от речи и является генетически более ранней формой, чем теоретическое мышление. <...> Кёлер считал, что практический интеллект – это 4 способность к «разумному», осмысленному действию. <...> Практическое мышление – это только генетически ранняя форма мышления, еще не связанная с речью, еще не имеющая обобщений высокого уровня. <...> Сам термин «практический интеллект» трактовался в то время по-разному. <...> Свое дальнейшее развитие идея ПМ получила <...>
Практическое_мышление_учебное_пособие.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.104
Стр.105
Практическое_мышление_учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова А. В. Панкратов Практическое мышление Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2010
Стр.1
УДК 159.922 ББК Ю 935.13я73 П 16 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009/10 года Рецензенты: В. Ф. Шевчук, доктор пед. наук, профессор, заведующий кафедрой профессионального обучения ЯГТУ; кафедра общей и социальной психологии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского П 16 Панкратов, А. В. Практическое мышление: учебное пособие / А. В. Панкратов; Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2010. – 108 с. ISBN 978-5-8397-0776-4 В учебном пособии изложены основные вопросы спецкурса «Практическое мышление». Цель издания – помочь студентам четвертого курса разобраться в проблемах, которые недостаточно освещены в учебной литературе и вызывают затруднения при чтении литературы специальной. Спецификой пособия является то, что в нем представлены некоторые оригинальные выводы автора. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 Психология (дисциплина «Психология практического мышления», блок ФТД), очной формы обучения. УДК 159.922 ББК Ю 935.13я73 ISBN 978-5-8397-0776-4  Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2010 2
Стр.2
Введение Необходимость изучения практического мышления определяется прежде всего тем, что в настоящее время, на наш взгляд, обострился дефицит научного обеспечения бурно развивающейся практической психологии. Специалисты, решающие практические задачи в области психологии управления, отбора и повышения квалификации персонала, менеджмента, в политической психологии, в регуляции социальных процессов, в психологии рекламы и PR, в психотерапии и психоконсультации и во многих других областях, сталкиваются с проблемой недостаточной разработанности теории психических механизмов регуляции форм и свойств человеческой активности, которыми они занимаются, и, оказавшись в этой неразрешаемой проблемной ситуации, создают всевозможные мифологические конструкции. В отечественной науке, как нам кажется, наиболее полно психические механизмы регуляции практической активности человека рассматриваются в Ярославской психологической школе, руководимой Ю. К. Корниловым, а также исследованиях Д. Н. Завалишиной. Эта полнота связана с тем, что здесь занимаются т. н. практическим мышлением (ПМ), т. е. психической реальностью, в которой как в управляющей системе высшего уровня представлены все когнитивные, регуляторные и коммуникативные компоненты этой активности. Изначально ПМ в работах В. Келера, О. Липмана и Х. Богена, в учебниках С. Л. Рубинштейна, вышедших в 30-е и 40-е гг. XX в. рассматривалось как особый вид мышления, со специфическими процессуальными и содержательными свойствами, как решение задач, данных в чувственной форме, «здесь и сейчас», как наглядно-действенное и наглядно-образное мышление в чистом виде. В качестве важнейшего свойства обобщений ПМ во многих современных отечественных и зарубежных исследованиях рассматривается их невербальность, практический опыт субъекта трактуется как «молчаливое знание». В качестве высшего уровня развития человеческого мышления видится теоретическое мышление, а ПМ противопоставляется ему как нечто более простое, примитивное. 3 в
Стр.3
interactionist perspectives on human intelligence. – Cambridge Un. Press, 1994. 128. Szekely, L. Die Schopferische Pause / L. Szekely // Denkferlauf, Einsamkeit und Angst. – Bern, 1976. – S. 140–169. 129. Tacit knowledge in professional practice / Edited by R. J. Sternberg and J. A. Horvath. – LEA, inс. 1997. 130. The psychology of expertise cognitive research and empirical AI / Ed. R. R. Hoffman. – Springer NY, 1992. 131. Toward a general theory of expertise: Prospects and limits. Edited by K. A. Ericsson and J. Smith. – Cambridge Un. Press, 1991. 132. Wagner, R. K. Context counts: The case of cognitive – ability testing for job selection / R. K. Wagner // Mind in context: interactionist perspectives on human intelligence. – Cambridge Un. Press, 1994. 133. Wagner, R. K. Tacit Knowledge and intelligence in the everyday world / R. K. Wagner, R. J. Sternberg // Practical intelligence. Ed. R. J. Sternberg and R. K. Wagner. – Cambridge Un. Press, 1986. – P. 51–83. 134. Wertheimer, M. Über das Denken der Naturvölker / M. Wertheimer // Drei Abhandlungen zur Gestalttheorie. Erlangen, 1925. – S. 106–163. 135. Wertheimer, M. Über Schlussprozesse in produktiven Denken / M. Wertheimer // Drei Abhandlungen zur Gestalttheorie. – Erlangen, 1925. – S. 164–184. Оглавление Введение ............................................................................................................... 3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы .................................................... 4 1.1. Развитие психологии практического мышления ...................................... 4 104
Стр.104
1.2. К проблеме методов исследования мышления в практической деятельности ........................................................................................ 14 Глава 2. Мышление в деятельности руководителя ................................... 25 Глава 3. Полиопосредованность практического мышления................... 39 Глава 4. Субъектное опосредование в практическом и обыденном мышлении. Мифологическое мышление ..................................... 57 4.1. Субъектные свойства в «первовидении» объекта .................................. 73 4.2. Субъективация проблемной ситуации ..................................................... 75 4.3. Изменения в обыденном сознании человека, переживающего кризисную ситуацию ........................................................................... 77 Глава 5. Временной аспект практической деятельности ........................ 79 Глава 6. Новый взгляд на предмет психологии практического мышления ............................................................... 87 Контрольные вопросы ...................................................................................... 93 Литература ......................................................................................................... 94 105
Стр.105