Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 Психология (дисциплина «Психология практического мышления», блок ФТД), очной формы обучения. <...> Специалисты, решающие практические задачи в области психологии управления, отбора и повышения квалификации персонала, менеджмента, в политической психологии, в регуляции социальных процессов, в психологии рекламы и PR, в психотерапии и психоконсультации и во многих других областях, сталкиваются с проблемой недостаточной разработанности теории психических механизмов регуляции форм и свойств человеческой активности, которыми они занимаются, и, оказавшись в этой неразрешаемой проблемной ситуации, создают всевозможные мифологические конструкции. <...> В отечественной науке, как нам кажется, наиболее полно психические механизмы регуляции практической активности человека рассматриваются в Ярославской психологической школе, руководимой Ю. К. Корниловым, а также исследованиях Д. Н. Завалишиной. <...> В качестве высшего уровня развития человеческого мышления видится теоретическое мышление, а ПМ противопоставляется ему как нечто более простое, примитивное. <...> 3 в Мы считаем необходимым дополнить существующее понимание природы, функций и свойств ПМ, его места в человеческой психике. <...> Долгое время мышление, включенное непосредственно в практическую деятельность, считалось чем-то примитивным, несравненно более простым, чем теоретическое, научное мышление, генетически первичным по отношению к нему. <...> Оно возникает независимо от речи и является генетически более ранней формой, чем теоретическое мышление. <...> Кёлер считал, что практический интеллект – это 4 способность к «разумному», осмысленному действию. <...> Практическое мышление – это только генетически ранняя форма мышления, еще не связанная с речью, еще не имеющая обобщений высокого уровня. <...> Сам термин «практический интеллект» трактовался в то время по-разному. <...> Свое дальнейшее развитие идея ПМ получила <...>
Практическое_мышление_учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
А. В. Панкратов
Практическое мышление
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по специальности Психология
Ярославль 2010
Стр.1
УДК 159.922
ББК Ю 935.13я73
П 16
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2009/10 года
Рецензенты:
В. Ф. Шевчук, доктор пед. наук, профессор, заведующий кафедрой
профессионального обучения ЯГТУ;
кафедра общей и социальной психологии
ЯГПУ им. К. Д. Ушинского
П 16
Панкратов, А. В. Практическое мышление: учебное
пособие / А. В. Панкратов; Ярославский государственный
университет им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2010. –
108 с.
ISBN 978-5-8397-0776-4
В учебном пособии изложены основные вопросы спецкурса
«Практическое мышление». Цель издания – помочь студентам
четвертого курса разобраться в проблемах, которые недостаточно
освещены в учебной литературе и вызывают
затруднения при чтении литературы специальной. Спецификой
пособия является то, что в нем представлены
некоторые оригинальные выводы автора.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности
030301.65 Психология (дисциплина «Психология практического
мышления», блок ФТД), очной формы обучения.
УДК 159.922
ББК Ю 935.13я73
ISBN 978-5-8397-0776-4 Ярославский государственный
университет им. П. Г. Демидова,
2010
2
Стр.2
Введение
Необходимость изучения практического мышления определяется
прежде всего тем, что в настоящее время, на наш взгляд,
обострился дефицит научного обеспечения бурно развивающейся
практической психологии. Специалисты, решающие практические
задачи в области психологии управления, отбора и повышения
квалификации персонала, менеджмента, в политической
психологии, в регуляции социальных процессов, в психологии
рекламы и PR, в психотерапии и психоконсультации и во многих
других областях, сталкиваются с проблемой недостаточной
разработанности теории психических механизмов регуляции
форм и свойств человеческой активности, которыми они
занимаются, и, оказавшись в этой неразрешаемой проблемной
ситуации, создают всевозможные мифологические конструкции.
В отечественной науке, как нам кажется, наиболее полно
психические механизмы регуляции практической активности
человека рассматриваются в Ярославской психологической
школе,
руководимой Ю. К. Корниловым,
а
также
исследованиях Д. Н. Завалишиной. Эта полнота связана с тем,
что здесь занимаются т. н. практическим мышлением (ПМ), т. е.
психической реальностью, в которой как в управляющей системе
высшего уровня представлены все когнитивные, регуляторные и
коммуникативные компоненты этой активности.
Изначально ПМ в работах В. Келера, О. Липмана и
Х. Богена, в учебниках С. Л. Рубинштейна, вышедших в 30-е и
40-е гг. XX в. рассматривалось как особый вид мышления, со
специфическими
процессуальными
и
содержательными
свойствами, как решение задач, данных в чувственной форме,
«здесь и сейчас», как наглядно-действенное и наглядно-образное
мышление в чистом виде. В качестве важнейшего свойства
обобщений ПМ во многих современных отечественных и
зарубежных исследованиях рассматривается их невербальность,
практический опыт субъекта трактуется как «молчаливое
знание». В качестве высшего уровня развития человеческого
мышления видится теоретическое мышление, а ПМ противопоставляется
ему как нечто более простое, примитивное.
3
в
Стр.3
interactionist perspectives on human intelligence. – Cambridge Un.
Press, 1994.
128. Szekely, L. Die Schopferische Pause / L. Szekely
// Denkferlauf, Einsamkeit und Angst. – Bern, 1976. – S. 140–169.
129. Tacit knowledge in professional practice / Edited by
R. J. Sternberg and J. A. Horvath. – LEA, inс. 1997.
130. The psychology of expertise cognitive research and empirical
AI / Ed. R. R. Hoffman. – Springer NY, 1992.
131. Toward a general theory of expertise: Prospects and limits.
Edited by K. A. Ericsson and J. Smith. – Cambridge Un. Press, 1991.
132. Wagner, R. K. Context counts: The case of cognitive –
ability testing for job selection / R. K. Wagner // Mind in context:
interactionist perspectives on human intelligence. – Cambridge Un.
Press, 1994.
133. Wagner, R. K. Tacit Knowledge and intelligence in the
everyday world / R. K. Wagner, R. J. Sternberg // Practical
intelligence. Ed. R. J. Sternberg and R. K. Wagner. – Cambridge Un.
Press, 1986. – P. 51–83.
134. Wertheimer, M. Über das Denken der Naturvölker
/ M. Wertheimer // Drei Abhandlungen zur Gestalttheorie. Erlangen,
1925. – S. 106–163.
135. Wertheimer, M. Über Schlussprozesse in produktiven
Denken / M. Wertheimer // Drei Abhandlungen zur Gestalttheorie. –
Erlangen, 1925. – S. 164–184.
Оглавление
Введение ............................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы .................................................... 4
1.1. Развитие психологии практического мышления ...................................... 4
104
Стр.104
1.2. К проблеме методов исследования мышления в практической
деятельности ........................................................................................ 14
Глава 2. Мышление в деятельности руководителя ................................... 25
Глава 3. Полиопосредованность практического мышления................... 39
Глава 4. Субъектное опосредование в практическом и обыденном
мышлении. Мифологическое мышление ..................................... 57
4.1. Субъектные свойства в «первовидении» объекта .................................. 73
4.2. Субъективация проблемной ситуации ..................................................... 75
4.3. Изменения в обыденном сознании человека, переживающего
кризисную ситуацию ........................................................................... 77
Глава 5. Временной аспект практической деятельности ........................ 79
Глава 6. Новый взгляд на предмет психологии
практического мышления ............................................................... 87
Контрольные вопросы ...................................................................................... 93
Литература ......................................................................................................... 94
105
Стр.105