П. Г. Демидова Кафедра социальной и политической психологии С. И. Ерина Л. А. <...> Николаева Психология семьи Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по направлению Психология Ярославль 2010 1 УДК 159.9:64 ББК Ю 9я73 Е 71 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> П. Г. Демидова Е 71 Ерина, С. И. Психология семьи: методические указания / С. И. Ерина, Л. А. Николаева; Яросл. гос. ун-т им. <...> Даны отдельные опросники для диагностики семейных отношений и семьи как системы, самодиагностики студентов, которые представляют интерес для психологов-практиков, работающих по проблемам семейного консультирования. <...> Предназначены для студентов, обучающихся по направлению 030300.62 Психология (дисциплина «Психология семьи», блок ОПД), очной формы обучения. <...> Содержание курса логически связано с такими дисциплинами, как «Социология» (основные тенденции в демографическом поведении человека, динамика занятости населения); «Психология общения» (стороны общения, виды общения, эффективное общение); «Правоведение» (основы семейного права); «История» (эволюционный подход в семейной проблематике, типология семей); «Зоопсихология и сравнительная психология» (специфика человеческой сексуальности); «Политическая и экономическая психология» (политический и экономический статус семьи, функционально-ролевая структура семьи); «Социальная психология» (законы функционирования малой группы, общение и т. д.) <...> Психологические функции семьи и виды их нарушений. <...> Психологическая классификация семей Колво часов Индивидуальные занятия под руководством преподавателя Форма Колво часов лекция 1 – чтение рекомендованной литературы лекция 2 инд. конс. лекция 2 инд. конс. <...> 1 чтение рекомендованной литературы 1 чтение рекомендованной литературы, подбор сюжетов для ролевых игр 5 Самост. работа Форма Колво часов тесты, сообщения, тесты, сообщения, доклады <...>
Психология_семьи_методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Кафедра социальной и политической психологии
С. И. Ерина
Л. А. Николаева
Психология семьи
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по направлению Психология
Ярославль 2010
1
Стр.1
УДК 159.9:64
ББК Ю 9я73
Е 71
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2010/2011 учебного года
Рецензент
кафедра социальной и политической психологии
Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова
Е 71
Ерина, С. И. Психология семьи: методические указания
/ С. И. Ерина, Л. А. Николаева; Яросл. гос. ун-т
им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2010. – 72 с.
Методические указания содержат программу, литературу
к основным разделам курса, а также ряд рекомендаций
по усвоению учебного материала, вопросы к семинарским
занятиям, краткие основы рассматриваемых теоретических
подходов, иллюстративные примеры, домашние
задания, схемы и примеры анализа, некоторые процедуры
коррекции семейных отношений. Даны отдельные
опросники для диагностики семейных отношений и семьи
как системы, самодиагностики студентов, которые представляют
интерес для психологов-практиков, работающих
по проблемам семейного консультирования.
Предназначены для студентов, обучающихся по направлению
030300.62 Психология (дисциплина «Психология
семьи», блок ОПД), очной формы обучения.
УДК 159.9:64
ББК Ю 9я73
Ярославский государственный
университет им. П. Г. Демидова,
2010
2
Стр.2
Целями освоения дисциплины (модуля) «Психология семьи»
являются: ознакомление слушателей с основами знаний по психологии
семейных отношений, закономерностями функционирования
семьи как малой группы и социального института, психологическими
и социально-психологическими факторами, влияющими
на функционирование современной семьи.
Содержание курса логически связано с такими дисциплинами,
как «Социология» (основные тенденции в демографическом
поведении человека, динамика занятости населения); «Психология
общения» (стороны общения, виды общения, эффективное
общение); «Правоведение» (основы семейного права); «История»
(эволюционный подход в семейной проблематике, типология семей);
«Зоопсихология и сравнительная психология» (специфика
человеческой сексуальности); «Политическая и экономическая
психология» (политический и экономический статус семьи,
функционально-ролевая структура семьи); «Социальная психология»
(законы функционирования малой группы, общение и т. д.);
«Социально-психологические конфликты» (семейные конфликты).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
– основные социально-психологические параметры и современные
концепции семьи и семейных отношений,
– направления психологической работы с семьей;
уметь:
– использовать теоретические концепции, наработанные в
психологии семейных отношений, применительно к семье как
единице психологического анализа;
владеть:
– понятийным аппаратом психологии семейных отношений и
базовыми методами диагностики семейных отношений.
4
Стр.4
Оглавление
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
(модуля) ............................................................................................... 12
Темы рефератов ............................................................................................... 17
Темы курсовых работ по дисциплине ......................................................... 20
Задания и тесты ............................................................................................... 21
Ролевые и деловые игры к теме «Семейные отношения»
(самооценка готовности к конструктивным
взаимоотношениям в семье методом тестирования) ........................... 24
Тест «Оценка совместимости характеров» ..................................................................... 24
Тест «Самооценка конструктивного взаимодействия
в супружеских отношениях» ....................................................................................... 27
Тест «Самооценка конструктивного поведения
во взаимоотношениях с детьми»............................................................................. 28
Деловая игра «Супружеский конфликт» ............................................................................... 29
Ролевая игра «Социально зрелая семья» ................................................................................ 31
Список литературы ......................................................................................... 61
Приложения .............................................................................................................................................. 62
__________________________________________________________________________________________
Учебное издание
Ерина Светлана Ивановна
Николаева Любовь Александровна
Психология семьи
Методические указания
Редактор, корректор И. В. Бунакова
Верстка Е. Л. Шелехова
Подписано в печать 22.11.2010. Формат 6084 1/16.
Бум. офсетная. Гарнитура "Times New Roman".
Усл. печ. л. 4,18. Уч.-изд. л. 2,0.
Тираж 100 экз. Заказ
Оригинал-макет подготовлен
в редакционно-издательском отделе Ярославского
государственного университета им. П. Г. Демидова.
Отпечатано на ризографе.
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова.
150000, Ярославль, ул. Советская, 14.
73
Стр.73