Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Основы психологического консультирования (90,00 руб.)

0   0
Первый авторСаковская О. Н.
АвторыЯросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц53
ID237720
АннотацияВ методических указаниях содержатся основные темы лекций и семинаров, раскрываются методы, способствующие более глубокому усвоению важных тем спецкурса, методы разных школ консультирования, приведены примеры их освоения в практике работы с клиентом. Знание предложенных тем, приемов и методических процедур необходимо в работе психологов-консультантов, психологов в организации.
Кому рекомендованоПредназначены для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 Психология (дисциплина «Основы психологического консультирования», блок ДС), очной и очно-заочной форм обучения.
УДК159.9
ББК88я73
Саковская, О. Н. Основы психологического консультирования : метод. указания / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; О. Н. Саковская .— Ярославль : ЯрГУ, 2010 .— 53 с. — URL: https://rucont.ru/efd/237720 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П. Г. Демидова Кафедра психологии труда и организационной психологии О. Н. Саковская Основы психологического консультирования Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2010 1 УДК 37.04 ББК Ю949я73 С 15 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> П. Г. Демидова С 15 Саковская, О. Н. Основы психологического консультирования: метод. указания / О. Н. Саковская; Яросл. гос. ун-т им. <...> В методических указаниях содержатся основные темы лекций и семинаров, раскрываются методы, способствующие более глубокому усвоению важных тем спецкурса, методы разных школ консультирования, приведены примеры их освоения в практике работы с клиентом. <...> Знание предложенных тем, приемов и методических процедур необходимо в работе психологов-консультантов, психологов в организации. <...> Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 Психология (дисциплина «Основы психологического консультирования», блок ДС), очной и очно-заочной форм обучения. <...> П. Г. Демидова, 2010 2 Спецкурс «Основы психологического консультирования» для студентов 4 курса специализации «Организационная психология и менеджмент» предполагает лекционные и практические занятия, целью которых является изучение слушателями основ психологического консультирования. <...> Курс направлен на изучение стратегий, целей и задач процесса психологического консультирования, разных подходов к консультированию, видов оказания психологической помощи, также рассматриваются вопросы формирования базовых навыков консультирования. <...> Раздел 3 включает методы и приёмы, применяемые разными школами консультирования. <...> Задачи курса: сформировать знания, умения и навыки, необходимые для практической работы психолога-консультанта, а именно: – знание этапов, методов, приемов и техник консультирования, общей модели консультирования <...>
Основы_психологического_консультирования_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Кафедра психологии труда и организационной психологии О. Н. Саковская Основы психологического консультирования Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2010 1
Стр.1
УДК 37.04 ББК Ю949я73 С 15 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009/10 года Рецензент кафедра психологии труда и организационной психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова С 15 Саковская, О. Н. Основы психологического консультирования: метод. указания / О. Н. Саковская; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2010. – 52 с. В методических указаниях содержатся основные темы лекций и семинаров, раскрываются методы, способствующие более глубокому усвоению важных тем спецкурса, методы разных школ консультирования, приведены примеры их освоения в практике работы с клиентом. Знание предложенных тем, приемов и методических процедур необходимо в работе психологов-консультантов, психологов в организации. Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 Психология (дисциплина «Основы психологического консультирования», блок ДС), очной и очно-заочной форм обучения. УДК 37.04 ББК Ю949я73  Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2010 2
Стр.2
Спецкурс «Основы психологического консультирования» для студентов 4 курса специализации «Организационная психология и менеджмент» предполагает лекционные и практические занятия, целью которых является изучение слушателями основ психологического консультирования. Курс направлен на изучение стратегий, целей и задач процесса психологического консультирования, разных подходов к консультированию, видов оказания психологической помощи, также рассматриваются вопросы формирования базовых навыков консультирования. Часть занятий построена в форме практикума. Методические указания состоят из трех основных разделов. В разделе 1 представлено основное тематическое содержание курса, литература для подготовки к занятиям, а также примерные варианты контрольных вопросов и заданий для текущей и промежуточной аттестации студентов. Раздел 2 посвящён рассмотрению некоторых теоретических вопросов. Раздел 3 включает методы и приёмы, применяемые разными школами консультирования. Раздел 1. Содержание курса «Основы психологическогоконсультирования» 1.1. Основные положения Цель курса: изучение базовых основ психологического консультирования. Формирование четкой системы представлений о направлениях и школах психологического консультирования. Задачи курса: сформировать знания, умения и навыки, необходимые для практической работы психолога-консультанта, а именно: – знание этапов, методов, приемов и техник консультирования, общей модели консультирования, консультативных подходов; этических основ работы психолога-консультанта; – умение устанавливать контакт и достигать взаимопонимания с клиентом, выделять его проблему, анализировать формы консультирования с позиций их соответствия проблемам и задачам клиента, отслеживать динамику изменений, проис3
Стр.3
ходящих с клиентом; применять базовые навыки консультирования по сбору информации. Требования к уровню освоения содержания курса Студент должен: – иметь представление об общих основах консультирования как форме психологической помощи: общей стратегии, целях и задачах процесса консультирования; участниках процесса консультирования: консультанте и клиенте; основных формах работы: интервьюировании, консультировании, психотерапии. – знать направления психологического консультирования и методологические основы, круг решаемых проблем и формы работы. – уметь: устанавливать первоначальный контакт с клиентом и структурировать взаимоотношения; выделять цели консультирования; определять и согласовывать желаемое направление действий; искать альтернативные решения; прорабатывать различные варианты решения проблемы; исследовать личностную динамику клиента. Курс включает: Лекции – 17 час. Практические (семинарские) занятия – 17 час. Индивидуальная работа под руководством преподавателя – 32 час. Всего часов под руководством преподавателя – 66 час. 1.2. Содержание разделов (тем) дисциплины Тема 1. Общие основы консультирования. Общее понятие о консультировании как форме психологической помощи. Общая стратегия, цели и задачи процесса консультирования. Участники процесса консультирования: консультант, клиент. Понятие «психологической помощи». Виды психологической помощи. Консультирование, психотерапия, психологическая коррекция как основные формы психопрофилактической и развивающей работы. Тема 2. Контакт в консультировании. Понятие контакта в консультировании. Фазы контакта. Приёмы установления, поддержания и выхода из контакта. 4
Стр.4
Тема 3. Условия и принципы эффективного консультирования. Базовые навыки психолога-консультанта. Этические принципы консультирования. Взаимоотношения клиента и консультанта. Общекоммуникативные навыки. Приёмы активного слушания: перефразирование, отражение чувств, присоединение чувства к содержанию. Трудности в освоении базовых навыков. Понятие «эмпатии» в консультировании. Профессионально значимые качества: социальный интеллект, эмпатия, интенциональность, наблюдательность, аутентичность. Тема 4. Процесс консультирования. Основные этапы консультирования. Понятие психологического запроса. Первичный запрос, реальный запрос. Психологический контракт. Пятиступенчатая модель консультирования. Основные проблемы, лежащие в основе обращения за психологической помощью. Основные теоретические подходы к пониманию психологической проблемы в рамках различных школ и направлений. Выделение целей консультирования: определение и согласование желаемого направления действий. Поиск альтернативных решений: проработка различных вариантов решения проблемы; исследование личностной динамики клиента. Обобщение: анализ процесса консультирования, интернализация ответственности за результаты консультирования. Тема 5. Характер оказания психологической помощи в зависимости от организации жизненного мира клиента. Теория «жизненных миров» Ф. Василюка. Виды критических ситуаций. Феноменологические критерии диагностики «жизненных миров». Виды психологической помощи на разных уровнях проживания. Стадии переживания горя. Тема 6. Психологические проблемы, вызываемые кризисами развития на основных жизненных стадиях. Основные психологические проблемы детей дошкольного, младшего школьного, подросткового возраста и юношей. Психологические трудности зрелого и пожилого возраста. Тема 7. Этапы, методы, приемы и техники консультирования в разных психологических школах. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.