Воронин Личностно ориентированная физическая подготовка студентов непрофильных вузов Ярославль 2009 1 УДК 796.01 ББК Ч 510 В 75 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве научного издания. <...> Дается обоснование необходимости перехода от традиционных взглядов на включение студентов в изучение физической культуры на дифференцированной основе через реализацию информационно-знаниевой парадигмы образования к личностно ориентированной подготовке, которая предполагает учет в процессе обучения целостной личности и индивидуального своеобразия каждого обучающегося, его потребностей, интересов. <...> Целенаправленное использование средств и методов физической культуры в контексте личностно ориентированной парадигмы образования обеспечивает комплексное и наиболее полное удовлетворение социальных и личностных потребностей человека, отвечающих требованиям профессионального образования. <...> Также существует противоречие в самой практике физической подготовки, которое проявляется в том, что изменившиеся условия жизни существенно повлияли на развитие человека, на формирование его как личности, изменились условия профессиональнотрудовой деятельности, начал формироваться новый вид рынка – рынок труда, предъявляющий высокие требования к человеческому фактору, рассматриваемому как человеческий капитал, и если в советский период развития нашего общества затраты на образование, на поддержание интеллектуального и физического состояния человека понимались как издержки, то на сегодняшний день экономисты рассматривают данные расходы как ключевые инвестиции в экономический рост. <...> Физическая подготовка студентов непрофильных вузов как педагогическая проблема 1.1. <...> Физическая культура имеет 4 основные формы: • физическое воспитание и физическая подготовка к конкретной деятельности (профессионольно-прикладная физическая подготовка); • восстановление здоровья или утраченных <...>
Личностно_ориентированная_физическая_подготовка_студентов_непрофильных_вузов_монография.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
С.М. Воронин
Личностно ориентированная
физическая подготовка
студентов непрофильных вузов
Ярославль 2009
1
Стр.1
УДК 796.01
ББК Ч 510
В 75
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве научного издания. План 2009 года
Рецензенты:
В.Н. Левин, д-р мед. наук, профессор, завкафедрой МБОС
ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, заслуженный деятель науки РФ;
С.В. Бурухин, д-р пед. наук, профессор, завкафедрой гимнастики
ЯГПУ им. К.Д. Ушинского;
кафедра физического воспитания ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
Воронин, С.М. Личностно ориентированная физическая подгоВ
75
товка студентов непрофильных вузов: монография / С.М. Воронин;
Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2009. – 282 с.
ISBN 978-5-8397-0637-8
В монографии представлена разработка проблемы новых подходов
к физической подготовке студентов непрофильных вузов.
Дается обоснование необходимости перехода от традиционных
взглядов на включение студентов в изучение физической культуры
на дифференцированной основе через реализацию информационно-знаниевой
парадигмы образования к личностно ориентированной
подготовке, которая предполагает учет в процессе обучения
целостной личности и индивидуального своеобразия
каждого обучающегося, его потребностей, интересов.
В монографии представлен материал, касающийся нового
интегративного уровня физической подготовки студентов
непрофильных вузов на примере физической подготовки
студентов классического университета им. П.Г. Демидова,
которая реализуется на основе разработанного автором монографии
интегративного подхода.
Книга адресована специалистам в области физкультуры и
спорта, а также студентам и аспирантам, готовящимся к работе
в вышеуказанной области, и всем, кто заинтересован в
расширении своего кругозора по проблемам физической подготовки
молодежи.
УДК 796.01
ББК Ч 510
ISBN 978-5-8397-0637-8
© Ярославский государственный
университет им. П.Г. Демидова, 2009
2
Стр.2
Оглавление
Введение ............................................................................................. 3
Глава 1. Физическая подготовка студентов непрофильных
вузов как педагогическая проблема ............................................. 5
1.1. История развития физической культуры в обществе и
системе высшего образования .................................................. 5
1.2. Профессионально-прикладная физическая подготовка
студентов непрофильных вузов .............................................. 30
1.3. Теоретико-методологические предпосылки изучения
проблемы физической подготовки студентов ...................... 51
1.4. Личностно ориентированная парадигма образования
как основа реформирования физической подготовки
студентов непрофильных вузов .............................................. 59
Глава 2. Интегративный подход к личностно
ориентированной физической подготовке студентов
непрофильных вузов ...................................................................... 74
2.1. Общая характеристика интегративного подхода:
основные понятия и концептуальные идеи ............................ 74
2.2. Закономерности и принципы личностно
ориентированной физической подготовки
студентов непрофильных вузов .............................................. 85
2.3.Условия эффективности личностно
ориентированной физической подготовки студентов
непрофильных вузов ................................................................ 104
Глава 3. Практика организации личностно
ориентированной физической подготовки
студентов непрофильных вузов ................................................. 128
3.1. Изучение особенностей студенческой молодежи
как основа практики личностно ориентированной
281
Стр.281
физической подготовки студентов
непрофильных вузов ................................................................ 129
3.2. Методика личностно ориентированной физической
подготовки студентов непрофильных вузов
на основе интегративного подхода ...................................... 147
3.3. Модель личностно ориентированной физической
подготовки студентов непрофильных вузов
на основе интегративного подхода ...................................... 194
3.4. Анализ содержания и результатов
опытной работы .................................................................... 205
Заключение .................................................................................... 237
Приложение 1. Методика «Ценностные ориентации»
М. Рокича ............................................................................................. 242
Приложение 2. Анкета ..................................................................... 246
Приложение 3 ................................................................................ 248
Профессиограмма «Биолог» ...................................................... 248
Профессиограмма «Физик» ....................................................... 251
Профессиограмма «Экономист» .............................................. 254
Профессиограмма «Программист» .......................................... 257
Профессиограмма «Математик» ............................................. 260
Профессиограмма «Эколог» ...................................................... 262
Профессиограмма «Социолог» .................................................. 265
Профессиограмма «Юрист» ..................................................... 268
Профессиограмма «Историк» .................................................. 271
Профессиограмма « Психолог». ................................................ 274
Список литературы ...................................................................... 278
282
Стр.282