Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636225)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Психология вузовской адаптации (190,00 руб.)

0   0
Первый авторСмирнов А. А.
АвторыЖиваев Н. Г. , Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц119
ID237452
АннотацияВ учебном пособии излагаются сведения о социальных и индивидуально-психологических механизмах адаптации студентов в вузе, необходимые будущим специалистам-психологам в сфере образования, специалистам по персоналу. Предназначено для магистрантов, обучающихся по направлению 030300.68 Психология (дисциплина «Преподавание психологии в высшей школе», блок ДЫМ), очной формы обучения.
ISBN978-5-8397-0689-7
УДК 159.9:37.015.3
ББК Ю 95я73
Смирнов, А. А. Психология вузовской адаптации : учеб. пособие / Н. Г. Живаев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; А. А. Смирнов .— Ярославль : ЯрГУ, 2009 .— 119 с. — ISBN 978-5-8397-0689-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/237452 (дата обращения: 21.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

К. Д. Ушинского; кафедра профессионального обучения Ярославского государственного технического университета С 50 Смирнов, А. А. Психология вузовской адаптации: учеб. пособие / А. А. Смирнов, Н. Г. Живаев; Яросл. гос. ун-т им. <...> Задачи пособия: • дать студентам знания теоретических основ психологии адаптации, выделяя ее специфику и роль в системе социальнопсихологического знания; • помочь студентам овладеть методами самостоятельного анализа адаптационных процессов; • способствовать овладению студентами умениями и навыками распознавания индивидуальных и социально-психологических особенностей личности, коррекции адаптационного поведения. <...> 3 В результате изучения данного курса студенты должны: • иметь представление об основных теоретических подходах к проблеме адаптации, а также о функции адаптации по отношению к обучению студента в вузе; • знать сущность адаптации, ее структуру, механизмы, методы контроля; • иметь представление о сущности социального восприятия и его психологических эффектах; • сформировать и развить навыки рефлексии, социальной перцепции; • понять индивидуально- и социально-психологические регуляторы адаптивного поведения; • понимать природу дезадаптации и знать способы профилактики и коррекции вузовской дезадаптации; • владеть навыками психологического анализа индивидуальных и социально-психологических особенностей отдельных студентов и учебных групп, уметь их использовать в своей будущей профессионально-трудовой деятельности в целях оптимизации адаптации студентов в вузе; • иметь навыки выявления адаптационного потенциала личности, прогнозирования успешности адаптации первокурсников в вузе; • уметь анализировать результаты исследования адаптации, разрабатывать практические рекомендации по повышению адаптированности первокурсников и реализовать данные рекомендации на практике. <...> Понятие психологической адаптации Основные понятия (ключевые <...>
Психология_вузовской_адаптации_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова А. А. Смирнов Н. Г. Живаев Психология вузовской адаптации Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2009 1
Стр.1
УДК 159.9:37.015.3 ББК Ю 95я73 С 50 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009 года Рецензенты: Н. В. Шарова, канд. психол. наук, ст. преподаватель кафедры педагогической психологии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского; кафедра профессионального обучения Ярославского государственного технического университета С 50 Смирнов, А. А. Психология вузовской адаптации: учеб. пособие / А. А. Смирнов, Н. Г. Живаев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2009. – 115 с. ISBN 978-5-8397-0689-7 В учебном пособии излагаются сведения о социальных и индивидуально-психологических механизмах адаптации студентов в вузе, необходимые будущим специалистам-психологам в сфере образования, специалистам по персоналу. Предназначено для магистрантов, обучающихся по направлению 030300.68 Психология (дисциплина «Преподавание психологии в высшей школе», блок ДНМ), очной формы обучения. УДК 159.9:37.015.3 ББК Ю 95я73 ISBN 978-5-8397-0689-7 © Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2009 2
Стр.2
Введение Период обучения в вузе является одним из наиболее важных в жизни человека. В это время происходит становление молодого человека как личности, профессионала, члена общества, что обусловлено особенностями учебной деятельности и социальной среды. Данный период характеризуется протеканием ряда специфичных процессов: профессионального самоопределения, развития профессионально важных качеств, формирования системы личностных смыслов и ценностных ориентаций, адаптации к условиям обучения и окружающей среде. При этом именно адаптация является условием протекания остальных процессов [25]. Адаптация студента – фактор повышения эффективности его профессиональной подготовки и социального становления. Потребность общества в компетентных специалистах постоянна, что в контексте интенсивно проводимых в сфере образования реформ привлекает все большее внимание специалистов различного профиля: психологов, руководителей образования. Разработка проблемы адаптации студента в вузе становится одной из насущных и ключевых задач, которой отводится большое место в фокусе исследования практически всех основных направлений современной психологии. Данное учебное пособие ориентировано на подготовку специалистов-психологов, решающих проблемы подготовки специалистов в вузе или занимающихся довузовской подготовкой школьников. Задачи пособия: • дать студентам знания теоретических основ психологии адаптации, выделяя ее специфику и роль в системе социальнопсихологического знания; • помочь студентам овладеть методами самостоятельного анализа адаптационных процессов; • способствовать овладению студентами умениями и навыками распознавания индивидуальных и социально-психологических особенностей личности, коррекции адаптационного поведения. 3
Стр.3
В результате изучения данного курса студенты должны: • иметь представление об основных теоретических подходах к проблеме адаптации, а также о функции адаптации по отношению к обучению студента в вузе; • знать сущность адаптации, ее структуру, механизмы, методы контроля; • иметь представление о сущности социального восприятия и его психологических эффектах; • сформировать и развить навыки рефлексии, социальной перцепции; • понять индивидуально- и социально-психологические регуляторы адаптивного поведения; • понимать природу дезадаптации и знать способы профилактики и коррекции вузовской дезадаптации; • владеть навыками психологического анализа индивидуальных и социально-психологических особенностей отдельных студентов и учебных групп, уметь их использовать в своей будущей профессионально-трудовой деятельности в целях оптимизации адаптации студентов в вузе; • иметь навыки выявления адаптационного потенциала личности, прогнозирования успешности адаптации первокурсников в вузе; • уметь анализировать результаты исследования адаптации, разрабатывать практические рекомендации по повышению адаптированности первокурсников и реализовать данные рекомендации на практике. 4
Стр.4
Раздел I. Теоретические основы адаптации Глава 1. Понятие психологической адаптации Основные понятия (ключевые слова): адаптация, адаптированность, ассимиляция, аккомодация, гомеостаз, приспособление, адаптационный синдром, эджастмент, стресс, равновесие, замещающее подкрепление, среда, когнитивный диссонанс, социальная адаптация, профессиональная адаптация, деятельность. Темы занятий: Тема 1.1. Понятие адаптации. Тема 1.2. Адаптация как междисциплинарный предмет исследования. Тема 1.3. Психологические подходы к исследованию адаптации. Тема 1.1. Понятие адаптации Теория психологической адаптации студента развивается в русле различных психологических подходов и направлений. Исследования адаптации имеют длительную историю и берут свое начало из естественных наук: биологии, физиологии, медицины. Значительно позднее понятие адаптации было перенесено в социологию и психологию. Основоположниками разработки адаптационной проблематики принято считать Г. Селье (H. Selye) [182], П. К. Анохина [11], Р. М. Баевского, Ф. З. Меерсона [128], В. П. Казначеева [85], С. В. Казначеева [84], В. И. Медведева [126], А. А. Реана [170], А. Ж. Юревиц [225], М. С. Яницкого [226] и других ученых [12, 21, 89, 125, 127]. Сам термин «адаптация» имеет давнее происхождение и относится к общенаучным междисциплинарным понятиям. Он происходит от позднелатинского «adaptatio» (приспособление) и 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ