Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
А. А. Смирнов
Н. Г. Живаев
Психология
вузовской адаптации
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по специальности Психология
Ярославль 2009
1
Стр.1
УДК 159.9:37.015.3
ББК Ю 95я73
С 50
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2009 года
Рецензенты:
Н. В. Шарова, канд. психол. наук, ст. преподаватель кафедры
педагогической психологии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского;
кафедра профессионального обучения
Ярославского государственного технического университета
С 50
Смирнов, А. А. Психология вузовской адаптации: учеб.
пособие / А. А. Смирнов, Н. Г. Живаев; Яросл. гос. ун-т
им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2009. – 115 с.
ISBN 978-5-8397-0689-7
В учебном пособии излагаются сведения о социальных и индивидуально-психологических
механизмах адаптации студентов
в вузе, необходимые будущим специалистам-психологам в
сфере образования, специалистам по персоналу.
Предназначено для магистрантов, обучающихся по направлению
030300.68 Психология (дисциплина «Преподавание психологии
в высшей школе», блок ДНМ), очной формы обучения.
УДК 159.9:37.015.3
ББК Ю 95я73
ISBN 978-5-8397-0689-7
© Ярославский государственный
университет им. П. Г. Демидова, 2009
2
Стр.2
Введение
Период обучения в вузе является одним из наиболее важных
в жизни человека. В это время происходит становление молодого
человека как личности, профессионала, члена общества, что обусловлено
особенностями учебной деятельности и социальной
среды. Данный период характеризуется протеканием ряда специфичных
процессов: профессионального самоопределения, развития
профессионально важных качеств, формирования системы
личностных смыслов и ценностных ориентаций, адаптации к условиям
обучения и окружающей среде. При этом именно адаптация
является условием протекания остальных процессов [25].
Адаптация студента – фактор повышения эффективности его
профессиональной подготовки и социального становления. Потребность
общества в компетентных специалистах постоянна, что
в контексте интенсивно проводимых в сфере образования реформ
привлекает все большее внимание специалистов различного профиля:
психологов, руководителей образования.
Разработка проблемы адаптации студента в вузе становится
одной из насущных и ключевых задач, которой отводится большое
место в фокусе исследования практически всех основных
направлений современной психологии.
Данное учебное пособие ориентировано на подготовку специалистов-психологов,
решающих проблемы подготовки специалистов
в вузе или занимающихся довузовской подготовкой
школьников.
Задачи пособия:
• дать студентам знания теоретических основ психологии
адаптации, выделяя ее специфику и роль в системе социальнопсихологического
знания;
• помочь студентам овладеть методами самостоятельного
анализа адаптационных процессов;
• способствовать овладению студентами умениями и навыками
распознавания индивидуальных и социально-психологических
особенностей личности, коррекции адаптационного поведения.
3
Стр.3
В результате изучения данного курса студенты должны:
• иметь представление об основных теоретических подходах
к проблеме адаптации, а также о функции адаптации по отношению
к обучению студента в вузе;
• знать сущность адаптации, ее структуру, механизмы, методы
контроля;
• иметь представление о сущности социального восприятия и
его психологических эффектах;
• сформировать и развить навыки рефлексии, социальной
перцепции;
• понять индивидуально- и социально-психологические регуляторы
адаптивного поведения;
• понимать природу дезадаптации и знать способы профилактики
и коррекции вузовской дезадаптации;
• владеть навыками психологического анализа индивидуальных
и социально-психологических особенностей отдельных студентов
и учебных групп, уметь их использовать в своей будущей
профессионально-трудовой деятельности в целях оптимизации
адаптации студентов в вузе;
• иметь навыки выявления адаптационного потенциала личности,
прогнозирования успешности адаптации первокурсников в
вузе;
• уметь анализировать результаты исследования адаптации,
разрабатывать практические рекомендации по повышению адаптированности
первокурсников и реализовать данные рекомендации
на практике.
4
Стр.4
Раздел I.
Теоретические основы адаптации
Глава 1.
Понятие психологической адаптации
Основные понятия (ключевые слова):
адаптация, адаптированность, ассимиляция, аккомодация,
гомеостаз, приспособление, адаптационный синдром, эджастмент,
стресс, равновесие, замещающее подкрепление, среда, когнитивный
диссонанс, социальная адаптация, профессиональная
адаптация, деятельность.
Темы занятий:
Тема 1.1. Понятие адаптации.
Тема 1.2. Адаптация как междисциплинарный предмет исследования.
Тема
1.3. Психологические подходы к исследованию адаптации.
Тема
1.1. Понятие адаптации
Теория психологической адаптации студента развивается в
русле различных психологических подходов и направлений. Исследования
адаптации имеют длительную историю и берут свое
начало из естественных наук: биологии, физиологии, медицины.
Значительно позднее понятие адаптации было перенесено в социологию
и психологию.
Основоположниками разработки адаптационной проблематики
принято считать Г. Селье (H. Selye) [182], П. К. Анохина
[11], Р. М. Баевского, Ф. З. Меерсона [128], В. П. Казначеева [85],
С. В. Казначеева [84], В. И. Медведева [126], А. А. Реана [170],
А. Ж. Юревиц [225], М. С. Яницкого [226] и других ученых [12,
21, 89, 125, 127].
Сам термин «адаптация» имеет давнее происхождение и
относится к общенаучным междисциплинарным понятиям. Он
происходит от позднелатинского «adaptatio» (приспособление) и
5
Стр.5