МАЙКОВ, Валериан Николаевич [28.VIII(9.IX).1823, Москва -- 15(27).VII.1847, окрестности
Петербурга] -- литературный критик, публицист. Родился в семье известного художника, академика
живописи Н. А. Майкова. Старший брат М.-- Аполлон -- талантливый поэт и критик. Младший брат -Леонид
-- этнограф, литературовед, с 1893 г. вице-президент российской Академии наук. В 40 гг. дом
Майковых -- один из центров литературной жизни Петербурга. В их изящно убранной гостиной всегда
можно было "встретить тогдашних корифеев литературы; многие являлись с рукописями и читали свои
произведения. Вечер кончался ужином, приправленным интересной одушевленной беседой" (Григорович
Д. В. Литературные воспоминания.-- Л., 1961.-- С. 118). Завсегдатаями были И. С. Тургенев, И. А.
Гончаров, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков и мн. др. Домашняя атмосфера способствовала раннему
становлению М. как ученого и критика. М.-- выпускник юридического факультета Петербургского
университета. После недолгой службы (1842) и поездки за границу (1843) он в 1844 г. сближается с М. В.
Петрашевским и принимает деятельное участие в составлении первого выпуска "Карманного словаря
иностранных слов, вошедших в состав русского языка" (апрель 1845 г.). Одушевленный мыслью о том,
что "единственный для России путь к развитию -- усвоение европейской цивилизации" (Майков В.
Литературная критика.-- С. 40), М. стремится ввести в интеллектуальный обиход соотечественников
понятия, выработанные передовой западной наукой: "анализ и синтез"; "утопия", "демократия" и мн. др.
Словарь получил одобрительный отзыв В. Г. Белинского, М.-- один из первых вкладчиков в фонд
библиотеки запрещенных книг Петрашевского, куда входили сочинения социалистов-утопистов,
новейших политико-экономов, философов (напр., О. Конта, Л. Фейербаха). Однако с зимы 1846 г., из-за
личной неприязни к Петрашевскому, он прекращает посещение "пятниц" и создает собственный кружок,
куда вошли В. А. Милютин, М. Е. Салтыков, Р. Р. Штрандман. До начала 1847 г. М. часто бывает на
квартире у бр. Бекетовых, где собирается социалистически настроенная молодежь. С 1845 г. он берет на
себя фактическое руководство журналом "Финский вестник". Однако из-за расхождения в финансовых
вопросах с издателем Ф. К. Дершау М. вскоре покидает редакцию. В "Финском вестнике" были
опубликованы первая часть статьи М. "Общественные науки в России", рецензии на сочинения И. С.
Тургенева, В. Ф. Одоевского и др. Весной 1846 г. М. по рекомендации Тургенева приглашен к
заведованию отделом критики и библиографии в журнале "Отечественные записки" на место ушедшего
Белинского. Пятнадцать месяцев работы в авторитетнейшем журнале эпохи -- кульминационный момент
творческой биографии М. Здесь он опубликовал свои важнейшие статьи и рецензии ("Стихотворения
Кольцова", "Нечто о русской литературе в 1846 году", "Петербургские вершины, описанные Я.
Бутковым" и мн. др.). Летом 1847 г. М. начинает одновременно сотрудничать в обновленном
"Современнике" Н. А. Некрасова и Белинского. Однако неожиданная смерть (от инсульта после купания
в жаркую погоду) обрывает эту богатую возможностями литературную судьбу. Современники сохранили
о М. воспоминания как о человеке незаурядном во всех отношениях: по уму, таланту, душевной
щедрости и такту. Несмотря на короткую жизнь, он оставил заметный след в истории русской
общественно-литературной мысли.
М., наряду с Белинским,-- один из ведущих критиков "натуральной школы", в борьбе с
классицизмом и романтизмом прокладывавший русло реализму. Вступив на литературное поприще в
годы, когда перед "натуральной школой" встала задача обновления проблематики и поэтики, он сумел
идейно возглавить новый этап ее существования (1846--1849), стать истинным преемником Белинского,
именно потому, что спорил с ним, утверждая более современный -- "аналитический" -- метод критики.
Взаимоотношения науки и искусства -- стержень всех литературно-критических работ М.
Критика для него никогда не была самоцелью, в ней виделся способ "заманить" читателя "в сети
интереса к науке" (С. 8). Новейшие социально-экономические учения (французских социалистовутопистов,
историков эпохи Реставрации, английских политиков-экономов, позитивизм О. Конта),
критически осмысленные, легли в основу эстетической программы М. С особой силой стимулировали
его мысль антропологизм Л. Фейербаха и социальная теория Ш. Фурье. Антропологизм утверждал, что
"созерцаемое, ощущаемое" бытие первично; разум, мышление, идеи -- только производное от него.
Вместе с Фейербахом М. отказывается от рационализма Г. В. Ф. Гегеля. Увлеченный борьбой с
"отвлеченностью" и "мистикой", он, однако, недооценивает преимуществ - гегелевской диалектики -- в
этом причина большинства просчетов молодого критика. Так, диалектический метод Белинского М.
именует "дуализмом", считает отступлением от правил "строгой логики" и противопоставляет ему
"радикализм", т. е. объяснение всех явлений действительности одним началом. Итак, эстетика М.
заряжена антирационалистическим пафосом. Художественность, чуждая заранее заданной
тенденциозности, объявляется подлинной сущностью искусства. В художественности М. видит
непосредственное проявление неискаженной, гармоничной человеческой природы, которая является
частью природы окружающей и может быть воспринята только с помощью "коренных человеческих
страстей" (по выражению Фурье). Отсюда понятен его интерес к психологии: она для М. и главный
Стр.1