Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 651584)
Контекстум

Майков В. Н.: Биобиблиографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц4
ID7840
АннотацияОб авторе (Майков Валериан Николаевич).
Кому рекомендованоОб авторе
Майков В. Н.: Биобиблиографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 1990 .— 4 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/7840 (дата обращения: 06.08.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МАЙКОВ, Валериан Николаевич [28. <...> Старший брат М.-- Аполлон -- талантливый поэт и критик. <...> В 40 гг. дом Майковых -- один из центров литературной жизни Петербурга. <...> Домашняя атмосфера способствовала раннему становлению М. как ученого и критика. <...> После недолгой службы (1842) и поездки за границу (1843) он в 1844 г. сближается с М. В. Петрашевским и принимает деятельное участие в составлении первого выпуска "Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка" (апрель 1845 г.). <...> Одушевленный мыслью о том, что "единственный для России путь к развитию -- усвоение европейской цивилизации" (Майков В. <...> Словарь получил одобрительный отзыв В. Г. Белинского, М.-- один из первых вкладчиков в фонд библиотеки запрещенных книг Петрашевского, куда входили сочинения социалистов-утопистов, новейших политико-экономов, философов (напр., О. <...> Однако с зимы 1846 г., из-за личной неприязни к Петрашевскому, он прекращает посещение "пятниц" и создает собственный кружок, куда вошли В. А. Милютин, М. Е. Салтыков, Р. Р. Штрандман. <...> С 1845 г. он берет на себя фактическое руководство журналом "Финский вестник". <...> Однако из-за расхождения в финансовых вопросах с издателем Ф. К. Дершау М. вскоре покидает редакцию. <...> В "Финском вестнике" были опубликованы первая часть статьи М. <...> Общественные науки в России", рецензии на сочинения И. С. Тургенева, В. Ф. Одоевского и др. <...> Весной 1846 г. М. по рекомендации Тургенева приглашен к заведованию отделом критики и библиографии в журнале "Отечественные записки" на место ушедшего Белинского. <...> Пятнадцать месяцев работы в авторитетнейшем журнале эпохи -- кульминационный момент творческой биографии М. <...> Здесь он опубликовал свои важнейшие статьи и рецензии ("Стихотворения Кольцова", "Нечто о русской литературе в 1846 году", "Петербургские вершины, описанные Я. <...> ). Летом 1847 г. М. начинает одновременно сотрудничать в обновленном "Современнике" Н. А. Некрасова и Белинского. <...> Современники сохранили <...>
Майков_В._Н._Биобиблиографическая_справка.pdf
МАЙКОВ, Валериан Николаевич [28.VIII(9.IX).1823, Москва -- 15(27).VII.1847, окрестности Петербурга] -- литературный критик, публицист. Родился в семье известного художника, академика живописи Н. А. Майкова. Старший брат М.-- Аполлон -- талантливый поэт и критик. Младший брат -Леонид -- этнограф, литературовед, с 1893 г. вице-президент российской Академии наук. В 40 гг. дом Майковых -- один из центров литературной жизни Петербурга. В их изящно убранной гостиной всегда можно было "встретить тогдашних корифеев литературы; многие являлись с рукописями и читали свои произведения. Вечер кончался ужином, приправленным интересной одушевленной беседой" (Григорович Д. В. Литературные воспоминания.-- Л., 1961.-- С. 118). Завсегдатаями были И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков и мн. др. Домашняя атмосфера способствовала раннему становлению М. как ученого и критика. М.-- выпускник юридического факультета Петербургского университета. После недолгой службы (1842) и поездки за границу (1843) он в 1844 г. сближается с М. В. Петрашевским и принимает деятельное участие в составлении первого выпуска "Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка" (апрель 1845 г.). Одушевленный мыслью о том, что "единственный для России путь к развитию -- усвоение европейской цивилизации" (Майков В. Литературная критика.-- С. 40), М. стремится ввести в интеллектуальный обиход соотечественников понятия, выработанные передовой западной наукой: "анализ и синтез"; "утопия", "демократия" и мн. др. Словарь получил одобрительный отзыв В. Г. Белинского, М.-- один из первых вкладчиков в фонд библиотеки запрещенных книг Петрашевского, куда входили сочинения социалистов-утопистов, новейших политико-экономов, философов (напр., О. Конта, Л. Фейербаха). Однако с зимы 1846 г., из-за личной неприязни к Петрашевскому, он прекращает посещение "пятниц" и создает собственный кружок, куда вошли В. А. Милютин, М. Е. Салтыков, Р. Р. Штрандман. До начала 1847 г. М. часто бывает на квартире у бр. Бекетовых, где собирается социалистически настроенная молодежь. С 1845 г. он берет на себя фактическое руководство журналом "Финский вестник". Однако из-за расхождения в финансовых вопросах с издателем Ф. К. Дершау М. вскоре покидает редакцию. В "Финском вестнике" были опубликованы первая часть статьи М. "Общественные науки в России", рецензии на сочинения И. С. Тургенева, В. Ф. Одоевского и др. Весной 1846 г. М. по рекомендации Тургенева приглашен к заведованию отделом критики и библиографии в журнале "Отечественные записки" на место ушедшего Белинского. Пятнадцать месяцев работы в авторитетнейшем журнале эпохи -- кульминационный момент творческой биографии М. Здесь он опубликовал свои важнейшие статьи и рецензии ("Стихотворения Кольцова", "Нечто о русской литературе в 1846 году", "Петербургские вершины, описанные Я. Бутковым" и мн. др.). Летом 1847 г. М. начинает одновременно сотрудничать в обновленном "Современнике" Н. А. Некрасова и Белинского. Однако неожиданная смерть (от инсульта после купания в жаркую погоду) обрывает эту богатую возможностями литературную судьбу. Современники сохранили о М. воспоминания как о человеке незаурядном во всех отношениях: по уму, таланту, душевной щедрости и такту. Несмотря на короткую жизнь, он оставил заметный след в истории русской общественно-литературной мысли. М., наряду с Белинским,-- один из ведущих критиков "натуральной школы", в борьбе с классицизмом и романтизмом прокладывавший русло реализму. Вступив на литературное поприще в годы, когда перед "натуральной школой" встала задача обновления проблематики и поэтики, он сумел идейно возглавить новый этап ее существования (1846--1849), стать истинным преемником Белинского, именно потому, что спорил с ним, утверждая более современный -- "аналитический" -- метод критики. Взаимоотношения науки и искусства -- стержень всех литературно-критических работ М. Критика для него никогда не была самоцелью, в ней виделся способ "заманить" читателя "в сети интереса к науке" (С. 8). Новейшие социально-экономические учения (французских социалистовутопистов, историков эпохи Реставрации, английских политиков-экономов, позитивизм О. Конта), критически осмысленные, легли в основу эстетической программы М. С особой силой стимулировали его мысль антропологизм Л. Фейербаха и социальная теория Ш. Фурье. Антропологизм утверждал, что "созерцаемое, ощущаемое" бытие первично; разум, мышление, идеи -- только производное от него. Вместе с Фейербахом М. отказывается от рационализма Г. В. Ф. Гегеля. Увлеченный борьбой с "отвлеченностью" и "мистикой", он, однако, недооценивает преимуществ - гегелевской диалектики -- в этом причина большинства просчетов молодого критика. Так, диалектический метод Белинского М. именует "дуализмом", считает отступлением от правил "строгой логики" и противопоставляет ему "радикализм", т. е. объяснение всех явлений действительности одним началом. Итак, эстетика М. заряжена антирационалистическим пафосом. Художественность, чуждая заранее заданной тенденциозности, объявляется подлинной сущностью искусства. В художественности М. видит непосредственное проявление неискаженной, гармоничной человеческой природы, которая является частью природы окружающей и может быть воспринята только с помощью "коренных человеческих страстей" (по выражению Фурье). Отсюда понятен его интерес к психологии: она для М. и главный
Стр.1