Конева Психогенетика Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2009 УДК 159.9:575 ББК Ю 92я73 С 89 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> План 2009 года Рецензенты: Крупенникова И. В., канд. психол. наук, научный сотрудник научноисследовательской лаборатории специального (коррекционного) образования ГУ "Центр помощи детям" Ярославской обл., кафедра социальной психологии филиала НОУВПО "Московский психолого-социальный институт" С 89 Субботина, Л. Ю. Психогенетика: / Л. Ю. Субботина, Е. В. Конева; Яросл. учеб. пособие гос. ун-т им. <...> ISBN 978-5-8397-0714-6 Учебное пособие по психогенетике – науке, исследующей роль наследственности и среды в формировании человеческой индивидуальности, – соответствует общему профессиональному стандарту по специальности «Психология». <...> Содержит основные сведения о методологии и методах исследования в области детерминации индивидуальности (ее структуре, онтогенезе и диагностике); анализ генотип-средовых соотношений в изменчивости интеллекта и других когнитивных функций, движений, психофизиологических признаков. <...> Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030301 Психология (дисциплина «Психогенетика», блок ОПД), очной и заочной форм обучения. <...> Предмет психогенетики, ее задачи и методологические принципы Современных ученых не затруднит объяснить, почему у кареглазой мамы рождается кареглазая дочь или почему у родителей маленького роста малорослые дети. <...> Социальные условия жизни не устраняют генетическую разнокачественность людей. <...> Объединение интересов этих двух наук привело к возникновению пограничной дисциплины – психогенетики. <...> Психогенетика в англоязычном варианте имеет название behavioral genetics – генетика поведения. <...> 3 Психогенетика – пограничная с генетикой область психологии, изучающая особенности психики, обусловленные <...>
Психогенетика_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Л. Ю. Субботина
Е. В. Конева
Психогенетика
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по специальности Психология
Ярославль 2009
Стр.1
УДК 159.9:575
ББК Ю 92я73
С 89
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2009 года
Рецензенты:
Крупенникова И. В., канд. психол. наук, научный сотрудник научноисследовательской
лаборатории специального (коррекционного)
образования ГУ "Центр помощи детям" Ярославской обл.,
кафедра социальной психологии филиала НОУВПО "Московский
психолого-социальный институт"
С 89
Субботина, Л. Ю. Психогенетика:
/ Л. Ю. Субботина,
Е. В. Конева;
Яросл.
учеб. пособие
гос.
ун-т
им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2009. – 96 с.
ISBN 978-5-8397-0714-6
Учебное пособие по психогенетике – науке, исследующей
роль наследственности и среды в формировании человеческой
индивидуальности, – соответствует общему профессиональному
стандарту по специальности «Психология». Содержит основные
сведения о методологии и методах исследования в области
детерминации индивидуальности (ее структуре, онтогенезе
и диагностике); анализ генотип-средовых соотношений в
изменчивости интеллекта и других когнитивных функций,
движений, психофизиологических признаков.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности
030301 Психология (дисциплина «Психогенетика», блок
ОПД), очной и заочной форм обучения.
УДК 159.9:575
ББК Ю 92я73
ISBN 978-5-8397-0714-6
© Ярославский
2
государственный
университет им. П. Г. Демидова, 2009
Стр.2
§ 1. Предмет психогенетики, ее задачи
и методологические принципы
Современных ученых не затруднит объяснить, почему у кареглазой
мамы рождается кареглазая дочь или почему у родителей
маленького роста малорослые дети. Существуют четкие механизмы
наследственности, объясняющие особенности наследования
потомством анатомо-физических и физиологических
признаков родителей. Гораздо сложнее обстоит дело с объяснением
причин того или иного характера, тех или иных способностей
и особенностей высших психических функций. Однако
именно этот вопрос актуален для человечества на протяжении
многих сотен лет. Природа человека, его происхождение и деятельность,
целостные характеристики как биологического и в то
же время социального существа остаются в центре внимания
ученых разных специальностей. Социальные условия жизни не
устраняют генетическую разнокачественность людей. Накопленный
к настоящему времени большой фактический материал свидетельствует
о том, что нет таких нервно-психических и поведенческих
свойств, определяющих индивидуальные и личностные
качества человека, которые не были бы подвержены
межличностной генетической вариации. Мышление, пространственное
восприятие, вычислительные, речевые, музыкальные и
математические способности, темперамент и уровень эмоциональности
зависят в той или иной степени от генетической компоненты
общей изменчивости. Это относится и к таким психофизическим
свойствам человека, как сила, чувствительность и лабильность
нервной системы, психодинамические параметры. Все
это порождает много вопросов о механизмах и закономерностях
взаимосвязи и взаимообусловленности наследственности и сознательной
деятельности. На современном уровне развития науки
разрешение этих вопросов требует совместных усилий специалистов
в области психологии и генетики. Объединение интересов
этих двух наук привело к возникновению пограничной дисциплины
– психогенетики. Психогенетика в англоязычном варианте
имеет название behavioral genetics – генетика поведения.
3
Стр.3
Психогенетика – пограничная с генетикой область психологии,
изучающая особенности психики, обусловленные генотипом,
а также роль среды и наследственности в формировании индивидуальности
и личности. Психогенетика исследует проблемы
взаимодействия генов и среды в формировании нормальных и
патологических признаков человека. Соответственно предметом
психогенетики являются индивидуальные психологические особенности
человека и детерминанты их формирования.
К настоящему времени в психогенетике накоплен обширный
фактический материал о влиянии генотипа на развитие функций.
Психогенетические исследования охватывают очень широкий
диапазон признаков: от элементарных до сложных. Большинство
работ в психогенетике посвящено исследованию межиндивидуальной
вариативности высших психических функций, главным
образом интеллекта. Выявлена определенная пропорциональность
между степенью родства, т. е. количеством общих генов, и
сходством по многим тестам интеллекта. Этим многие ученые
обосновывают наследственность интеллектуальных возможностей.
Исходя
из понимания предмета психогенетики определяются
и ее основные задачи.
В общей проблематике, относящейся к изучению человека,
особо стоит проблема, которую можно обозначить как соотношение
биологического и социального в развитии человека. Этот вопрос,
поставленный еще античными философами и естествоиспытателями,
не нашел ответа до сих пор. Он имеет много взаимосвязанных
аспектов. Один из них является центральной задачей
психогенетики – взаимоотношение наследственности и среды
в онтогенетическом развитии человека. Важнейшим вопросом
является происхождение и развитие психики. Одной из основных
задач психогенетики является изучение факторов, влияющих
на наследственность. Более частными задачами являются:
природа задатков; природа и происхождение способностей; природа
интеллекта; врожденное и приобретенное в развитии личности.
В
решении указанных и многих других конкретных задач
психогенетика связана с иными областями знания. Очевидно, что
4
Стр.4
разработка научных идей в психогенетике должна опираться на
общеметодологические принципы: детерминизма, системности,
генезиса, интегральности психики. С этой точки зрения психогенетика
опирается в своих исследованиях на методологию, историю
науки, философию. Опосредующим звеном между генотипом
и психологическими особенностями являются физиологические
особенности человека, поэтому, кроме генетики и
психологии, психогенетика решает проблемы на стыке с физиологией,
биологией, анатомией. Изучение индивидуальных различий
обусловливает связь с дифференциальной психофизиологией.
Решение вопроса о связи биологического и психического диктует
необходимость учета новейших разработок возрастной,
дифференциальной психологии и интегративной психологии.
Учитывая специфику объекта и предмета исследования, психогенетика
в большей степени, чем другие направления психологии,
вынуждена использовать математические методы, что определяет
ее взаимосвязь с математикой. В общей системе наук психогенетика
абсолютно соответствует современной тенденции синтезированного
развития и разработки проблем на стыке различных
научных направлений.
§ 2. Социальное и биологическое
в психическом развитии человека
Проблема соотношения социальных и биологических влияний
на процесс развития человека относится к фундаментальным
проблемам онтогенеза и представляет интерес не только для психологической
науки. Первоначально вопрос о детерминации развития
человека был поставлен в философии. Для его возникновения
есть основания. С одной стороны, многие характерные для
человека физиологические процессы (дыхание, питание, размножение
и др.) ставят его в один ряд с другими представителями
мира животных и являются биологическими (природными, врожденными).
С другой стороны, речь, характер деятельности, сложные
общественные процессы, абстрактное мышление принципиально
отличают человека от всех остальных живых существ.
5
Стр.5