Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Акмеологические проблемы творческой самореализации личности (90,00 руб.)

0   0
Первый авторЛейбина А. В.
Авторы Яросл. гос. ун-т
ИздательствоЯрГУ
Страниц58
ID237439
АннотацияЦель данного практикума ознакомление читателей с основными теоретическими положениями психологии творчества и акмеологии творческой самореализации личности, а также с наиболее известными методиками диагностики креативности. Издание содержит набор популярных методик с ключами и практических заданий к ним. Предназначен для студентов, обучающихся по специальности 030301 Психология (дисциплина «Акмеологические проблемы творческой самореализации личности», блок ДС), очной формы обучения.
УДК 159.9:7.01
ББК Ю 945.4я73
Лейбина, А. В. Акмеологические проблемы творческой самореализации личности : практикум / Яросл. гос. ун-т; А. В. Лейбина .— Ярославль : ЯрГУ, 2009 .— 58 с. — URL: https://rucont.ru/efd/237439 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П.Г. Демидова Кафедра педагогики и педагогической психологии А.В. Лейбина Акмеологические проблемы творческой самореализации личности Практикум Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2009 УДК 159.9:7.01 ББК Ю 945.4я73 Л 42 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> П.Г. Демидова Лейбина, А.В. Акмеологические проблемы творчеЛ 42 ской самореализации личности: практикум / А.В. Лейбина; Яросл. гос. ун-т. <...> Цель данного практикума – ознакомление читателей с основными теоретическими положениями психологии творчества и акмеологии творческой самореализации личности, а также с наиболее известными методиками диагностики креативности. <...> Издание содержит набор популярных методик с ключами и практических заданий к ним. <...> Предназначен для студентов, обучающихся по специальности 030301 Психология (дисциплина «Акмеологические проблемы творческой самореализации личности», блок ДС), очной формы обучения. <...> УДК 159.9:7.01 ББК Ю 945.4я73 © Ярославский государственный университет, 2009 2 Введение На данный момент в психологии вопрос об истинной природе творчества не является завершенным: ученые не пришли к единому мнению, существует ли на самом деле креативность или она является научным конструктом. <...> По второй гипотезе, высказанной в 2002 году антропологом Ричардом Клайном, креативность возникла вследствие внезапной генетической мутации около 50 тысяч лет назад в мозге человека (Clein et. al., 2002). <...> Креативность (от англ. creativity) – уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. <...> Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности. <...> Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью до определенного предела, а слишком высокий интеллект <...>
Акмеологические_проблемы_творческой_самореализации_личности_практикум.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Кафедра педагогики и педагогической психологии А.В. Лейбина Акмеологические проблемы творческой самореализации личности Практикум Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2009
Стр.1
УДК 159.9:7.01 ББК Ю 945.4я73 Л 42 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009 года Рецензент кафедра педагогики и педагогической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова Лейбина, А.В. Акмеологические проблемы творчеЛ 42 ской самореализации личности: практикум / А.В. Лейбина; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2009. – 56 с. Цель данного практикума – ознакомление читателей с основными теоретическими положениями психологии творчества и акмеологии творческой самореализации личности, а также с наиболее известными методиками диагностики креативности. Издание содержит набор популярных методик с ключами и практических заданий к ним. Предназначен для студентов, обучающихся по специальности 030301 Психология (дисциплина «Акмеологические проблемы творческой самореализации личности», блок ДС), очной формы обучения. УДК 159.9:7.01 ББК Ю 945.4я73 © Ярославский государственный университет, 2009 2
Стр.2
Введение На данный момент в психологии вопрос об истинной природе творчества не является завершенным: ученые не пришли к единому мнению, существует ли на самом деле креативность или она является научным конструктом. Имеется две гипотезы по возникновению креативных способностей у человека. Традиционно считалось, что творческие способности возникли постепенно, в течение длительного времени и явились следствием культурных и демографических изменений, в частности, роста численности народонаселения. По второй гипотезе, высказанной в 2002 году антропологом Ричардом Клайном, креативность возникла вследствие внезапной генетической мутации около 50 тысяч лет назад в мозге человека (Clein et. al., 2002). Креативность (от англ. creativity) – уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует креативности. В настоящее время креативность рассматривается как не сводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно центральное направление в изучении креативности – выявление личностных качеств, с которыми она связана (Психологический словарь, С. 173). Креативность выступает в двух формах: потенциальной, представляющей собой совокупность способностей к творчеству, и актуальной, проявляющейся в творческой активности личности. В современной психологической науке творчество определяется как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся 3
Стр.3
новизной, оригинальностью, уникальностью (Психологический словарь, С. 393). А. Маслоу связывал творческие способности с потребностью к самоактуализации. Предполагается, что в основе творческого процесса лежит творческое мышление. В этом случае творческое мышление – это один из видов мышления, характеризующийся созданием нового продукта и новообразованиями, касающимися мотивации, целей, оценок, смыслов, в самой познавательной деятельности по его созданию. Мышление творческое отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением (Психологический словарь, С. 226). По мнению Дж. Гилфорда, индивиды привычно используют два различных типа мышления, которые он определяет как конвергентное и дивергентное мышление. Речь идет о различном характере мыслительной деятельности: сужении диапазона мышления с выходом на разрешение проблемы или расширении поля мыслительных операций. Творческий подход включает оба типа мыслительной деятельности. Наиболее характерным видом конвергентного мышления является аналитическое рассуждение, или вероятностное мышление, предполагающее наличие четко очерченной логической проблемы. Впрочем, как конвергентное мышление может быть классифицирован любой систематический и тщательный способ анализа, даже если при поиске решения используются простые эвристические методы (эвристика – совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины; метод обучения, способствующий развитию находчивости, активности). Со своей стороны ассоциативное, дивергентное мышление отличается большей внутренней свободой и нередко приносит более приятные плоды. Оно характеризуется беглостью восприятия (то есть способностью генерировать несколько идей), гибкостью (то есть способностью переходить на другую точку зрения) и оригинальностью (то есть способностью вырабатывать нетривиальные идеи). Таким образом, творческая самореализация связана не только с мышлением, но и с такими психологическими характеристика4
Стр.4
ми, как мотивация, личностные и эмоциональные характеристики индивида. Существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Более того, реализация творческого потенциала, независимо от его масштабов, делает человека психически нормальным. Лишить человека такой возможности означает вызвать у него невротические состояния. Некоторые психоневрологи видят сущность психотерапии в излечении неврозов путем пробуждения творческих стремлений человека. Согласно второй точке зрения, не всякого нормального человека следует считать творческой личностью или творцом. Подобная позиция связана с другим пониманием природы творчества. Здесь, помимо незапрограммированного процесса создания нового, принимается во внимание ценность нового результата. Он должен быть общезначим, хотя масштаб его может быть различным. Важнейшей чертой творца является сильная и устойчивая потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества, видя в нем главную цель и основной смысл своей жизни. Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне, но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации (А. Маслоу). В контексте акмеологии как науки о вершинах вопрос об изучении специфики и факторах (предпосылках) творческой самореализации стоит наиболее остро. Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Он может определяться как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов или же рассматриваться как непрерывное единство 5
Стр.5