Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 030401 История (дисциплина «Методика преподавания истории», блок ОПД), очной и очно-заочной форм обучения. <...> Методика обучения истории как педагогическая наука Основные вопросы для изучения: Предмет и задачи, основные факторы обучения истории. <...> Роль и место методики в обучении истории. <...> Определите, что такое метод и что понимается под методикой преподавания истории. <...> Что исследует методика обучения истории, в чем заключается ее цель? <...> Охарактеризуйте основные факторы обучения истории: = цели обучения (какова роль государства в определении целей обучения предмету; как изменялись цели обучения на разных этапах развития Российского государства; современные цели обучения истории); = содержание обучения истории в школе (роль методики в отборе основных фактов важнейших событий и явлений отечественной и всеобщей истории); = методы обучения (возможности методической организации обучения; связь методов обучения с формами обучения и типами уроков); = познавательные возможности учащихся (уровень обусловленности исторических знаний и умений возрастом ученика; дайте определение понятию «способности»); = результаты обучения (их зависимость от целей обучения; измерение результатов обучения в соответствии с несколькими уровнями: исторического образования при изучении темы, раздела, учебного курса; сформированности научного мировоззрения; развития познавательных возможностей учащихся; воспитания учащихся в процессе обучения истории). <...> Значение методики, ее связь с другими науками (назвать их и указать как методика и другие науки, в том числе история, могут быть связаны между собой). <...> Вяземский, Е. Е. Историческое образование в современной России: справочно-методическое пособие для учителей / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. <...> Наумов, О. Н. Специальные исторические дисциплины в современной России / О. Н. Наумов // Преподавание истории в школе1 . <...> Появление в России <...>
Методика_преподавания_истории_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Кафедра всеобщей истории
Методика
преподавания истории
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по специальности История
Ярославль 2009
1
Стр.1
УДК 378.02:372.8
ББК Ч 426.31я73
М 54
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2009 года
Рецензент
кафедра всеобщей истории
Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова
Составитель Е. Н. Великанова
Методика преподавания истории: метод. указания
М 54
/ сост. Е. Н. Великанова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова.
– Ярославль: ЯрГУ, 2009. – 40 с.
Методические указания содержат рекомендации для
изучения теоретического и практического материала по
методике преподавания истории.
Предназначены для студентов, обучающихся по специальности
030401 История (дисциплина «Методика преподавания
истории», блок ОПД), очной и очно-заочной
форм обучения.
УДК 378.02:372.8
ББК Ч 426.31я73
©© Ярославский государственный
университет им. П. Г. Демидова,
2009
2
Стр.2
Тема 1. Методика обучения истории
как педагогическая наука
Основные вопросы для изучения: Предмет и задачи, основные
факторы обучения истории. Роль и место методики в
обучении истории. Связь методики с другими науками. Современные
методы педагогического исследования.
Определите, что такое метод и что понимается под методикой
преподавания истории. Что исследует методика обучения истории,
в чем заключается ее цель? Отметьте, что является предметом
и объектом методики? От чего зависит эффективность
процесса обучения истории? Охарактеризуйте основные факторы
обучения истории:
= цели обучения (какова роль государства в определении целей
обучения предмету; как изменялись цели обучения на разных
этапах развития Российского государства; современные цели
обучения истории);
= содержание обучения истории в школе (роль методики в
отборе основных фактов важнейших событий и явлений отечественной
и всеобщей истории);
= методы обучения (возможности методической организации
обучения; связь методов обучения с формами обучения и типами
уроков);
= познавательные возможности учащихся (уровень обусловленности
исторических знаний и умений возрастом ученика; дайте
определение понятию «способности»);
= результаты обучения (их зависимость от целей обучения;
измерение результатов обучения в соответствии с несколькими
уровнями: исторического образования при изучении темы, раздела,
учебного курса; сформированности научного мировоззрения;
развития познавательных возможностей учащихся; воспитания
учащихся в процессе обучения истории). Дайте определение понятия
«качество обучения».
Значение методики, ее связь с другими науками (назвать их и
указать как методика и другие науки, в том числе история, могут
быть связаны между собой).
3
Стр.3
Раскройте методы педагогического исследования: педагогическое
наблюдение и формирующий эксперимент. Метод беседы
и интервью. Метод тестирования. Метод анкетирования. Метод
рейтинга. Метод обобщения независимых характеристик.
Литература
1. Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в школе
/ М. Т. Студеникин. – М., 2000.
2. Вяземский, Е. Е. Теория и методика преподавания истории
/ Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – М., 2003.
3. Вяземский, Е. Е. Историческое образование в современной
России: справочно-методическое пособие для учителей
/ Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – М., 2002.
4. Шоган, В. В. Методика преподавания истории в школе
/ В. В. Шоган. – Ростов н/Д., 2007.
5. Наумов, О. Н. Специальные исторические дисциплины в
современной России / О. Н. Наумов // Преподавание истории в
школе1
. – 2008. – № 5. – С. 38–45.
Тема 2. Становление и развитие методики
обучения истории
Основные вопросы для изучения: Становление и развитие
обучения истории в XVII–XVIII вв. Историческое образование в
XIX в. Методика обучения истории в начале ХХ в. Школьное историческое
образование в России в ХХ в. Структура современного
исторического образования.
Появление в России первых сборников, содержащих исторические
сведения. «Азбуковник». «Синопсис». Начало преподавания
истории (московская гимназия пастора Глюка и школа Феофана
Прокоповича, академическая гимназия в Петербурге). Методы изучения
истории. «Введение в генеральную историю Гильома Кураса».
Принципы изложения событий в учебниках по истории XVIII в.
Изучение хронологии, нумизматики, мифологии. Место истории
1 Далее: ПИШ.
4
Стр.4
среди учебных дисциплин. Практика преподавания истории в
Смольном институте. Роль исторических трудов В. Н. Татищева и
М. В. Ломоносова для развития познавательного интереса к истории.
Издание учебной литературы по истории в конце XVIII в. Учреждение
учительской семинарии в Петербурге. Реформа 1786 г. по
созданию народных училищ. Деятельность Ф. И. Янкович: методические
приемы изучения истории. Появление исторических карт.
Учебник «Всемирная история для обучения юношества»
И. М. Шрекка. Начало практики отдельного преподавания двух
курсов истории (отечественной и всеобщей).
Исторические концепции XIX в. и преподавание истории.
Учебники по истории древнего мира и средних веков
С. Смарагдова и И. Кайданова. Методика преподавания А. Язвинского.
Рифмическая обобщительная методика фон Шуберта.
Группирующий (тематический) метод Бидермана. Приемы обучения
истории в сер. XIX в. «Учебная книга русской истории»
С. М. Соловьева. Подход Д. И. Иловайского к обучению истории:
репетиционный метод. Реальный метод М. М. Стасюлевича и
изучение документальных источников. Первая русская методика
обучения истории Я. Г. Гуревича: отбор исторических фактов и
событий, приоритетное изучение русской истории. «Методика
истории» немецкого педагога Г. Дистервега. «Методика истории
по Кригеру» И. Виноградова и А. Никольского и новые методы
обучения
истории
(биографический,
коллективнокатегорический,
хрестоматический, прогрессивный и регрессивный
методы). «Школьный метод и его отношение к учебному
предмету истории» С. Ламовицкого. Приемы активизации познания.
Методическая деятельность Н. И. Кареева. Его «Заметки о
преподавании истории в средней школе» (1900 г.).
Цели и методы обучения истории в начале ХХ в. Краеведческий
материал на уроках истории. Применение в процессе обучения
метода вопросов и ответов. Роль Н. А. Рожкова и
М. Н. Покровского в развитии реального метода обучения истории.
Метод документации Я. С. Кулжинского и вопрос о значении
учебника и хрестоматии. Критика метода Н. А. Рожковым и
М. Н. Покровским. Достоинства и недостатки лабораторного метода.
А. Ф. Гартвиг и метод драматизации. Совершенствование
5
Стр.5