Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Развитие учебно-профессиональной Я-концепции студента (220,00 руб.)

0   0
Первый авторОрлова Галина Владимировна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц82
ID236065
АннотацияВ предлагаемом читателю учебном пособии анализируется содержательный (системно-компонентный), структурный и функциональный подходы к исследованию учебно-профессиональной Я-концепции студента в процессе учебно-профессиональной деятельности.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 3-го, 4-го и 5-го курсов специальности «Социальная педагогика».
Орлова, Г.В. Развитие учебно-профессиональной Я-концепции студента / Г.В. Орлова .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2012 .— 82 с. — 81 с. — URL: https://rucont.ru/efd/236065 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Я-концепция личности и ее дефиниции в психологических исследованиях . <...> Структурный и содержательный анализ изучения учебно-профессиональной Я-концепции студента . <...> Характеристика эмоционально-ценностного компонента учебно-профессиональной Я-концепции студента . <...> Характеристика конативного компонента учебно-профессиональной Я-концепции студента . <...> Развитие и воспитание студента – будущего профессионала осуществляется различными путями: развитие интереса к профессии, профессиональной деятельности, к самому себе как будущему специалисту. <...> Однако существующий арсенал психолого-педагогических технологий и средств чаще всего ориентирует студентов в процессе обучения на приобретение общих стандартов, не формируя целенаправленно профессиональное самосознание, рефлексию, профессионально значимые качества личности, профессиональный образ «Я» и в целом профессиональную позицию специалиста. <...> Обозначенные проблемы находят отражение в интегративном феномене «Я-концепция студента». <...> Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что большинство исследований по проблемам развития профессиональной Яконцепции касаются лишь отдельных ее компонентов, их влияния на профессиональную готовность, компетентность, идентичность, реже – психолого-педагогических условий, механизмов и динамики развития Я-концепции в процессе обучения студентов в вузе. <...> На наш взгляд, именно этот вид деятельности студентов способствует становлению их учебно-профессиональной Я-концепции, которая включает представления студентов о себе как учащихся и будущих профессионалов. <...> Целесообразно подчеркнуть, что профессиональная Я-концепция развивается у человека в результате «вживания» в свою профессию, оценки им своих реальных возможностей и перспектив, своего места в данной профессиональной сфере. <...> В литературе указывается, что, решая этот вопрос, следует учитывать такие позиции, как место конкретной деятельности <...>
Развитие_учебно-профессиональной_Я-концепции_студента.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Г. В. Орлова РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ СТУДЕНТА Учебное пособие для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежский государственный университет 2012
Стр.1
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение.................................................................................................................4 Глава 1. Я-концепция личности и ее дефиниции в психологических исследованиях .......................................................................................................6 Глава 2. Структурный и содержательный анализ изучения учебно-профессиональной Я-концепции студента ........................................35 2.1. Характеристика когнитивного компонента учебно-профессиональной Я-концепции студента ...............................36 2.2. Характеристика эмоционально-ценностного компонента учебно-профессиональной Я-концепции студента ...............................48 2.3. Характеристика конативного компонента учебно-профессиональной Я-концепции студента ...............................54 Глава 3. Модель развития учебно-профессиональной Я-концепции студента................................................................................................................57 Заключение ..........................................................................................................71 Литература ...........................................................................................................74 3
Стр.3
Глава 1. Я-КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ДЕФИНИЦИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Установка русской философской мысли на познание личностью самой себя строится в соприкосновении с психологией и религией, где «осознание самого себя – это напряжение, собирающее и сопрягающее все силы и функции души, то есть “иога”, некое “ярмо”, “иго”, но в тоже время оно означает и освобождение, ибо налагается на меня моим подлинным Я» [13]. Такого рода трудности сказываются при изучении любых психических процессов, но особенно велики они при исследовании генезиса Яконцепции, самосознания, самооценок и «образа Я». Человек осознает себя в самых различных контекстах своих проявлений: имеет представление о строении своего тела; обладает «схемой тела», которая отличается поразительной устойчивостью. Состояние тела, его функций, отношение к окружению, напряженность потребностей и многое другое выражается в самочувствии. Чтобы развивать наше самосознание, нужно знать его свойства и то, как оно образуется. Но у каждого явления имеются и положительные, и отрицательные стороны. Развитое самосознание дает нам огромные преимущества перед теми, у кого оно развито слабо. Но за это могущество самосознания мы часто должны вносить большую плату. Самосознание может порождать такие психические образования, как чувство неполноценности, тщеславие, неумеренную гордость, беспричинную, необъяснимую тревогу, зависть, отсутствие покоя, неудовлетворенность и многие другие чувства, которые иногда терзают нас до такой степени, что некоторые были бы согласны расстаться с теми преимуществами, которые дает нам самосознание. Выработать в себе терпимость к рассогласованию и осознанному изменению своей Я-концепции путем изменения образа жизни является одной из высших целей самовоспитания. Это часто стоит целой жизни. Огромное влияние на создание социальной психологии Я-кон-цепции в зарубежной психологии и социологии оказала функциональная психология (У. Джеймс, Дж. Дьюи, Г. Карр, Э. Кланаред). В этом направлении предпринята попытка раскрыть специфику понятий «потока сознания», «Яконцепции», «Я-экономического», подчеркивается активный характер Яличности и признается решающее значение в выборе Я-социального и Яморального за темпераментом личности, биопсихологической особенностью ее реакции на внешний мир [68]. В бихевиористском направлении (Дж. Доллард, Н. Миллер, Б. Скиннер, Э. Торнайк, Дж. Уотсон и др.) понимают человеческое Я как репертуар поведения, свойственный данному типу обстоятельств. При этом два или более репертуара, сформированные различными типами обстоятельств, составляют два или более «Я». 6
Стр.6
По мнению Б. Ф. Скиннера, поведение человека – есть лишь цепь реакций на изменение окружающих условий, репертуар социальных ролей, набор масок, за которыми нет никакого личностного «Я». Данное направление отрицает индивидуальное сознание, отбрасывает значимость подсознания и сознания для сохранения человеческого «Я», игнорируется социальная природа Я-концепции. Деятельность сознания и Яконцепции сводится к внешним проявлениям и приспособительным реакциям человека. Психодинамическое направление определяет становление Я-концепции через преодоление внутриличностного конфликта между сознанием и бессознательным, личностью и обществом. В недрах этого направления рождаются понятия «реальное Я» (К. Хорни), «Я-конструкт», «эгоидентичность» (Э. Эриксон), «творческое-Я». В исследованиях образа тела появляется понятие «телесное Я», уделяется особое внимание особенностям телесной самоидентичности и проводится обилие экспериментов. Все это послужило для создания методологической основы Я-психологии (Е. Крис, А. Фрейд и др.) и ее психосоматической теории (Г. Кохут, М. Малер, М. Хофер и др.): 1) образ тела является ситуативной психологической репрезентацией собственного тела и рассматривается как результат осознанного или неосознанного психологического отражения, а схема тела описывает стабильное постоянное знание личности о своем теле; 2) образование ущербной Я-структуры личности возникает как результат эмоциональной неадекватности и нарушения «Я – Я-объективных отношений»; 3) патология объективных отношений личности приводит к формированию расколотой Я-структуры, необходимой частью которой является другой человек, регулирующих и стабилизирующий неустойчивое чувство психологического равновесия. Несомненной научный и практический интерес представляет когнитивное направление в решении проблемы Я-концепции. Представители этого направления (Д. Бем, А. Валлон, Э. Джонс, Б. Инельдер, Л. Колберг, Р. Нисбет, Р. Солсо и др.) обращаются к изучению: – феноменов самовосприятия и механизмов регуляции поведения личности, являющихся компонентами структуры Я-концепции личности; – субъективной интерпретации Я-концепции и ситуации; – развития нравственного сознания в единстве с когнитивным развитием Я-концепции; – образа тела как сложного комплексного единства восприятий, оценок, установок, представлений, связанных с внешностью и с функциями тела; – репродуктивных (статистические, кинетические, преобразующие) и антиципирующих образов. 7
Стр.7
При этом результаты экспериментов интерпретируются в понятиях «ценность Я», «свобода выбора Я», «удовлетворенность Я», «идеальные цели, поставленные Я», признавая уникальную область восприятия, объектом которой выступает сам познающий себя субъект. Для когнитивного направления в изучении Я-концепции характерно следующее: 1) становление Я-концепции предполагает модификацию сознания и рефлексивного мышления личности; 2) у личности «образ другого» формируется раньше, чем «образ Я»; 3) изменение сознания личности и развития ее системы знаний о себе связано с когнитивными изменениями, формирующимися под влиянием социальных взаимоотношений; 4) природа самооценочных суждений определяется «внешними признаками», а поступок личности отражает ее внутреннее состояние и проверяет оценку этого состояния; 5) развитие моральных суждений личности является результатом нарушения когнитивного равновесия и принятия роли, причем развития когнитивных способностей является одним из компонентов процесса становления Я-концепции. Исследователи этого направления сводят изменения содержания Я-концепции только к когнитивным изменениям, а активность личности ограничивают когнитивной сферой. В ходе анализа когнитивных изменений Я-концепции ученые не учитывают совместную деятельность. В гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка, К. Левин, Ф. Перлз, Е. Рубин и др.) в результате экспериментального анализа и интерпретации фактов сознания личности как единственной психической реальности показано, что уникальная целостная структура Я-концепции не выводима из образующих ее компонентов, и необходимо целостное, адекватное понимание себя человеком. Временная перспектива, которая определяет поведение человека в жизненном пространстве является основой целостного восприятия себя, своего прошлого, настоящего и будущего. При этом отрицательное влияние на процесс становления Я-концепции имеет и завышенный, и заниженный уровень притязаний, так как нарушается возможность установления равновесия со средой. Гуманистическая психология (Р. Бернс, А. Маслоу, Р. Мей, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл, Р. Хоган и др.) основными принципами изучения психологии Я-концепции считает процесс восприятия, явления сознания, сознательный опыт, поиск человеком смысла существования и ценностей бытия, сущность природы человеческих потребностей и уникального Я, мотивацию самоактуализации и самоутверждения. По теоретическим проблемам Я-концепции существуют фундаментальные обобщенные труды Р. Бернса, Д. Куперсмита, Дж. Марвела, А. Маслоу, К. Роджерса, М. Розенберга и др. Исследования Я-концепции, построенные в русле гуманистической психологии, являются плодотворными в связи с тем, что в них: 1) раскрыва8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ