Д.А. Логинов
Как построить систему
тьюторского сопровождения
обучающихся в школе
1
№ 8, 2014 г.
БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА ДИРЕКТОР ШКОЛЫ
управление
№ 8, 2014 <...> Д.А. Логинов
Как построить систему
тьюторского сопровождения
обучающихся в школе
Ответственный редактор —
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «СЕНТЯБРЬ» •
УДК 37.013.41
ББК 74.027.9
Л69
Библиотека журнала «Директор
школы» основана в 1995 году. <...> Как построить систему тьюторского сопровождения
обучающихся в школе. <...> В представленной модели описаны функции тьютора
в системе непрерывного образования и задачи по их реализации, основы подготовки специалистов с тьюторской
позицией на начальной, основной и старшей ступенях
обучения в школе. <...> Педагог сегодня не просто сообщает
систему академических знаний, он учит делать выбор, ставить цели,
помогает выстраивать траекторию достижения цели и сопровождает
эту траекторию обучающегося. <...> При этом речь идет не о каждом педагоге, а прежде всего о педагоге-тьюторе и педагоге с тьюторской компетенцией. <...> Тьютор — это новая профессия в современном российском образовании, но не в европейской истории. <...> Впервые должность тьютора
была введена еще в XII веке в английских университетах для сопровождения индивидуальной образовательной программы студента. <...> Для понимания определимся с понятиями «тьютор» и «тьюторская
компетентность». <...> Тьютор — это особый педагог, который работает с
принципом индивидуализации и сопровождает построение индивидуальной образовательной программы; в свою очередь тьюторская
компетентность — это компетентность современного учителя, позволяющая ему сопровождать индивидуальные учебные программы. <...> В нашей стране возрастает интерес к ценностям индивидуализации в образовании, идеям открытого образования, практикам
сопровождения индивидуальных учебных планов обучающихся и
шире — индивидуальных образовательных программ. <...> В череде задач и практических мер, ориентированных на достижение <...>
Библиотека_журнала_«Директор_школы»_№8_2014.pdf
1
¹ 8, 2014 ã.
БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА ДИРЕКТОР ШКОЛЫ
управление ¹ 8, 2014
Д.А. Логинов
Как построить систему
тьюторского сопровождения
обучающихся в школе
Ответственный редактор —
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «ÑÅÍÒßÁÐÜ» •
Стр.2
УДК 37.013.41
ББК 74.027.9
Ë69
Библиотека журнала «Директор
øêîëû» основана в 1995 ãîäó.
Выходит 8 раз в год.
Ë69
Логинов Д.А.
Как построить систему тьюторского сопровождения
обучающихся в øêîëå. Ì.: Ñåíòÿáðü, 2014. — 160 ñ.
ISBN 978-5-88753-157-1
Книга посвящена построению системы тьюторского
сопровождения образовательного процесса в школе.
В представленной модели описаны функции тьютора
в системе непрерывного образования и задачи по их реализации,
основы подготовки специалистов с тьюторской
позицией на начальной, основной и старшей ступенях
обучения в школе.
Практическая значимость книги обеспечивается включенными
в нее разнообразными методическими материалами:
сценариями и проектами работы, планами деятельности
тьютора, его должностными инструкциями и т.д.
УДК 37.013.41
Логинов Ä.À. 2014
© Издательская фирма «Ñåíòÿáðü», 2014
Ìîñêâà, 2014
Стр.3
3
Содержание
¹ 8, 2014 ã.
Введение .................................................................... 5
Индивидуализация образования, или Зачем школе
òüþòîð? .....................................................................12
Тьюторство как направление педагогической деятельности ....12
Становление индивидуализации и тьюторства в России ..........18
Тьюторство на современном этапе развития образования ......26
Образовательный процесс: единство урочной
и внеурочной деятельности .......................................... 40
Составляющие профессиональной деятельности тьютора .......40
Тьюториал как основная форма взаимодействия тьютора
с обучающимися ......................................................................49
Тьюториал «ÃÈÀ как ïðàçäíèê» .................................................53
Индивидуальная образовательная траектория
старшеклассника ....................................................... 58
Проектирование условий формирования навыков
самоопределения .....................................................................58
Целеполагание субъектов обучения в связи с организацией
индивидуальной образовательной траектории обучающегося ...66
Разработка и реализация индивидуальных образовательных
траекторий ..............................................................................70
Педагогическое сопровождение разработки
и реализации ИОТ ....................................................................73
Методика построения индивидуальной образовательной
траектории старшеклассника ...................................................88
Стр.4
4
¹ 8, 2014 ã.
Сценирование образовательного процесса посредством
индивидуальных образовательных маршрутов
обучающихся ............................................................. 94
Сценарии построения карьеры и профессиональной
ориентации (ïðîôèëü-îðèåíòèðîâàííûå) ................................95
Сценарии природосообразной мотивации и целеполагания
(âîçðàñò-îðèåíòèðîâàííûå) .....................................................98
Сценарии устойчивого продвижения (преемственноориентированные)
.................................................................. 101
Проектирование образа будущего ......................................... 107
Заключение .............................................................. 113
Рекомендуемая литература ....................................... 116
Приложения ............................................................. 119
Приложение 1.
Квалификационные характеристики должности тьютора ........ 119
Приложение 2.
Примерная должностная инструкция тьютора ........................122
Приложение 3.
Положение о тьюторстве МБОУ «ÑÎØ ¹ 00» ........................128
Приложение 4.
Примерный план организации процесса формирования индивидуальных
образовательных траекторий обучающихся X–XI классов
МОУ СОШ ¹___ ã. N-ñêà на 20__ – 20__ учебный год ....... 132
Приложение 5.
Метод проектирования «Зеркало прогрессивных
преобразований» ................................................................... 139
Приложение 6.
Приемы проведения рефлексии ............................................. 140
Приложение 7.
Основные этапы тьюторского ñîïðîâîæäåíèÿ........................154
Стр.5
5
¹ 8, 2014 ã.
ВВЕДЕНИЕ
У
читель сегодня, может быть, не самый успешный
человек, но он всегда имеет определенную жизненную
позицию, через субъективный опыт создает
свою философию жизни, выстраивает систему целей и
путь к их достижению. Он не навязывает, не настаивает,
а лишь создает условия, среду, в которых обучающийся
имеет возможность сделать выбор и самоопределиться.
Такую позицию педагога поддерживает не только здравый
смысл в современных социально-экономических
условиях, но и введение и реализация федеральных
государственных образовательных стандартов общего
образования (ФГОС ОО), предполагающих новые подходы
в построении образовательного пространства с
опорой на принципы системно-деятельностного подхода
и в единстве урочной и внеурочной деятельности.
В свою очередь, практика внеурочной деятельности и
дополнительного образования, имея потенциал для вариативного
построения образовательного процесса, его
индивидуализации через построение индивидуальной
образовательной траектории (маршрута), направлена
на создание условий для осознания целей в процессе
самообразования.
Стр.6