Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Спорт и система подготовки спортсменов (440,00 руб.)

0   0
Первый авторФискалов В. Д.
ИздательствоМ.: Советский спорт
Страниц197
ID225216
АннотацияУчебник разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению 034300 «Физическая культура» и предназначен для подготовки магистров по профессиональной образовательной программе «Спорт и система подготовки спортсменов» (по циклу профессиональных дисциплин). Может быть использован в процессе подготовки аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих работников и других специалистов в области физической культуры и спорта.
Кем рекомендованоФГУ «Федеральный институт развития образования» в качестве учебника для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования
ISBN978-5-9718-2462-8
УДК796.072(075.8)
ББК75.15я73
Фискалов, В.Д. Спорт и система подготовки спортсменов : учебник / В.Д. Фискалов .— Москва : Советский спорт, 2010 .— 197 с. : ил. — ISBN 978-5-9718-2462-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/225216 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Успех многолетней спортивной карьеры занимающихся, их достижения в соревновательной деятельности, без которой спорт существовать не может, в значительной степени зависят от того, насколько правильно их наставники оценивают общее состояние спорта, тенденции его дальнейшего развития, используют рациональную систему отбора спортсменов, учитывают закономерности построения тренировочной и соревновательной деятельности, могут использовать дополнительные факторы, способствующие росту спортивных результатов. <...> Цель курса: сформировать у студентов-магистрантов понимание главных концептуальных положений, составляющих принципиальное содержание современных теоретических основ спортивной подготовки, увязав их в единую систему. <...> Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, без которой он существовать не может. <...> Однако следует отметить, что некоторые виды спорта не связаны непосредственно с высокой физической активностью (радиоспорт, шахматы и т.д.) <...> . Наряду с этим, занятиям физической культурой не всегда свойственна ярко выраженная «достиженческая» соревновательная деятельность. <...> Классификация видов спорта Развитие спортивного движения во всем мире привело к возникновению и формированию более двухсот самостоятельных видов спорта. <...> Многие виды спорта включают в себя несколько спортивных и соревновательных дисциплин, каждая из которых характеризуется особым составом действий, собственными способами ведения спортивной борьбы и правилами проведения состязаний. <...> Он может включать в себя одну или несколько спортивных дисциплин. <...> Спортивная дисциплина – это составная часть вида спорта, которая отличается от других входящих в вид спорта дисциплин формой или содержанием соревновательной деятельности, как правило, курируемая одной спортивной федерацией (грекоримская и вольная борьба; художественная и спортивная гимнастика; ходьба, бег, прыжки и метания в легкой <...>
Спорт_и_система_подготовки_спортсменов._Учебник.Гриф_ФИРО..pdf
В.Д. ФИСКАЛОВ СПОРТ И СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ УЧЕБНИК Рекомендовано ФГУ «Федеральный институт развития образования» в качестве учебника для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования Москва 2010
Стр.1
УДК 796.072 ББК 75.15Я73 Ф63 Рецензенты: Костюченко В.Ф. – заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор; Яхонтов Е.Р. – доктор педагогических наук, профессор; Лейбович А.Н. – доктор педагогических наук, профессор. Фискалов В. Д. Ф63 Спорт и система подготовки спортсменов: учебник / В. Д. Фискалов. – М. : Советский спорт, 2010. – 392 с. : ил. ISBN 978-5-9718-2462-8 Учебник разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению 034300 «Физическая культура» и предназначен для подготовки магистров по профессиональной образовательной программе «Спорт и система подготовки спортсменов» (по циклу профессиональных дисциплин). Может быть использован в процессе подготовки аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих работников и других специалистов в области физической культуры и спорта. УДК 796.072 ББК 75.15Я73 Редактор А.А. Алексеев. Корректор И.Т. Самсонова. Художник Д.В. Шишко. Художественный редактор Л.В. Дружинина. Компьютерная графика Н.П. Москалевой. Компьютерная верстка О.А. Котелкиной Подписано в печать 04.08.2010 г. Формат 60901 /16 . Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 24,5. Уч.-изд. л. 23,0. Тираж 1000 экз. Изд. № 1502. Заказ № ОАО «Издательство “Советский спорт”». 105064, г. Москва, ул. Казакова, 18. Тел./факс: (499) 267-94-35, 267-95-90. Сайт: www.sovsportizdat.ru E-mail: sovsport@mail.tascom.ru Отпечатано с электронной версии в ООО «Универсум». 214014, г. Смоленск, ул. Герцена, 2. Тел./факс (4812) 64-70-49. E-mail: www.uni@shu.ru ISBN 978-5-9718-2462-8 © Фискалов В. Д., 2010 © Оформление. ОАО «Издательство “Советский спорт”», 2010 ПРЕДИСЛОВИЕ Спорт в настоящее время представляет собой сложное многофункциональное и многообразное явление социальной жизни общества, занимающее важное место в его физической и духовной культуре. Успех многолетней спортивной карьеры занимающихся, их достижения в соревновательной деятельности, без которой спорт существовать не может, в значительной степени зависят от того, насколько правильно их наставники оценивают общее состояние спорта, тенденции его дальнейшего развития, используют рациональную систему отбора спортсменов, учитывают закономерности построения тренировочной и соревновательной деятельности, могут использовать дополнительные факторы, способствующие росту спортивных результатов. В представленном учебном материале предпринята попытка обобщить концептуальные подходы известных теоретиков, определивших лицо отечественной научно-методической школы подготовки спортсменов: Ю.В. Верхошанского, М.А. Годика, В.М. Дьячкова, В.М. Зациорского, В.А. Запорожанова, В.В. Кузнецова, Ю.Ф. Курамшина, Л.П. Матвеева, М.Я. Набатниковой, Н.Г. Озолина, В.Н. Платонова, И.П. Ратова, Ф.П. Суслова, В.П. Филина и других, с целью их систематизации и адаптации применительно к чтению теоретического курса дисциплин профессионального цикла основной образовательной программы подготовки магистров «Спорт и система подготовки спортсменов», обучающихся по направлению 034300 «Физическая культура». Предлагаемое содержание теоретического курса разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по физической культуре и спорту второго поколения. Цель курса: сформировать у студентов-магистрантов понимание главных концептуальных положений, составляющих принципиальное содержание современных теоретических основ спортивной подготовки, увязав их в единую систему. Задачи курса: • закрепить и углубить знания, ранее полученные по дисциплинам специализации; 3
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие .................................................................................................................. 3 ЧАСТЬ I. Современные тенденции развития спорта .................................... 5 Глава 1. Сущность, функции и основные направления развития современного спорта .................................................................................................. 7 1.1. Общая характеристика физической культуры и спорта ................. 7 1.2. Классификация видов спорта ................................................................... 9 1.3. Определение статуса спортсмена, его права и обязанности .......... 11 1.4. Основные направления развития спортивного движения ............. 13 1.5. Социальные функции спорта ................................................................... 18 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 22 Глава 2. Общая характеристика системы спортивной подготовки ......... 23 2.1. Определение системы спортивной подготовки ................................. 23 2.2. Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки ....................................................................................................... 5.2. Основные направления совершенствования подготовки спортсменов на современном этапе ........................................................ 62 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 68 Глава 6. Современные проблемы спорта высших достижений ................. 68 6.1. Проблемы международного спортивного движения ....................... 68 6.2. Проблемы идеологии и политики в спорте ......................................... 69 6.3. Проблемы коммерциализации и профессионализации спорта .... 71 6.4. Проблемы организации «справедливой игры» (фэйр плэй) .......... 87 6.5. Проблемы обеспечения безопасности, охраны здоровья, чести и достоинства граждан при проведении спортивных мероприятий .......................................................................... 92 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 96 ЧАСТЬ II. Система спортивной подготовки .................................................... 99 24 2.3. Система тренировки .................................................................................... 26 2.4. Факторы, повышающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности .......................................................... 28 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 34 Глава 3. Система спортивных соревнований и характеристика соревновательной деятельности ........................................................................... 35 3.1. Определение соревновательной деятельности и ее структура ..... 35 3.2. Классификационные подходы и систематизация соревновательной деятельности .............................................................. 38 3.3. Календарный план спортивных мероприятий и индивидуализированная система состязаний ................................. 43 3.4. Тенденции многолетней динамики соревновательной практики спортсменов ................................................................................ 45 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 50 Глава 4. Спортивные достижения и тенденция их развития .................................................................................................................... 51 4.1. Определения спортивных достижений и спортивных результатов. Их значимость и критерии оценки ............................... 51 4.2. Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений ........ 55 4.3. Тенденции развития спортивных достижений .................................. 58 Вопросы для самоконтроля ....................................................................................... 60 Глава 5. Тенденции развития спорта высших достижений и направления совершенствования системы спортивной подготовки ... 61 5.1. Особенности современного развития спорта высших достижений ..................................................................................................... 388 Глава 7. Средства и методы спортивной тренировки, тренировочные и соревновательные нагрузки ................................................ 101 7.1. Средства спортивной тренировки .......................................................... 101 7.2. Методы спортивной тренировки ............................................................. 105 7.3. Тренировочные и соревновательные нагрузки .................................. 109 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 115 Глава 8. Основы построения многолетней спортивной тренировки ....... 115 8.1. Факторы, определяющие структуру многолетнего тренировочного процесса ........................................................................... 115 8.2. Этапы многолетнего тренировочного процесса ................................. 119 8.3. Основные методические положения оптимизации тренировки в процессе многолетнего совершенствования .................................... 123 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 124 Глава 9. Специфические принципы построения многолетнего тренировочного процесса ........................................................................................ 125 9.1. Специфические черты базовых закономерностей (принципов) спортивной тренировки .............................................................................. 125 9.2. Максимизация и углубленная индивидуализированная специализация тренировочно-соревновательного процесса ......... 128 9.3. Сочетание в спортивной тренировке постепенности и предельности, опережающих и стабилизирующих тенденций ... 129 9.4. Избирательная направленность и единство различных сторон подготовки ........................................................................................ 136 9.5. Непрерывность (перманентность) и цикличность подготовительно-соревновательного процесса .................................. 138 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 143 61 Глава 10. Выявление индивидуальной спортивной предрасположенности, первичная спортивная ориентация и система отбора в многолетней подготовке спортсменов ......................... 144 10.1. Критерии и подходы в диагностике индивидуальной спортивной предрасположенности ......................................................... 144 389
Стр.195
10.2. Организационные аспекты отбора ......................................................... 147 10.3. Методические аспекты отбора ................................................................. 151 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 162 Глава 11. Методика развития физических способностей ........................... 163 11.1. Понятие о физических способностях .................................................... 163 11.2. Основные закономерности формирования физических способностей ................................................................................................... 164 11.3. Методика воспитания скоростных способностей ............................. 167 11.4. Методика воспитания силы ...................................................................... 174 11.5. Методика воспитания выносливости .................................................... 183 11.6. Методика воспитания гибкости .............................................................. 190 11.7. Методика воспитания координационных способностей ................ 193 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 199 Глава 12. Техническая подготовка спортсменов ............................................ 200 12.1. Спортивно-техническое мастерство и критерии его оценки ......... 200 12.2. Основы методики технической подготовки ........................................ 206 12.3. Основные стадии и этапы совершенствования технической подготовленности ......................................................................................... 207 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 211 Глава 13. Тактическая подготовка спортсменов ............................................. 212 13.1. Структура тактической подготовленности в разных видах спорта ................................................................................................................ 212 13.2. Факторы, влияющие на тактику соревновательной деятельности ................................................................................................... 216 13.3. Средства и методы овладения тактическими действиями ............. 217 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 220 Глава 14. Основные концепции и технология построения больших тренировочных циклов ........................................................................... 221 14.1. Факторы, которые необходимо учитывать на практике при выборе той или иной модели построения круглогодичной тренировки ...................................................................................................... 221 14.2. Наиболее принципиальные положения «классической» модели построения тренировочных макроциклов (по Л.П. Матвееву) ....................................................................................... 223 14.3. Аргументы против и в пользу «классической» модели построения круглогодичной тренировки ............................................. 225 14.4. Суть альтернативных положений модели построения тренировочных макроциклов, предложенной Ю.В. Верхошанским .................................................................................... 228 14.5. Суть альтернативных положений модели построения тренировочных макроциклов, выдвинутой А.П. Бондарчуком .... 235 14.6. Технология построения больших тренировочных циклов ............ 237 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 240 390 Глава 15. Основные технологические подходы к построению средних циклов подготовки (мезоциклов) ....................................................... 241 15.1. Определение мезоцикла и факторы, влияющие на его структуру ............................................................................................ 241 15.2. Типы мезоциклов и особенности их построения .............................. 242 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 248 Глава 16. Основные технологические подходы к построению тренировочных микроциклов .................................................... 248 16.1. Определение и классификация микроциклов тренировки ...................................................................................................... 248 16.2. Факторы, обуславливающие структуру микроциклов тренировки ...................................................................................................... 250 16.3. Соответствие величины нагрузки задачам занятия ......................... 252 16.4. Последействие нагрузок, различных по величине и направленности .......................................................................................... 254 16.5. Сочетание занятий с различными нагрузками в микроцикле ....... 260 16.6. Желательные и нежелательные сочетания нагрузок разной направленности в рамках одного занятия ............................................ 263 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 264 Глава 17. Структура управления процессом совершенствования спортивного мастерства .................................................. 265 17.1. Понятие о технологии управления тренировочным процессом ........................................................................................................ 265 17.2. Постановка цели и прогнозирование ..................................................... 268 17.3. Моделирование в системе управления ................................................. 270 17.4. Планирование и программирование компонентов спортивной подготовки ....................................................................................................... 274 17.5. Система контроля ......................................................................................... 275 17.6. Корректировка и принятие решений ..................................................... 279 17.7. Основные компоненты и простейшая схема управления тренировочным процессом ........................................................................ 280 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 281 Глава 18. Использование естественных и «искусственно управляемых» условий внешней среды для повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности ....... 282 18.1. Факторы, предопределяющие необходимость варьирования внешних условий выполнения упражнений в подготовке спортсменов .................................................................................................... 282 18.2. Эффективность использования естественных внешнесредовых факторов в подготовке спортсменов ...................................................... 284 18.3. Основные направления использования средств «искусственно управляющей среды» для повышения эффективности подготовки спортсменов ............................................ 291 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 299 391
Стр.196
ЧАСТЬ III. Организационная структура физкультурно-спортивного движения в России ..................................................................................................... 301 Глава 19. Структура управления физкультурно-спортивным движением в России на современном этапе ..................................................... 302 19.1. Современные подходы к организации системы управления физкультурно-спортивным движением в России ............................. 302 19.2. Структура и функции государственных и общественных организаций в управлении физической культурой и спортом в России ............................................................................................................ 308 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 319 Глава 20. Современная система спортивных школ и подготовка спортивных резервов в России .................................................. 320 20.1. Определение и классификация спортивных резервов в Российской Федерации на современном этапе ............................... 320 20.2. Организационная структура подготовки спортивных резервов ... 323 20.3. Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных школах .................................................................................. 332 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 335 Глава 21. Критерии оценки работы тренеров спортивных школ ............. 336 21.1. Проблемы ранней специализированной тренировки ...................... 336 21.2. Новые подходы к оценке эффективности работы детского тренера ............................................................................................ 337 21.3. Аттестация тренерских кадров и система оплаты труда и материального стимулирования .......................................................... 339 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 359 Глава 22. Система подготовка кадров в области физической культуры и спорта в России ........................................................................................................ 360 22.1. Формирование отечественной системы подготовки физкультурно-спортивных кадров ......................................................... 360 22.2. Вхождение отечественной системы подготовки физкультурноспортивных кадров в общеевропейское пространство .................... 365 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 369 Глава 23. Структура профессиональной подготовленности тренера ............................................................................................................................. 370 23.1. Определение сущности профессии «тренер» ..................................... 370 23.2. Основные уровни структуры профессиональной подготовленности тренера ......................................................................... 372 23.3. Основные компоненты структуры профессиональной подготовленности тренера ......................................................................... 373 23.4. Педагогические способности тренера .................................................... 377 Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 382 Литература ..................................................................................................................... 384 392
Стр.197

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ