ISBN 978-5-9718-0596-0
В монографии освещаются процессы социализации школьников
в сфере физической культуры и спорта, педагогическая характеристика воспитательной системы в школе, организация детского спортивного движения. <...> В работе приведены условия становления спортивного клуба
в школе, модель управления детским спортом в образовательном
учреждении, процесс организации спортивного клуба в школе. <...> С одной
стороны, тема клубов относительно хорошо исследована, а с другой –
новые социально-экономические условия жизни, иные отношения в семьях, другие ценности у молодежи
накладывают свой отпечаток на
развитие детских и молодежных
объединений. <...> Авторы книги, учитывая названные обстоятельства,
рассмотрели этап становления спортивного клуба с социальнопедагогической точки зрения. <...> Они обратили особое внимание на
социализирующую роль клубного спортивного движения. <...> Интерес к этой теме связан с тем, что вопросы модернизации школьной физической культуры, детского спорта, организации спортивных клубов в образовательных учреждениях нашли
свое отражение в «Стратегии развития физической культуры
и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», в изменениях к Федеральному закону «О физической культуре и спорте
в Российской Федерации», внесенных в декабре 2011 года. <...> Герой России, шестикратная олимпийская чемпионка,
Председатель профильной комиссии по вопросам
физической культуры и спорта
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга,
проректор по спортивной работе НГУ им. <...> Наиболее оптимальные условия для такой деятельности складываются в рамках общественных объединений и организаций физкультурно-спортивной направленности. <...> Одним из возможных видов таких организаций может
служить спортивный клуб. <...> Создание спортивного клуба является
одной из форм перехода от строго регламентированного, авторитарного воспитания к воспитанию свободному, гуманистическому, когда
у школьника появляются добровольный <...>
Спортивный_клуб_школы_этап_становления..pdf
УДК 651
ББК 65.050.2
Ф51
Рецензенты:
Бережнова Л. Н., доктор педагогических наук, профессор
Криличевский В. И., доктор педагогических наук, профессор
Никольская С. В., кандидат педагогических наук, доцент
Филиппов С. С.
Ф51
Спортивный клуб школы: этап становления : монография /
С. С. Филиппов, Т. Н. Карамышева. – 2-е изд., испр. и доп. –
М. : Советский спорт, 2012. – 300 с. : ил.
ISBN 978-5-9718-0596-0
В монографии освещаются процессы социализации школьников
в сфере физической культуры и спорта, педагогическая характеристика
воспитательной системы в школе, организация детского спортивного
движения.
Представлены результаты анализа отношения и интересов школьников
к спорту, а также отношения родителей школьников к занятиям
детей спортом.
В работе приведены условия становления спортивного клуба
в школе, модель управления детским спортом в образовательном
учреждении, процесс организации спортивного клуба в школе.
Показана роль спортивного клуба как организатора системы спортивных
соревнований школьников.
Монография предназначена для работников образовательных
и физкультурных организаций, может быть полезна для студентов
и аспирантов высших профессиональных физкультурных учебных заведений.
УДК
651
ББК 65.050.2
© Филиппов С. С.,
Карамышева Т. Н., 2012
ISBN 978-5-9718-0596-0
© Оформление. ОАО «Издательство
“Советский спорт”», 2012
Стр.2
Уважаемый читатель!
Вам предстоит прочитать книгу,
посвященную одной из важных
проблем в школьной физической культуре,
детском спорте – становлению
школьного спортивного клуба. С одной
стороны, тема клубов относительно
хорошо исследована, а с другой –
новые социально-экономические условия
жизни, иные отношения в семьях,
другие ценности у молодежи
накладывают свой отпечаток на
развитие детских и молодежных
объединений. Авторы книги, учитывая
названные обстоятельства,
рассмотрели этап становления спортивного клуба с социальнопедагогической
точки зрения. Они обратили особое внимание на
социализирующую роль клубного спортивного движения.
На международном спортивном форуме «Россия – спортивная
держава», который прошел в ноябре 2009 года в Казани, вопросы
детского спорта, учитывая их важность, были в центре внимания
участников заседаний.
Интерес к этой теме связан с тем, что вопросы модернизации
школьной физической культуры, детского спорта, организации
спортивных клубов в образовательных учреждениях нашли
свое отражение в «Стратегии развития физической культуры
и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», в изменениях
к Федеральному закону «О физической культуре и спорте
в Российской Федерации», внесенных в декабре 2011 года.
Все вышесказанное делает монографию Филиппова С.С.
и Карамышевой Т.Н. актуальной, информативной и необходимой,
прежде всего, для администрации и педагогов образовательных
учреждений, учащихся и их родителей. Авторам удалось показать,
каким образом становление спортивных клубов в школе может
проходить успешно, каковы в этих процессах роль педагогов, учащихся
и их родителей.
3
Стр.3
Это уже второе издание книги, что говорит о ее востребованности.
Следует подчеркнуть, что за короткий период, прошедший
со времени выхода первого издания, в школах многих регионов страны
активно создаются спортивные клубы.
Мне как Председателю профильной комиссии по физической
культуре и спорту Законодательного Собрания СанктПетербурга
материалы книги помогли в реализации проекта
по организации спортивных клубов в нашем городе. Думаю, что
опыт нашего города, изложенный в книге, будет интересен читателям.
Уверена,
что читатели, кому выпала благородная миссия
принимать участие в организации спортивных клубов в школах,
найдут много полезного в этой книге.
Герой России, шестикратная олимпийская чемпионка,
Председатель профильной комиссии по вопросам
физической культуры и спорта
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга,
проректор по спортивной работе НГУ им. П.Ф. Лесгафта
Любовь Егорова
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ................................................................................................. 3
Введение ......................................................................................................... 5
Глава 1. Педагогические аспекты детского спорта .................... 10
1.1. Процессы социализации школьников
в сфере физической культуры и спорта ...................................... 10
1.2. Педагогическая характеристика воспитательной
системы в школе .................................................................................. 19
Глава 2. Организация детского физкультурноспортивного
движения в современных условиях ..... 33
2.1. Анализ детских общественных объединений
физкультурно-спортивной направленности ............................ 33
2.2. Современное состояние детских спортивных клубов ............ 49
Глава 3. Научно-методическое сопровождение процесса
становления спортивного клуба школы ......................... 68
Глава 4. Информация о здоровье школьников как основа
организации физического воспитания .......................... 77
Глава 5. Отношение школьного сообщества к организации
физкуль турно-спортивной деятельности ..................... 85
5.1. Отношение и интерес школьников
к спортивной деятельности ............................................................ 85
5.2. Педагогическая поддержка организации
детского спорта в школе.................................................................... 110
297
Стр.297
СОДЕРЖАНИЕ
5.3. Отношение родителей школьников
к занятиям детей спортом ............................................................... 128
Глава 6. Условия становления спортивного клуба школы ....... 141
6.1. Модель управления детским спортом
в образовательном учреждении ..................................................... 141
6.2. Определение условий становления спортивного клуба
школы .....................................................................................................
144
Глава 7. Становление спортивного клуба школы:
организационно-педагогический аспект ...................... 153
7.1. Организация спортивного клуба в школе ................................... 153
7.2. Спортивный клуб как организатор спортивных
соревнований школь ников ............................................................. 163
7.3. Исследование сплоченности физкультурноспортивного
актива школы .............................................................. 169
Глава 8. Опыт организации спортивных клубов школы
в регионах (на примере Санкт-Петербурга) .............. 176
Заключение .................................................................................................... 185
Литература .................................................................................................... 189
Приложения .................................................................................................. 201
298
Стр.298
Научно-методическое издание
Сергей Сергеевич ФИЛИППОВ
Татьяна Николаевна КАРАМЫШЕВА
СПОРТИВНЫЙ КЛУБ ШКОЛЫ:
ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ
Стр.299