Пловец в условиях нарушения циркадных ритмов ‚ ‚ ‚ ‚ ‚
Суточные изменения состояния организма спортсмена ‚
Тренировка и соревнования в различное время суток ‚ ‚
Десинхронизация циркадных ритмов организма спортсмена после дальних перелетов ‚ ‚ ‚ ‚ ‚ 464
Ресинхронизация циркадных ритмов организма спортсмена после дальних перелетов ‚ ‚ ‚ ‚ ‚ 467
Перелеты к местам подготовки и соревнований и «дорожная усталость» ‚ ‚ ‚ ‚ ‚ ‚ ‚ ‚ ‚ ‚ ‚ ‚ ‚ ‚ ‚ 470
Diana 37. <...> «Чтобы воспитать пловца высокого класса, необходимо упорно работать над техникой с раннего возраста, еще до начала выполнения длинных серий и аэробной тренировки, Если этого не делать, ТО В ДЗЛЬНЕЙШЕМ С ТЕХНИКОЙ НЕИЗбЕЖНО ВОЗНИКНУТ СЕРЬЕЗНЫЕ
проблемы Совершенствование техники должно быть неотъемлемой частью занятий при работе с пловцами старшей возрастной
ГРУППЫ, а также И С ПЛОВЦЗМИ НЗЦИОНЗЛЬНОТО УРОВНЯ, МЫ СВОИХ
ПЛОВЦОВ переводим В СЛЕДУЮЩУЮ Группу Ha основании ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДТОТОВЛЕННОСТИ, а НЕ В зависимости ОТ скорости И ВЫНОСЛИВОСТИ, Я ПОСТОЯННО подчеркиваю, Обращаясь K nnosuaM, ЧТО МЫ
ЯВЛЯЕМСЯ партнерами В совершенствовании ТЕХНИКИ, а ПЛОВЕЦ ведущий партнер, Если пловец берет на себя ответственность, он
становится бОЛЕЕ заинтересованным И быстро ИЗМЕНЯЕТСЯ В ЛУЧШУЮ сторону», Стив Матир, главный тренер плавательного клуба
г Плано (штат Техас)
В структуре технической оснащенности пловцов следует выделять базовые и дополнительные
двигательные действия. <...> Известно, что подавляющее большинство пловцов выполняют пронос с
высоким положением локтя и свободно свисающими предплечьем и кистью, а преимущества
такой техники выполнения этого элемента многократно описаны B литературе. <...> Способность пловца к эффективным двигательным действиям B условиях острой конкуренции
и высокой ответственности за конечный результат, B состоянии прогрессирующего и тяжелого утомления и при действии ДРУГИХ сбивающих факторов, является основным показателем <...>
Спортивное_плавание._Путь_к_успеху._Книга_2..pdf
ПЛАВАНИЕ
СПОРТИВНОЕ
ПУТЬ К УСПЕХУ
Стр.1
СПОРТИВНОЕ
ПЛАВАНИЕ
ПУТЬ К УСПЕХУ
В ДВУХ КНИГАХ
Под общей редакцией
В. Н. Платонова
Стр.2
СПОРТИВНОЕ
ПЛАВАНИЕ
ПУТЬ К УСПЕХУ
КНИГА 2
МОСКВА
2012
Стр.3
ББК 75.717.5
C73
C73
Спортивное ïëàâàíèå: путь к успеху : в 2 êí. / под îáù. ðåä. Â. Í. Платонова. – Ì. : Советский
ñïîðò, 2012.
Êí. 2.– 544 ñ. : èë., òàáë. – Áèáëèîãð. : ñ. 526–543.
ISBN 978-5-9718-0562-5
В данном издании, состоящем из двух книг, представлена система знаний, относящаяся к технике
спортивного плавания и методике подготовки пловцов на всех этапах многолетней спортивной карьеры.
Преимущественной особенностью этой работы является объединение богатого исторического наследия
с передовыми научными знаниями и обобщением достижений мировой практики последних десятилетий.
Для тренеров и других специалистов в области спортивного плавания, студентов и преподавателей
вузов физического воспитания и спорта, спортсменов высокой квалификации, научных работников, спортивных
врачей.
ББК 75.717.5
© Â. Í. Ïëàòîíîâ, 2012
ISBN 978-5-9718-0562-5 (Êí. 2)
ISBN 978-5-9718-0560-1
© Оформление. ОАО «Издательство
“Советский ñïîðò”», 2012
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть VI.
асть VI. ТЕХНИЧЕСКАЯ, ТАКТИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА ПЛОВЦОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Глава 20. Техническая подготовленность и техническая подготовка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
ТЕХНИЧЕСКАЯ, ТАКТИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА ПЛОВЦОВ
Глава 20. Техническая подготовленность и техническая подготовка
Техническая подготовленность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Передовая спортивная практика — основной источник прогресса в технике плавания . . . . . . 12
Техническая подготовка пловцов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Техническая подготовка пловцов в деятельности тренеров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Взаимосвязь между темпом äâèæåíèé, шагом гребка и скоростью плавания . . . . . . . . . . . . . 25
Глава 21. Тактическая подготовленность и тактическая подготовка
Глава 21. Тактическая подготовленность и тактическая подготовка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Варианты тактики преодоления дистанций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Технико-тактические схемы проплывания дистанций различной длины . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Тактика выступлений в предварительных, полуфинальных и финальных çàïëûâàõ. . . . . . . . . 41
Основы тактической подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Глава 22. Психологическая подготовленность и психологическая подготовка
Глава 22. Психологическая подготовленность и психологическая подготовка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Качества психики и направления психологической подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Формирование мотивации занятий спортом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Волевая подготовка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Формирование уверенности в своих силах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Идеомоторная тренировка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Регулирование психической напряженности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Совершенствование толерантности к эмоциональному стрессу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Управление стартовыми состояниями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Часть VII. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ПЛОВЦОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
Глава 23. Сила и силовая подготовка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
асть VII. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ПЛОВЦОВ
Глава 23. Сила и силовая подготовка
Виды силовых качеств и направления силовой подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
Режимы работы мышц и методы силовой подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Эффективность различных методов силовой подготовки и особенности их использования . . 74
Методика силовой подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Силовая подготовка на суше . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
Повышение способностей к реализации силового потенциала при плавании
и силовая подготовка в воде . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Контроль силовых качеств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Упражнения для развития силовых качеств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Упражнения для развития силы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
Глава 24. Скоростные качества и скоростная подготовка
Глава 24. Скоростные качества и скоростная подготовка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
Виды скоростных способностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
Средства скоростной подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Методика скоростной подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
Продолжительность упражнений и количество повторений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
Интенсивность работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
Продолжительность пауз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
Стимуляция скоростных способностей в процессе тренировки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
Контроль скоростных способностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
Стр.5
6
Глава 25. Выносливость и методика ее совершенствования
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 25. Выносливость и методика ее совершенствования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
Виды выносливости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
Развитие общей выносливости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
Развитие специальной выносливости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
Подход специалистов США и Австралии к развитию выносливости. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
Целостное развитие специальной выносливости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
Повышение мощности и емкости анаэробной алактатной системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
Повышение ìîùíîñòè, емкости и подвижности анаэробной лактатной системы . . . . . . . . . 140
Повышение ìîùíîñòè, емкости и подвижности аэробной системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
Повышение способности к реализации энергетического потенциала . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
Тренировка с задержкой дыхания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
Контроль выносливости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
Глава 26. Гибкость и методика ее совершенствования
Глава 26. Гибкость и методика ее совершенствования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
Виды и значение гибкости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
Ôàêòîðû, определяющие уровень гибкости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
Методика развития гибкости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
Упражнения, направленные на развитие гибкости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
Контроль гибкости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
Глава 27.
Глава 27. Координация
Координация и методика ее совершенствования
методика ее совершенствования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
Структура и виды координационных способностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
Способность к оценке и регуляции динамических
и пространственно-временных параметров движений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
Способность к сохранению устойчивости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
Чувство ритма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
Способность к ориентированию в пространстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
Способность к произвольному расслаблению мышц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
Развитие координационных способностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
Контроль координационных способностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
Часть VIII. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
Глава 28. Построение процесса многолетнего совершенствования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
Часть VIII. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ
Глава 28. Построение процесса многолетнего совершенствования
Формирование теоретико-методических основ многолетнего совершенствования . . . . . . . . 198
Продолжительность и особенности многолетней тренировочной
и соревновательной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
Возрастные ориентиры и общая структура многолетней подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
Оптимальный возраст для начала занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
Периодизация многолетней подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
Общая структура многолетней подготовки пловцов, специализирующихся
в разных способах плавания и на различных дистанциях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
Общая характеристика этапов многолетней подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
Предрасположенность пловцов разного возраста к выполнению
тренировочных программ различной направленности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
Выбор спортивной специализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
Варианты восхождения пловцов к вершинам спортивного мастерства . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
Соревнования возрастных групп и построение многолетней подготовки . . . . . . . . . . . . . . . 236
Динамика нагрузок и соотношение работы различной преимущественной направленности . 240
Основные направления интенсификации подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
Объем и соотношение работы различной направленности в воде . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
Объем и соотношение работы различной направленности на суше . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248
Периодизация годичной подготовки на этапах многолетнего совершенствования . . . . . . . . 249
Олимпийские (÷åòûðåõëåòíèå) циклы подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250
Глава 29. Отбор и ориентация в системе подготовки
Глава 29. Отбор и ориентация в системе подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
Связь отбора и ориентации с этапами многолетней подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
Организационные особенности спортивного отбора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
Направления исследований в процессе отбора и ориентации пловцов . . . . . . . . . . . . . . . . . 259
Генетическая предрасположенность к достижениям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260
Особенности телосложения (êîíñòèòóöèè) пловцов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 263
Предрасположенность юных пловцов к достижениям на различных дистанциях . . . . . . . . . 266
Стр.6
7
Первичный отбор и ориентация на первом этапе многолетней подготовки . . . . . . . . . . . . . 269
Предварительный отбор и ориентация на втором этапе многолетней подготовки . . . . . . . . . 272
Промежуточный отбор и ориентация на третьем этапе многолетней подготовки . . . . . . . . . 273
Основной отбор и ориентация на четвертом и пятом этапах многолетней подготовки . . . . 274
Заключительный отбор и ориентация на шестом и седьмом этапах многолетней подготовки 276
Глава 30. Построение подготовки в течение года
Глава 30. Построение подготовки в течение года . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278
Общая структура годичной подготовки и макроциклов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278
Теория периодизации годичной подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279
Развитие теории периодизации в соответствии с современным календарем соревнований . . 285
Периодизация годичной подготовки в системе многолетнего совершенствования . . . . . . . . 288
Объем и соотношение средств различной преимущественной направленности . . . . . . . . . . . 296
Периодизация и соревновательная деятельность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300
Периодизация подготовки в течение года (восточноевропейский îïûò) . . . . . . . . . . . . . . . . 301
Периодизация подготовки в течение года (американский îïûò) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314
Периодизация подготовки в течение года (австралийский îïûò) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327
Современные òðåõ-, ÷åòûðåõ- и пятицикловые модели периодизации . . . . . . . . . . . . . . . . . 329
Øåñòè- и семицикловые модели периодизации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335
Особенности подготовки пловцов различной специализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339
Контроль за протеканием реакций адаптации и коррекция тренировочного процесса . . . . . 345
Глава 31. Тренировочные занятия и построение их программ
Глава 31. Тренировочные занятия и построение их программ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349
Общая структура занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349
Типы и организация занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350
Нагрузка занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 352
Направленность занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353
Занятия избирательной и комплексной направленности в системе подготовки . . . . . . . . . . 357
Построение программ занятий на различных этапах многолетней подготовки . . . . . . . . . . . 357
Типовые программы тренировочных занятий в воде на различных этапах
многолетней подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 360
Особенности построения программ тренировочных занятий пловцов,
специализирующихся на средних и длинных дистанциях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 365
Особенности построения программ тренировочных занятий пловцов-спринтеров . . . . . . . . 369
Расширение программ тренировочных занятий при подготовке пловцов высшего класса . . . 371
Глава 32. Микроциклы и построение их программ
Глава 32. Микроциклы и построение их программ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375
Типы микроциклов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375
Объем работы и величина суммарной нагрузки в микроциклах различных типов . . . . . . . . . 376
Основы чередования занятий с различными по величине и направленности нагрузками . . . 377
Особенности построения микроциклов в течение многолетней подготовки . . . . . . . . . . . . . 382
Втягивающие микроциклы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 383
Ударные микроциклы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384
Подводящие микроциклы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 388
Соревновательные микроциклы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 392
Восстановительные микроциклы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 393
Особенности построения микроциклов при нескольких занятиях в течение дня . . . . . . . . . 394
Из опыта работы известных тренеров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 396
Глава 33. Мезоциклы и построение их программ
Глава 33. Мезоциклы и построение их программ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 401
Типы мезоциклов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 402
Величина и динамика нагрузки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 404
Сочетание микроциклов в мезоцикле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 405
Особенности построения мезоциклов при тренировке женщин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 408
Глава 34. Непосредственная подготовка к соревнованиям
Глава 34. Непосредственная подготовка к соревнованиям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 409
Термины «ñóæåíèå» и «непосредственная подготовка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 411
Структура этапа непосредственной подготовки пловцов
(разработки специалистов СССР и ÃÄÐ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 412
Участие в соревнованиях и особенности непосредственной подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . 420
Дифференциация подготовки в предсоревновательном мезоцикле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 421
Продолжительность предсоревновательного мезоцикла . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 423
Стр.7
8
ОГЛАВЛЕНИЕ
Суммарный объем работы в предсоревновательном мезоцикле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 424
Динамика объема работы в предсоревновательном мезоцикле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 425
Содержание тренировки в предсоревновательном мезоцикле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 427
Непосредственная подготовка к серии соревнований . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 428
Предстартовая подготовка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 429
Часть IX.
Часть IX. ВНЕТРЕНИРОВОЧНЫЕ И ВНЕСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ
В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 435
Глава 35. Среднегорье, высокогорье и искусственная гипоксия в системе подготовки
ВНЕТРЕНИРОВОЧНЫЕ И ВНЕСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ
В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ
Глава 35. Среднегорье, высокогорье и искусственная гипоксия в системе подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . 436
Горный климат и его особенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 437
Адаптация человека к высотной гипоксии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 438
Формы гипоксической тренировки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 444
Оптимальная высота для горной подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 446
Проживание в условиях искусственной ãèïîêñèè, тренировка на уровне моря . . . . . . . . . . 448
Cðî÷íàÿ акклиматизация спортсменов к горному климату . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 450
Реакклиматизация, отставленный эффект и деадаптация после возвращения с гор . . . . . . . 451
Оптимальная продолжительность и структура цикла горной подготовки . . . . . . . . . . . . . . . 453
Тренировка в горах в системе годичной подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 456
Тренировка в горах в системе непосредственной подготовки к главным соревнованиям . . . 459
Глава 36. Пловец в условиях нарушения циркадных ритмов
Глава 36. Пловец в условиях нарушения циркадных ритмов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 462
Суточные изменения состояния организма спортсмена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 462
Тренировка и соревнования в различное время суток . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 463
Десинхронизация циркадных ритмов организма спортсмена после дальних перелетов . . . . . 464
Ресинхронизация циркадных ритмов организма спортсмена после дальних перелетов . . . . . 467
Перелеты к местам подготовки и соревнований и «äîðîæíàÿ усталость» . . . . . . . . . . . . . . . 470
Глава 37. Средства восстановления и стимуляции работоспособности
Глава 37. Средства восстановления и стимуляции работоспособности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 472
Характеристика средств восстановления и стимуляции работоспособности . . . . . . . . . . . . . 474
Основные направления использования средств управления работоспособностью
и восстановительными процессами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 480
Планирование средств восстановления и стимуляции работоспособности
в процессе подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 483
Глава 38. Диетологическое и фармакологическое обеспечение
Глава 38. Диетологическое и фармакологическое обеспечение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 485
Общие основы рационального питания спортсменов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 485
Питьевой режим . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 488
Потребление углеводов, áåëêîâ, жиров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 488
Потребление углеводов и содержание гликогена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 490
Особенности питание юных пловцов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 495
Особенности питания женщин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 497
Питание и масса тела . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 498
Âèòàìèíû, ìèíåðàëû, стимуляторы растительного происхождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 500
Использование продуктов повышенной биологической ценности
в процессе подготовки пловцов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 503
Основные принципы фармакологического обеспечения
спортивной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 504
Место диетических добавок в системе фармакологического обеспечения
спортивной деятельности пловцов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 505
Применение диетических добавок в системе подготовки пловцов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 506
Использование фармакологических препаратов в зависимости
от направленности тренировочного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 509
Глава 39. Травмы и заболевания опорно-двигательного аппарата
Глава 39. Травмы и заболевания опорно-двигательного аппарата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 512
Функциональная анатомия и кинезиология плечевого пояса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 512
Патогенез заболевания вращательной манжеты плеча . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 515
Повреждения и заболевания плечевого сустава . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 516
Лечение повреждений и заболеваний плечевого сустава . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 519
Анатомия и биомеханика коленного сустава . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 523
ЛИТЕРАТУРА
ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 526
Стр.8