Министерство сельского хозяйства РФ
ФГОУ ВПО «Самарская государственная
сельскохозяйственная академия»
Кафедра «Педагогика» <...> И.Ю. Зудилина
Психология и педагогика
Учебно-методические рекомендации
для студентов инженерного факультета, обучающихся по специальностям: <...> Учебно-методические рекомендации отражают структуру и основное содержание дисциплины «Психология и педагогика». <...> Издание
содержит: программу изучения дисциплины, рекомендации для
студентов по подготовке к семинарско-практическим занятиям,
тесты, упражнения, деловые игры, словарь терминов, рекомендуемую литературу. <...> Рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по
специальностям: 110301.65 - «Механизация сельского хозяйства»,
110304.65 - «Технология обслуживания и ремонт машин в АПК»
Самарская ГСХА, 2010
Зудилина И.Ю., 2010
Оглавление
Введение………………………………………………………. <...> Цель дисциплины – повышать общую психологопедагогическую культуру; формировать целостное представление
о психологических особенностях человека, как фактора успешности его деятельности; способствовать умению самостоятельно
мыслить и предвидеть последствия собственных действий; самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности; самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей. <...> Задачи дисциплины – ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки;
- овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную
сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и
деятельности, образования и саморазвития;
- приобретение опыта анализа профессиональных и учебных
проблемных ситуаций, организации профессионального общения
и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений; рефлексии и развития деятельности;
- приобретение опыта учета индивидуально-психологических
и личностных <...>
Психология_и_педагогика.pdf
Министерство сельского хозяйства РФ
ФГОУ ВПО «Самарская государственная
сельскохозяйственная академия»
Кафедра «Педагогика»
И.Ю. Зудилина
Психология и педагогика
Учебно-методические рекомендации
для студентов инженерного факультета, обучающихся
по специальностям:
110301. 65 - «Механизация сельского хозяйства»,
110304. 65 – «Технология обслуживания
и ремонт машин в АПК»
Кинель
РИЦ СГСХА
2010
Стр.1
ББК 88: 74 я 7
З – 92
Зудилина, И.Ю. З – 92. Психология и педагогика: учебнометодические
рекомендации по изучению дисциплины. – Кинель:
РИЦ СГСХА, 2010. – 28 с.
Учебно-методические рекомендации отражают структуру и основное
содержание дисциплины «Психология и педагогика». Издание
содержит: программу изучения дисциплины, рекомендации для
студентов по подготовке к семинарско-практическим занятиям,
тесты, упражнения, деловые игры, словарь терминов, рекомендуемую
литературу.
Рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по
специальностям: 110301.65 - «Механизация сельского хозяйства»,
110304.65 - «Технология обслуживания и ремонт машин в АПК»
Самарская ГСХА, 2010
Зудилина И.Ю., 2010
Стр.2
Оглавление
Введение………………………………………………………. 4
1. Программа изучения дисциплины «Психология и педагогика»…………………………………………………………….
1.1.
Структура дисциплины «Психология и педагогика»…...
5
5
1.2. Содержание учебной программы дисциплины «Психология
и педагогика»…………………………...........................
7
2. Рекомендации к изучению дисциплины «Психология и
педагогика»…………………………………………………… 10
2.1. Вопросы для подготовки к семинарским занятиям……. 10
3. Практические задания……………………………………… 15
4. Темы рефератов……………………………………………. 21
5. Словарь терминов…………………………………………..
6. Рекомендуемая литература………………………………… 26
6.1. Основная…………………………………………………..
6.2. Дополнительная…………………………………….. 26
25
26
3
Стр.3
Введение
Дисциплина «Психология и педагогика» включена в учебный
план для студентов инженерного факультета в соответствии с Государственными
требованиями (Федеральный компонент) к обязательному
минимуму содержания и уровня подготовки выпускников
высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социальноэкономические
дисциплины».
Цель дисциплины – повышать общую психологопедагогическую
культуру; формировать целостное представление
о психологических особенностях человека, как фактора успешности
его деятельности; способствовать умению самостоятельно
мыслить и предвидеть последствия собственных действий; самостоятельно
учиться и адекватно оценивать свои возможности; самостоятельно
находить оптимальные пути достижения цели и преодоления
жизненных трудностей.
Задачи дисциплины – ознакомление с основными направлениями
развития психологической и педагогической науки;
- овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную,
эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную
сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и
деятельности, образования и саморазвития;
- приобретение опыта анализа профессиональных и учебных
проблемных ситуаций, организации профессионального общения
и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений;
рефлексии и развития деятельности;
- приобретение опыта учета индивидуально-психологических
и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и
профессиональной деятельности;
- усвоение теоретических основ проектирования, организации
и осуществления современного образовательного процесса, диагностики
его хода и результатов.
жен:
В результате освоения дисциплины будущий специалист долИметь
представление – об основных принципах и стратегиях
познания психологических, педагогических явлений, о построении
педагогического процесса, о развитии личности в онтогенезе и филогенезе.
4
Стр.4
Знать – взаимосвязь процессов обучения, воспитания и развития;
факты, механизмы и закономерности развития психики и
личности; сущность педагогического процесса, основных принципов,
форм и методов его организации; роль активной деятельности
субъекта в процессе развития и становления личности.
Уметь – научно обосновывать теоретические положения и
подтверждать их примерами из современной практики обучения и
воспитания; применять психологические знания в решении конкретных
задач профессиональной деятельности; использовать полученные
знания в общении с окружающими людьми.
1. Программа изучения дисциплины
«Психология и педагогика»
1.1.Структура дисциплины «Психология и педагогика»
Количество часов
п/п
1
1
2
3
4.
5
Тема
2
Психология
Предмет, задачи, методы
психологии. Психология в
системе наук о человеке.
Психика как продукт и фактор
эволюционного процесса.
Сознание человека.
Чувственные формы освоения
действительности.
Рациональные формы освоения
действительности
Личность в системе общественных
и межличностных
отношений.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
4
4
4
4
лекции
3
Семинарскопрактические
4
всего
5
5
Стр.5