Министерство культуры Российской Федерации Кемеровский государственный университет культуры и искусств Кафедра педагогики и психологии Н. Г. СМИРНОВА ПЕДАГОГИКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для студентов дневной и заочной формы обучения по специальностям: 053000 (071301) – Народное художественное творчество, 070105 (051100) – Дирижирование (академическим хором); направлению: 070100 (530100) – Музыкальное искусство Кемерово 2010 1 УДК 370 ББК 74.00 С 50 Рецензенты: кандидат философских наук, доцент Н. А. Мицкевич; кандидат педагогических наук, доцент Л. В. Мирошниченко; Ректор КРИПК и ПРО, доктор педагогических наук, профессор, Почетный работник общего образования РФ О. Г. Красношлыкова С50 Смирнова Н. Г. Педагогика [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н. Г. Смирнова. <...> ISBN 5-8154-0053-x Пособие создано с учетом требований Государственного образовательного стандарта (ГОС ВПО) к уровню подготовки специалистов художественно-музыкального профиля. <...> В пособие включены материалы, которые помогут студентам в освоении курса педагогики, расширят возможности самоподготовки. <...> Рассчитано на студентов вуза культуры и искусств специальностей 053000 – Народное художественное творчество, 070105 – Дирижирование (академическим хором), направлению 070100 – Музыкальное искусство. <...> Общими задачами курса педагогики является усвоение студентами требований Госстандарта (ГОС ВПО), т. е. требований к минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы по педагогике. <...> Учитывая гуманистические традиции педагогики, антропологический подход в построении воспитательно-образовательного процесса в вузе, мы стремились, чтобы данное пособие носило рекомендательный характер, имело форму советов и побуждало студентов к самостоятельному размышлению, поиску литературы по той или иной теме и ее освоению. <...> Что касается требований ГОС ВПО по спецдисциплинам, то они предусматривают опору на знания по общей педагогике. <...> Отметим также, что студент – выпускник <...>
Педагогика.pdf
Министерство культуры Российской Федерации
Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Кафедра педагогики и психологии
Н. Г. СМИРНОВА
ПЕДАГОГИКА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
для студентов дневной и заочной формы обучения
по специальностям:
053000 (071301) – Народное художественное творчество,
070105 (051100) – Дирижирование (академическим хором);
направлению:
070100 (530100) – Музыкальное искусство
Кемерово 2010
1
Стр.1
УДК 370
ББК 74.00
С 50
Рецензенты:
кандидат философских наук, доцент
Н. А. Мицкевич;
кандидат педагогических наук, доцент
Л. В. Мирошниченко;
Ректор КРИПК и ПРО, доктор педагогических наук, профессор,
Почетный работник общего образования РФ
О. Г. Красношлыкова
С50
Смирнова Н. Г.
Педагогика [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н. Г. Смирнова. –
Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2010. – 2-е изд.,
доп. – 124 с.
ISBN 5-8154-0053-x
Пособие создано с учетом требований Государственного образовательного
стандарта (ГОС ВПО) к уровню подготовки специалистов художественно-музыкального
профиля. В пособие включены материалы, которые помогут
студентам в освоении курса педагогики, расширят возможности самоподготовки.
Пособие структурировано по темам, которые сопровождаются вопросами
для самопроверки и рекомендованной литературой. Рассчитано на студентов
вуза культуры и искусств специальностей 053000 – Народное художественное
творчество, 070105 – Дирижирование (академическим хором), направлению
070100 – Музыкальное искусство. Пособие может быть использовано студентами
и других специальностей (специализаций) вуза культуры и искусств.
УДК 370
ББК 74.00
ISBN 5-8154-0053-x
2
© Н. Г. Смирнова, 2010
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................................................................................... 3
Тема 1. Что такое педагогика. Как произошло название науки педагогики............ 6
Тема 2. Методы и этапы исследования в педагогике................................................. 21
Тема 3. Содержание образования и педагогические основы его совершенствования..........................................................................................................
28
Тема 4. Образование как общечеловеческая ценность, социокультурный феномен
и педагогический процесс........................................................................ 37
Тема 5. Непрерывное образование.............................................................................. 57
Тема 6. Педагогический процесс................................................................................. 63
Тема 7. Воспитание в педагогическом процессе....................................................... 70
Тема 8. Формы организации учебной деятельности в условиях учреждения
дополнительного образования (ДМШ, ДШИ, ДХШ)................................. 79
Тема 9. Закономерности, принципы и правила обучения......................................... 86
Тема 10. Методы и средства организации и осуществления обучения................... 94
Тема 11. Управление образовательными системами................................................. 99
Тема 12. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная
среда воспитания и развития личности......................................................... 104
123
Стр.123