Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Физическая культура (154,00 руб.)

0   0
Первый авторШулятьев В. М.
ИздательствоМ.: РУДН
Страниц281
ID221359
АннотацияНастоящее издание включает цикл лекций обязательного теоретико-методического материала для итоговой аттестации по дисциплине «Физическая культура», позволяющих систематизировать и углубить знания по основам теории и методике физического воспитания. Освещены вопросы методики формирования навыка здорового образа жизни, психофизической подготовки, врачебно-педагогических наблюдений при организованных и самостоятельных формах занятий физической культурой.
Кому рекомендованоДля студентов высших учебных заведений, а также преподавателей физической культуры.
ISBN978-5-209-03051-5
УДК796/799
ББК75
Шулятьев, В. М. Физическая культура : курс лекций / В. М. Шулятьев .— Москва : РУДН, 2009 .— 281 с. : ил. — ISBN 978-5-209-03051-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/221359 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В.М. Шулятьев Москва Российский университет дружбы народов 2009 <...> В.М. Шулятьев ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Курс лекций Москва Российский университет дружбы народов 2009 1 ББК 75 Ш 95 Утверждено РИС Ученого совета Российского университета дружбы народов Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Ю.Д. Железняк, доктор педагогических наук, профессор О.Н. Степанова Шулятьев В.М. <...> Освещены вопросы методики формирования навыка здорового образа жизни, психофизической подготовки, врачебно-педагогических наблюдений при организованных и самостоятельных формах занятий физической культурой. <...> Физическая культура и спорт – составляющие общей культуры общества В системе общечеловеческих культурных ценностей одной из главных составляющих является уровень здоровья и физической подготовленности всей популяции в различные возрастные периоды, и особенно в первую половину жизни, определяющую возможности освоения всех остальных ценностей. <...> 8 Показателями состояния физической культуры в обществе являются: массовость ее развития; степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания; уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей; уровень спортивных достижений; наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров; пропаганда физической культуры и спорта. <...> С мотивациями, уровнем физкультурной образованности и объемом накопленного опыта связана и непосредственно осуществляемая каждым физическая активность. <...> Другой физкультурной ценностью является накопленный обществом опыт физического воспитания и физической подготовки молодежи, опыт организации физической активности. <...> Деятельность государственных и общественных институтов, политическая, организационная, пропагандистская, образовательная и воспитательная, финансово-экономическая и производственная, направленная на создание условий для полноценной физической <...>
_Физическая_культура.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.275
Стр.276
Стр.277
Стр.278
Стр.279
Стр.280
_Физическая_культура.pdf
В.М. Шулятьев ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Курс лекций Москва Российский университет дружбы народов 2009 1
Стр.2
ББК 75 Ш 95 Утверждено РИС Ученого совета Российского университета дружбы народов Рецензенты : доктор педагогических наук, профессор Ю.Д. Железняк, доктор педагогических наук, профессор О.Н. Степанова Шулятьев В.М. Ш 95 Физическая культура: Курс лекций. – М.: РУДН, 2009. – 279 с.: ил. ISBN 978-5-209-03051-5 Настоящее издание включает цикл лекций обязательного теоретико-методического материала для итоговой аттестации по дисциплине «Физическая культура», позволяющих систематизировать и углубить знания по основам теории и методике физического воспитания. Освещены вопросы методики формирования навыка здорового образа жизни, психофизической подготовки, врачебно-педагогических наблюдений при организованных и самостоятельных формах занятий физической культурой. Для студентов высших учебных заведений, а также преподавателей физической культуры. ISBN 978-5-209-03051-5 ББК 75 © В.М. Шулятьев, 2009 © Российский университет дружбы народов, Издательство, 2009 2
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………….. Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов................................. 1.1. Физическая культура и спорт – составляющие общей культуры общества............................................................................. 3 5 5 1.2. Ценности физической культуры................................................. 10 1.3. Основные понятия и терминология............................................ 13 1.4. Понятие о системе физической культуры.................................. 16 1.5. Содержание и функции физической культуры студентов в структуре профессионального образования.................................. 17 1.6. Организация физического воспитания в вузе............................ 20 Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры (часть 1)..................................................... 29 2.1. Анатомо-морфологические особенности и основные физиологические функции организма.............................................. 29 2.2. Функциональные системы организма....................................... 31 2.2.1. Костная система....................................................................... 31 2.2.2. Мышечная система.................................................................. 32 2.3. Физиологические системы организма...................................... 35 2.3.1. Кровеносная система.............................................................. 35 2.3.2. Сердечно-сосудистая система............................................... 37 2.3.3. Дыхательная система.............................................................. 38 2.3.4. Системы пищеварения и выделения..................................... 40 2.3.5. Нервная система...................................................................... 43 2.3.6. Эндокринная система.............................................................. 45 Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры (часть 2)..................................................... 47 2.4. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система....................................................... 47 2.5. Внешняя среда – природные и социально-экологические факторы, их влияние на организм и жизнедеятельность............... 54 2.6. Биологические ритмы и работоспособность............................ 57 2.7. Гипокинезия и гиподинамия, их неблагоприятное влияние на организм......................................................................................... 60 274
Стр.275
2.8. Средства физической культуры в совершенствовании организма, обеспечении его устойчивости к физической и умственной деятельности.............................................................. 61 2.9. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки............ 62 2.10. Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям…… 64 Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья........................... 66 3.1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии.................... 66 3.2. Функциональные возможности проявления здоровья человека в различных сферах жизнедеятельности.......................... 67 3.3. Влияние образа жизни на здоровье........................................... 68 3.4. Факторы риска и здоровье.......................................................... 70 3.5. Направленность поведения человека на обеспечение своего здоровья................................................................................... 74 3.5.1. Адекватное и неадекватное отношение к здоровью, его самооценка студентами............................................................... 74 3.5.2. Индивидуально-психологические особенности личности... 75 3.6. Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни: режим труда и отдыха, личная гигиена………….. 78 3.6.1. Режим труда и отдыха............................................................. 78 3.6.2. Сон и профилактика его нарушений...................................... 80 3.6.3. Личная гигиена и закаливание............................................... 82 3.6.4. Культура сексуального поведения......................................... 83 Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности........................ 86 4.1. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студента................................................................. 86 4.2. Типичные особенности жизнедеятельности студентов в период экзаменов............................................................................. 89 4.3. Работоспособность и общие закономерности ее изменения у студентов.................................................................. 92 4.4. Объективные и субъективные признаки усталости, утомления и переутомления, их причины и профилактика............ 94 4.5. Формы и методы психорегуляции в учебном и спортивном видах деятельности............................................................................. 98 275
Стр.276
4.6. Особенности рационального использования малых форм физической культуры в режиме учебного труда студентов........... 100 4.7. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов 101 4.7.1. Понятие о релаксации и аутотренинге................................... 104 4.7.2. Оперативная тонизация............................................................ 105 4.8. Роль оздоровительно-спортивного лагеря в оптимизации условий жизнедеятельности студентов............................................. 106 Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания (часть 1).............................. 5.1. Общая физическая подготовка................................................... 5.2. Специальная физическая подготовка........................................ 108 108 110 5.2.1. Спортивная подготовка............................................................ 110 5.2.2. Профессионально-прикладная физическая подготовка как разновидность специальной физической подготовки.............. 5.3. Интенсивность физических нагрузок........................................ 5.4. Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности........................................................................ 5.5. Значение мышечной релаксации (расслабления).................... 5.6. Коррекция физического развития телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта..................................... 5.7. Формы занятий физическими упражнениями.......................... 5.8. Построение и структура учебно-тренировочного занятия….. 5.9. Общая и моторная плотность занятия....................................... 114 115 117 120 122 126 127 128 Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания (часть 2)............................... 130 5.10. Методические принципы физического воспитания............... 5.11. Средства и методы физического воспитания ......................... 137 5.11.1. Средства физического воспитания ....................................... 137 5.11.2. Методы физического воспитания......................................... 5.12. Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям 141 5.13. Развитие физических качеств.................................................. 5.14. Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания.................. 152 Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.......................................................... 155 6.1. Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на организм, здоровье и работоспособность.................................... 155 276 138 144 130
Стр.277
6.2. Формирование мотивов и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями.............................................. 6.5. Планирование объема и интенсивности физических упражнений с учетом умственной учебной деятельности............. 6.6. Возрастные особенности самостоятельных занятий для женщин......................................................................................... 6.7. Гигиена самостоятельных занятий: уход за кожей, питьевой режим, питание.................................................................. Тема 7. Индивидуальный выбор видов спорта или системы физических упражнений........................................ Определение понятия «спорт». Его принципиальное 156 6.3. Управление процессом самостоятельных занятий………….. 157 6.4. Формы и содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями............................................................. 158 162 164 165 6.8. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий……………………………………………………………… 167 170 отличие от других видов занятий физическими упражнениями.... 170 7.2. Массовый спорт. Спорт высших достижений……………….. 171 7.3. Спортивная классификация....................................................... 7.4. Национальные виды спорта....................................................... 7.5. Студенческий спорт................................................................... 172 173 175 7.6. Специальные зачетные требования и нормативы. Спорт в свободное время........................................................ ……. 177 7.7. Спортивные соревнования....................................................... 7.8. Нетрадиционные виды спорта................................................. 7.9. Мотивы индивидуального выбора студентом конкретного вида спорта................................................................. 7.10. Характеристика основных групп видов спорта, развивающих определенные физические качества....................... 177 179 180 182 Тема 8. Особенности занятий избранным видом спорта (системой физических упражнений)............................................ 184 8.1. Краткая историческая справка о видах спорта……………… 184 8.1.1. Волейбол.................................................................................... 184 8.1.2. Баскетбол................................................................................... 8.1.3. Футбол........................................................................................ 185 8.1.4. Плавание.................................................................................... 8.1.5. Лыжный спорт.......................................................................... 8.1.6. Легкая атлетика........................................................................ 8.1.7. Борьба........................................................................................ 8.1.8. Пауэрлифтинг........................................................................... 277 185 186 186 187 188 188
Стр.278
8.1.9. Аэробика................................................................................... 8.2. Влияние различных видов спорта на физическое развитие, функциональную подготовленность, психические качества и свойства личности........................................................................... 189 189 8.3. Определение целей и задач спортивной подготовки. Перспективное и текущее планирование…………………………. 193 8.4. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: физической, технической, тактической и психической……………………………………………………….. 194 8.5. Специальные зачетные требования и нормативы в избранном виде спорта …………………………………………… 197 Тема 9. Врачебно-педагогические исследования и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом............................................................... 9.1. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом, его содержание и периодичность................................................................................. 9.2. Методы исследований, применяемые во врачебном контроле..................................................................... 199 9.2.1. Антропометрические исследования ...................................... 201 9.2.2. Метод стандартов.................................................................... 9.2.3. Метод корреляции.................................................................. 9.2.4. Метод номограмм................................................................... 9.2.5. Метод индексов...................................................................... 9.3. Исследование функционального состояния организма и физической работоспособности................................................... 9.4. Исследование функции дыхания.............................................. 9.5. Исследование нервной системы.............................................. 9.6. Объективные и субъективные показатели самоконтроля…. Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов...................................................... 10.1. Краткая историческая справка................................................. 199 201 202 202 203 204 205 209 211 212 215 215 10.2. Личная и социально-экономическая необходимость специальной физической подготовки человека к труду в современных условиях..................................................................... 217 10.3. Место ППФП в системе физического воспитания студентов…………………………………………………………….. 222 10.4. Основные факторы, определяющие содержание ППФП…... 228 10.5. Дополнительные факторы, влияющие на содержание ППФП......................................................................... 230 278
Стр.279
10.6. Методика подбора средств ППФП и видов спорта………… 231 10.7. Организация, формы и средства ППФП в вузе....................... 235 10.8. Особенности ППФП студентов на учебных занятиях и во внеурочное время....................................................................... 10.9. Система контроля ППФП студентов...................................... 236 240 Тема 11. Физическая культура в производственной деятельности бакалавра и специалиста..................................... 11.1. Производственная физическая культура (ПФК)................... 11.2. Методические основы ПФК.................................................... 11.2.1. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК в рабочее и свободное время....... 11.2.2. Производственная физическая культура в рабочее время (производственная гимнастика)........................... 11.2.3. Методика составления комплексов в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня...................................................................... 11.2.4. Профилактические комплексы физических упражнений для работников умственного труда и студентов технического вуза............................................................................. 11.3. Физическая культура и спорт специалиста в свободное от работы время................................................................................ 11.3.1. Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ)...................... 11.3.2. Утренние специально направленные занятия физическими упражнениями........................................................... 11.3.3. Попутная тренировка............................................................ 11.3.4. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей............................... 244 244 246 247 250 255 256 259 264 265 266 267 11.4. Использование дополнительных средств повышения общей и профессиональной работоспособности в процессе занятий физическими упражнениями............................................... 269 11.5. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры............................ 270 11.6. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических факторов на содержание производственной физической культуры........................................ 271 11.7. Роль личности руководителя во внедрении физической культуры в производственный коллектив ...................................... 272 279
Стр.280

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.