Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Коррекционная педагогика: теория и практика

Коррекционная педагогика: теория и практика №5 2010 (330,00 руб.)

0   0
Страниц47
ID219036
АннотацияЖурнал адресован специалистам, работающим в области специальной педагогики: логопедам, сурдо-, тифло-, олигофренпедагогам, учителям-дефектологам, психологам, воспитателям и методистам детских садов, родителям, воспитывающим особенного ребенка. Освещаются задачи и перспективы развития системы компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения.
Коррекционная педагогика: теория и практика .— 2010 .— №5 .— 47 с. — URL: https://rucont.ru/efd/219036 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА № 5(41), 2010 К оррекционная педагогика Теория и практика 5 (41), 2010 Главный редактор журнала – Левченко Ирина Юрьевна – доктор психологических наук, зав. кафедрой специальной психологии и клинических основ дефектологии МГГУ им. <...> Редакционный совет П р ед сед ате ль р ед ак ц ионно г о С ов е т а Левченко И.Ю. – профессор, зав. кафедрой специальной психологии и клинических основ дефектологии МГГУ им. <...> М.А. Шолохова С е к р е т а рь р ед ак ц ионно г о С ов е т а Волковская Т.Н. – доцент кафедры специальной психологии и клинических основ дефктологии МГГУ им. <...> М.А. Шолохова Бгажнокова И.М. – профессор, зав. кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики Московского института открытого образования Волосовец Т.В. – доцент, зав. кафедрой специального образования РУДН Кашубина Р.Л. – ректор УИИТ Костенкова Ю.А. – зам. декана факультета дефектологии МПГУ Кутепова Е.Н. – начальник отдела специальных (коррекционных) образовательных и оздоровительных учреждений Управления специального образования Министерства образования и науки РФ Левченко И.Ю. – зав. кафедрой специальной психологии и клинических основ дефектологии МГГУ им. <...> Организационно-педагогические 11 условия интегрированного обучения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе Галасюк И.Н., Беднова Н.М. <...> Социально-трудовая реабилитация детей и взрослых с выраженными 17 интеллектуальными нарушениями в учреждениях социальной защиты населения г. Москвы ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ Ларина Е.А. <...> Технология проведения диагностики 23 интонационной стороны речи у детей младшего школьного возраста ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Никольская И.А. <...> Реализация принципа наглядности при 32 обучении математике детей с нарушениями слуха Жигорева М.В., Мухина А.Я. <...> Специфика работы по развитию речи 36 глухих детей с детским церебральным параличом Савина Л.Ю. <...> Использование <...>
Коррекционная_педагогика_теория_и_практика_№5_2010.pdf
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ¹ 5(41), 2010 К 2 оррекционная педагогика ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 5 (41), 2010 Главный редактор журнала – Левченко Ирина Юрьевна – доктор психологических наук, зав. кафедрой специальной психологии и клинических основ дефектологии МГГУ им. М.А. Шолохова Редактор-составитель Ковалева Г.А. Редакционный совет Председатель редакционного Совета Левченко И.Ю. – профессор, зав. кафедрой специальной психологии и клинических основ дефектологии МГГУ им. М.А. Шолохова Секретарь редакционного Совета Волковская Т.Н. – доцент кафедры специальной психологии и клинических основ дефктологии МГГУ им. М.А. Шолохова Члены редакционного Совета Аксенова А.К. – профессор кафедры олигофренопедагогики МГГУ им. М.А. Шолохова Бгажнокова И.М. – профессор, зав. кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики Московского института открытого образования Волосовец Т.В. – доцент, зав. кафедрой специального образования РУДН Кашубина Р.Л. – ректор УИИТ Костенкова Ю.А. – зам. декана факультета дефектологии МПГУ Кутепова Е.Н. – начальник отдела специальных (коррекционных) образовательных и оздоровительных учреждений Управления специального образования Министерства образования и науки РФ Левченко И.Ю. – зав. кафедрой специальной психологии и клинических основ дефектологии МГГУ им. М.А. Шолохова Лифанова Т.М. – профессор, зав. кафедрой олигофренопедагогики МГГУ им. М.А. Шолохова Малхасьян Е.А. – доцент, зав. кафедрой сурдопедагогики МГГУ им. М.А. Шолохова Разина Л.В. – старший преподаватель МГСУ Якубовская Э.В. – доцент кафедры олигофренопедагогики МГГУ им. М.А. Шолохова Компьютерная верстка Блохина А.В. ИЗДАТЕЛЬСТВО «ОБРАЗОВАНИЕ» Тел.: (495) 436 0868 e-mail: redkorrped@rambler.ru www.obrazovanie-plus.ru Адрес для писем: 109559, Москва, ул. Краснодарская, д. 59, МГГУ им. М.А. Шолохова Подписка по каталогу агентства «РОСПЕЧАТЬ», подписной индекс – 82365 Издается с 2007 г. Учредитель Давыдова Г. В. Подписано в печать __.__.10 г. Формат 60 х 90 ⅛ Бумага офсетная. Печать офсетная. Тираж 1700 экз. Отпечатано в типографии ООО «Джей Ти Принт» 115088, г. Москва, ул. Новоостаповская, д. 10 Н А У Ч Н О – М Е Т О Д И Ч Е С К И Й Ж У Р Н А Л
Стр.1
РАЗДЕЛ СОД Е РЖАНИЕ : АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ 5 Васенков Г.В. Адаптация и социализация выпускников школ VIII вида в процессе включения их в производственные отношения в условиях социума 11 Уфимцева Л.П., Беляева О.Л. Организационно-педагогические условия интегрированного обучения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе 17 Галасюк И.Н., Беднова Н.М. Социально-трудовая реабилитация детей и взрослых с выраженными интеллектуальными нарушениями в учреждениях социальной защиты населения г. Москвы ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ 23 Ларина Е.А. Технология проведения диагностики интонационной стороны речи у детей младшего школьного возраста ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ 32 Никольская И.А. Реализация принципа наглядности при обучении математике детей с нарушениями слуха 36 Жигорева М.В., Мухина А.Я. Специфика работы по развитию речи глухих детей с детским церебральным параличом 43 Савина Л.Ю. Особенности социализации и адаптации лиц с ограниченными возможностями в процессе реабилитационных воздействий 91 87 82 71 48 Костючек Н.С. Использование остаточного зрения учащимися 1-го класса школ слепых на уроках обучения грамоте ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ Лотина Е.А. Особенности изучения курса «Мировая художественная культура» в школе для детей с нарушениями слуха СПЕЦИАЛЬНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА 74 Левченко И. Ю., Бутко Г.А., Ортина Т.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в новых формах дошкольного образования ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Сиканова Н.С., Тарасенко Л.М. Коррекционно-развивающие занятия, направленные на формирование культуры здоровья и здорового образа жизни детей СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИИ Дереновская В.Г., Девяткова Т.А. Из опыта работы по социализации выпускников с умеренной умственной отсталостью образовательных учреждений YIII вида НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ Жигорева М.В. Научно-практическая конференция по проблемам образования детей со зрительной недостаточностью в г. Туле 93 Памяти Гиты Львовны Выгодской АДАПТАЦИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ VIII ВИДА В ПРОЦЕССЕ ВКЛЮЧЕНИЯ ИХ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИУМА Васенков Г.В., д.п.н., директор ГОУ СКО школы-интерната VIII вида № 102 г.Москва чения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, школах-интернатах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства. Отличия трудовой подготовки детей с отклонениями в развитии, по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, вызваны необходимостью ее усиления в целях коррекции отклоняющегося развития и подготовки выпускников к полноценному участию в трудовой жизни в современных условиях экономического развития общества. Задачами трудовой подготовки учащихся с отклонениями в развитии являются: воспитание мотивированного жизненнозаинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности); коррекция и компенсация О дним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обусредствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития; профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве. Эти задачи, являющиеся основополагающими для всех категорий детей с отклонениями в развитии, особое значение приобретают в отношении умственно отсталых учащихся, которые в силу своих интеллектуальных и психофизических особенностей и возможностей являются наиболее ущербными в плане обеспечения им общего образования, трудовой подготовки и особенно трудоустройства. К сожалению, дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления у умственно отсталых учащихся ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь влияет на осознанность 5 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Стр.2
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ¹ 5(41), 2010 и мобильность навыков и умений. Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих (Г.М. Дульнев, С.Л. Мирский, Б.И. Пинский). Наиболее полно задачам максимально открытого для трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью лиц со специальными потребностями отвечает образовательноадаптационная и реабилитационная среда школ VIII вида. Как показывает практика, правильно созданные в них условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, ее социализации и решению сопутствующих проблем социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических. Эта среда должна, по возможности, компенсировать, ограничения жизнедеятельности умственно отсталого ребенка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях. В настоящее время опыт творчески работающих специальных коррекционных школ г. Москвы, Московской области и других регионов России позволяет при обучении в этой системе, решать следующие задачи: 1) формирование интеллектуальных умений в труде; 2) коррекция и развитие целенаправленных двигательных навыков с учетом синзетивного периода для их формирования (12-15 лет); 3) осознанную регуляцию трудовых действий технологических операций; 4) обучение навыкам самообслуживания и самообеспечения в быту; 5) становление личности ученика в процессе профподготовки и профориентации с опорой на общетрудовые умения и навыки; 6 6) адресная подготовка на конкретном рабочем месте; 7) определение базовых предприятий; 8) социализация учащихся; 9) разработка структуры специальных образовательных учебных заведений с профподготовкой учащихся на базе 10 и 11-12 классов. Государство и современная наука ориентируют школу на доступность, вариативность, индивидуализацию образовательных услуг, максимально обеспечивающих интересы развивающейся личности. Эти направления в деятельности специальной школы являются смысловыми и приоритетными в организации образовательной среды для детей с нарушениями интеллектуального развития. Специальная школа для этой категории детей по-прежнему остается не только стабильным, но и социально защищенным источником жизневедческого опыта (И.М. Бгажнокова, Н.Н. Малофеев А.М. Щербакова). Успешное решение социально-трудовой адаптации учащихся с недостатками интеллектуального развития целиком и полностью зависит от отношения к ним общества и государства. Как показывает наш многолетний опыт работы, в разные годы прошлого века, проблемы с трудоустройством выпускников весьма успешно решались в 70-80 годы, когда за каждым коррекционным учебным заведением закреплялись базовые предприятия на уровне исполнительной власти и города. В современных производственно-экономических условиях приходится решать вопросы с включением выпускников коррекционных школ VIII вида следующими путями: 1. Школа, далее поступают в профлицеи (из 1367 школ РФ 75%) 2. Школа + профлицей в контакте. Общеобразовательные предметы в коррекционной школе, а Профподготовка осуществляется на базе училища (13%) 3. Школа + производство (10%) 4. Организация профподготовки на базе коррекционного учебного заведения (2%). Первая форма подготовки во многом не совершенна по ряду объективных и субъективных причин. Правда за последние 5 лет в г. Москве это дело налаживается на курсах повышения квалификации работников профобразования, и некоторый положительный опыт имеется. Вторая и третья формы профподготовки выпускников являются более эффективными, но пока составляют 13% и 10% соответственно по стране, в Москве такого опыта пока нет. И наконец, четвертая форма профподготовки с социальной крышей для выпускников на базе учебно-производственных цехов непосредственно при учебном заведении. Такая форма профподготовки является самой эффективной, хотя и требует серьезных материальных затрат на ее организацию. РАЗДЕЛ Тринадцать лет назад в 1996 году на базе школы-интерната №102 были открыты учебно-производственные цеха, готовящие учащихся 10-12 классов по профессиям: переплетчик-брошюровщик, столяр, швея по пошиву одежды и кожгалантерейных изделий. А для учащихся с осложненной структурой дефекта в 2002 году была открыта Профподготовка по профессиям: машинист уборочных машин и рабочий зеленого хозяйства. На основе имеющихся лицензии и аккредитации, выпускникам выдаются свидетельства с присвоением квалификационного разряда. Кратко остановлю внимание на структуре школы-интерната №102 с профподготовкой учащихся (см. схемы). Структура специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида № 102 Департамента образования города Москвы Школьное образование I – VI классы Начальный этап обучения (образовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой) V – IX классы Продолжение обучения образовательным предметам. Вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность Послешкольное обучение X – XII классы (I – III курсы) Классы-курсы с углубленной профессиональной подготовкой и минимумом часов (10-14), выделенных на школьный компонент Учебное заведение располагается в двух зданиях Проезд Нансена, 14 1-й Ботанический проезд, 1б 7
Стр.3