Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 9. Филология  / №1 2010

Легенда о Святом Георгии в русской прозе 1930-1950-х гг. (М. А. Шолохов, Б. Л. Пастернак, Л. М. Леонов) (60,00 руб.)

0   0
Первый авторСолдаткина
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц8
ID337597
АннотацияПредметом рассмотрения в данной статье стало преломление популярной христианской легенды о Святом Георгии Победоносце в русской прозе 1930-1950-х гг. В произведениях таких авторов, как Шолохов, Пастернак, Леонов, образ Святого Георгия и совершенный им подвиг становятся тем нравственным идеалом, которому стремятся соответствовать персонажи. Но послереволюционное гражданское противостояние, идеологические проблемы мешают героям выполнить свой долг, что приводит их к трагическому разладу с самим собой и с миром.
УДК821.161.1.09"1917/1991"
Солдаткина, Я. Легенда о Святом Георгии в русской прозе 1930-1950-х гг. (М. А. Шолохов, Б. Л. Пастернак, Л. М. Леонов) / Я. Солдаткина // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология .— 2010 .— №1 .— С. 133-140 .— URL: https://rucont.ru/efd/337597 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Предметом рассмотрения в данной статье стало преломление популярной христианской легенды о Cв. <...> Георгия и совершенный им подвиг становятся тем нравственным идеалом, которому стремятся соответствовать персонажи. <...> Но послереволюционное гражданское противостояние, идеологические проблемы мешают героям выполнить свой долг, что приводит их к трагическому разладу с самими собой и с миром. <...> Георгии в русской литературе ХХ в., пронизанной трагическими мировоззренческими конфликтами, наполненной жаждой взыскания истины, утверждения нравственного идеала. <...> – М.А. Шолоховым («Тихий Дон»), Б.Л. Пастернаком («Доктор Живаго»), Л.М. Леоновым («Evgenia Ivanovna»), использующим «вечный сюжет» для осмысления непростой постреволюционной ситуации, для раскрытия универсального философского содержания драматических поступков, совершаемых раздираемыми противоречиями героями. <...> В контексте избранной нами темы отметим, что отсылки к георгианскому образцу заявлены в центральном персонаже эпопеи, Григории Мелехове, изначально. <...> Это и фонетическое подобие имен Георгий/Григорий, и чисто внешнее сходство Григория с иконографическим каноном изображения святого (молодой человек «восточного типа» с темными кудрявыми волосами). <...> Но только в III томе эпопеи, в разгар Гражданской войны и знаменитых «метаний» Григория эти признаки актуализируются в его образе. <...> Прежде всего, по наблюдениям А.М. Минаковой, именно в период гражданской междоусобицы Григорий реализует архетип всадника-воина2. <...> Георгий в культурном сознании осмысляется прежде всего как воин-всадник, сражающийся с чудищем во славу Бога. <...> В том же III томе Шолохов упоминает и казацкую легенду, по которой Георгий-Егорий считается «чистым донским, родом с низовой станицы» казаком3. <...> Георгия, чуда о Змие и девице, разработанное еще в эпоху средневековья и повлиявшее на иконографию «Чуда», построено по тому же принципу – непорочная Дева (невеста) олицетворяет собой сообщество <...>