М.А. Шолохова
Ч лены ред ак ционно го С ов ет а
Аксенова А.К. – профессор кафедры олигофренопедагогики МГГУ им. <...> М.А. Шолохова
Бгажнокова И.М. – профессор, зав. кафедрой специальной психологии и коррекционной
педагогики Московского института открытого образования
Волосовец Т.В. – доцент, зав. кафедрой специального образования РУДН
Кашубина Р.Л. – ректор УИИТ
Костенкова Ю.А. – зам. декана факультета дефектологии МПГУ
Кутепова Е.Н. – начальник отдела специальных (коррекционных) образовательных
и оздоровительных учреждений Управления специального образования Министерства
образования и науки РФ
Левченко И.Ю. – зав. кафедрой специальной психологии и клинических основ
дефектологии МГГУ им. <...> М.А. Шолохова
Разина Л.В. – старший преподаватель МГСУ
Якубовская Э.В. – доцент кафедры олигофренопедагогики МГГУ им. <...> 10
Коррекционная педагогика: теория и практика № 3(39), 2010
СОДЕРЖАНИЕ
К юбилею Галины Васильевны Чиркиной
6 7 Чиркина Г.В. <...> О принципах построения системы логопедической терминологии
Чиркина Г.В. <...> Теоретические и прикладные аспекты
Психолого-педагогические особенности детей
с нарушениями развития
9 Лифанова Т.М., Гребенникова И.А. <...> 24 Особенности обучения детей грамоте в билингвальных условиях
Твардовская А.А. <...> 29 Особенности умственного развития детей младшего школьного возраста с
церебральным параличом (аналитический обзор литературных источников)
В помощь педагогу системы здравоохранения
Павловская Н.Т., Сологубова Т.А. <...> 41 Музыкальные занятия в системе педагогической абилитации детей раннего возраста
с патологией центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата
в психоневрологическом отделении стационара
Олейник Т.В. <...> 46 Роль логоритмических игр в развитии речи детей раннего возраста
Научно-практические конференции
Ткачева В.В. <...> 52 Проблемы социализации взрослых лиц с тяжелыми нарушениями развития
4
К юбилею Галины Васильевны Чиркиной
Воронкова В.В. <...> 54 Современное состояние проблемы <...>
Коррекционная_педагогика_теория_и_практика_№3_2010.pdf
К
оррекционная
педагогика
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Редактор-составитель Ковалева Г.А.
Редакционный совет
Председатель редакционного Совета
Левченко И.Ю. – профессор, зав. кафедрой специальной психологии и клинических основ
дефектологии МГГУ им. М.А. Шолохова
Секретарь редакционного Совета
Волковская Т.Н. – доцент кафедры специальной психологии и клинических основ
дефктологии МГГУ им. М.А. Шолохова
Члены редакционного Совета
Аксенова А.К. – профессор кафедры олигофренопедагогики МГГУ им. М.А. Шолохова
Бгажнокова И.М. – профессор, зав. кафедрой специальной психологии и коррекционной
педагогики Московского института открытого образования
Волосовец Т.В. – доцент, зав. кафедрой специального образования РУДН
Кашубина Р.Л. – ректор УИИТ
Костенкова Ю.А. – зам. декана факультета дефектологии МПГУ
Кутепова Е.Н. – начальник отдела специальных (коррекционных) образовательных
и оздоровительных учреждений Управления специального образования Министерства
образования и науки РФ
Левченко И.Ю. – зав. кафедрой специальной психологии и клинических основ
дефектологии МГГУ им. М.А. Шолохова
Лифанова Т.М. – профессор, зав. кафедрой олигофренопедагогики МГГУ им. М.А. Шолохова
Малхасьян Е.А. – доцент, зав. кафедрой сурдопедагогики МГГУ им. М.А. Шолохова
Разина Л.В. – старший преподаватель МГСУ
Якубовская Э.В. – доцент кафедры олигофренопедагогики МГГУ им. М.А. Шолохова
Верстка ООО «Джей Ти Принт»
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ОБРАЗОВАНИЕ»
Тел.: (495) 720 9683, e-mail: redkorrped@rambler.ru
www.obrazovanie-plus.ru
Адрес для писем:
109559, Москва, ул. Краснодарская, д. 59,
МГГУ им. М.А. Шолохова
Подписка по каталогу агентства «РОСПЕЧАТЬ»,
подписной индекс – 82365
Издается с 2007 г. Учредитель Давыдова Г.В.
Подписано в печать 12.05.10 г. Формат 60 х 90 1
Бумага офсетная. Печать офсетная. Тираж 1700 экз.
/8
Отпечатано в типографии ООО «Джей Ти Принт»
115088, г. Москва, ул. Новоостаповская, д. 10
.
3(39), 2010
Главный редактор журнала – Левченко Ирина Юрьевна –
доктор психологических наук, зав. кафедрой специальной психологии
и клинических основ дефектологии МГГУ им. М.А. Шолохова
НАУЧНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Стр.1
КорреКционная педагогиКа: теория и праКтиКа № 3(39), 2010
СОДЕРЖАНИЕ
К ЮБИЛЕЮ ГАЛИНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ЧИРКИНОЙ
Чиркина Г.В.
6 О принципах построения системы логопедической терминологии
Чиркина Г.В.
7 Раннее распознавание и коррекция отклонений речевого развития у детей 2-4 лет.
Теоретические и прикладные аспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Лифанова Т.М., Гребенникова И.А.
9 Младший школьный возраст как наиболее значимый этап формирования экологической
культуры у учащихся с нарушением интеллекта
Кузьминова С.А.
18 Вариативные особенности произношения глухих старшеклассников
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Константинова А.В.
24 Особенности обучения детей грамоте в билингвальных условиях
Твардовская А.А.
29 Особенности умственного развития детей младшего школьного возраста с
церебральным параличом (аналитический обзор литературных источников)
В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Павловская Н.Т., Сологубова Т.А.
35 Воспитатель в детской больнице. Нужен ли он?
Мельник Т.Н., Теплова И.Н.
41 Музыкальные занятия в системе педагогической абилитации детей раннего возраста
с патологией центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата
в психоневрологическом отделении стационара
Олейник Т.В.
46 Роль логоритмических игр в развитии речи детей раннего возраста
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ
Ткачева В.В.
52 Проблемы социализации взрослых лиц с тяжелыми нарушениями развития
4
Стр.2
К юбилею галины ВасильеВны ЧирКиной
Воронкова В.В.
54 Современное состояние проблемы социально-трудовой адаптации выпускников
специальных (коррекционных) образовательных учреждений
Буковцова Н.И.
56 Научно-практический семинар «Актуальные проблемы слухо-речевой реабилитации
детей с нарушением слуха после кохлеарной имплантации»
Гоголь Н.В.
57 Роль психолога в системе комплексной реабилитации детей и подростков после
кохлеарной имплантации
Казанцева Е.А.
62 Реализация индивидуального подхода к учащимся на фронтальных занятиях в слуховом
кабинете школы слабослышащих
Красноперова Г.Г.
66 Особенности работы по развитию слухового восприятия и формированию
произношения учащимися после кохлеарной имплантации
Федоренко И.В.
70 Пути развития связной речи у детей с нарушением слуха
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Миронова Т.И., Нозадзе Т.Ф., Сияменд Т.А., Юнисова С.А.
76 Пути специальной подготовки детей с особенностями развития к интеграции
в условиях детского сада
СЛОВО МОЛОДЫМ
Сухова О.В.
79 Нейропсихологический подход к предупреждению нарушений письменной речи у детей
со стертой дизартрией
5
Стр.3