Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Методика работы с детским коллективом. Организация детского фольклорного ансамбля: приемы и методы (220,00 руб.)

0   0
Первый авторБородина Елена Михайловна
АвторыКемГИК
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц151
ID743230
АннотацияУчебно-методическое пособие посвящено теоретическим и практическим вопросам организации детского фольклорного ансамбля и методики работы с ним. В нем рассматриваются история развития детского фольклорного движения в России, организация детского фольклорного ансамбля в образовательных учреждениях и учреждениях культурно-досуговой сферы, раскрываются теоретические вопросы охраны и гигиены детского певческого голоса, игровой методики обучения детей народному пению, основные принципы формирования репертуара согласно возрастным и индивидуальным особенностям.
Кому рекомендованоДля студентов по направлению подготовки 53.03.04 "Искусство народного пения"
ISBN978-5-8154-0515-8
УДК784(075.8)
ББК85.314я73
Бородина, Е. М. Методика работы с детским коллективом. Организация детского фольклорного ансамбля: приемы и методы : учебно-методическое пособие для студентов по направлению подготовки 53.03.04 "Искусство народного пения", профиль "Хоровое народное пение" / КемГИК; Е. М. Бородина .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2020 .— 151 с. : ил. — Библиогр.: с. 98-104. :ноты .— ISBN 978-5-8154-0515-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/743230 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Методика_работы_с_детским_коллективом._Организация_детского_фольклорного_ансамбля_приемы_и_методы_.pdf
УДК 784(075.8) ББК 85.314я73 Б83 Рецензенты: Н. М. Маркдорф, доктор исторических наук, профессор Новосибирского педагогического университета, О. С. Щербакова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой народного хорового пения Алтайского государственного института культуры, В. Г. Баулина, профессор кафедры хорового дирижирования Красноярской государственной академии музыки и театра, заслуженная артистка РФ Бородина, Е. М. Б83 Методика работы с детским коллективом. Организация детского фольклорного ансамбля: приемы и методы работы [Текст]: учеб.-метод. пособие для студентов по направлению подготовки 53.03.04 «Искусство народного пения», профиль «Хоровое народное пение» / Е. М. Бородина; Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово: КемГИК, 2020. – 151 с. ISBN 978-5-8154-0515-8 Учебно-методическое пособие посвящено теоретическим и практическим вопросам организации детского фольклорного ансамбля и методики работы с ним. В нем рассматриваются история развития детского фольклорного движения в России, организация детского фольклорного ансамбля в образовательных учреждениях и учреждениях культурно-досуговой сферы, раскрываются теоретические вопросы охраны и гигиены детского певческого голоса, игровой методики обучения детей народному пению, основные принципы формирования репертуара согласно возрастным и индивидуальным особенностям. УДК 784(075.8) ББК 85.314я73 ISBN 978-5-8154-0515-8 © Бородина Е. М., 2020 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2020 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Учебная дисциплина «Методика работы с детским коллективом» является одной из профилирующих дисциплин по направлению подготовки 53.03.04 «Искусство народного пения», профиль «Хоровое народное пение», квалификация (степень) выпускника «бакалавр». Она тесно связана с дисциплинами профессионального цикла: «Хоровой класс», «Практическое руководство хоровым коллективом», «Ансамблевое пение», «Постановка голоса», «Дирижирование», исполнительской и педагогической практиками. Курс «Методика работы с детским коллективом» формирует умения, навыки, необходимые в педагогической работе с детским фольклорным ансамблем. Необходимость введения курса «Методика работы с детским коллективом» обусловлена широким развитием нового направления музыкального воспитания в структурах дополнительного образования (ДМШ, ДШИ, центры эстетического развития, школы русского фольклора, объединения фольклорно-этнографического профиля, фольклорные театры и др.), в рамках которого дети приобщаются к богатейшему запасу устного и музыкального фольклора, составляющему основу для их духовно-нравственного, эстетического и патриотического воспитания. Освоение устного и песенного фольклора также положительно сказывается на овладении навыками правильной речи, расширении словарного запаса, развитии музыкального слуха, ритма, памяти, координации движения, формировании отношения к окружающему миру. По окончании курса обучающийся должен: - знать историю формирования детских фольклорных ансамблей; особенности организации и специфику деятельности детского фольклорного ансамбля; принципы работы с детским фольклорным ансамблем; - уметь выбирать нужные приёмы и методы работы с коллективом; решать комплекс музыкально-педагогических задач: развитие 3
Стр.3
музыкального слуха, вокальных способностей, творческих умений и навыков участников фольклорного ансамбля и т. п.; - владеть методами певческого воспитания детей в народной манере, навыками и приемами цепного дыхания, импровизации и варьирования, фольклорным музыкально-игровым материалом, а также приёмами работы над строем, ансамблем, дикцией, средствами художественной выразительности. Цель учебно-методического пособия определяется в концепции форм и методов, направленных на формирование детского фольклорного ансамбля и творческое развитие средствами музыкального фольклора. Освоение курса «Методика работы с детским коллективом» затрагивает такие важные вопросы, как: история развития детского фольклорного движения в России, организация детского фольклорного ансамбля, развитие детского певческого голоса, приемы и методы работы с ансамблями разных возрастных групп. Теоретические и практические знания, полученные в результате изучения курса, позволят будущему руководителю осуществлять организационную и творческую деятельность ансамбля, обучать, воспитывать и раскрывать новые таланты в области искусства народного пения. Нередко приходится иметь дело с руководителями детских фольклорных коллективов, не имеющими опыта работы или специального образования. Отсутствие знаний может привести к некоторым ошибкам в работе с детьми. Так на фестивалях и конкурсах можно встретить детский фольклорный ансамбль, в составе которого участвуют дети разных возрастов: от 5 до 14 лет. Этот состав создает проблемы при выборе репертуара, что затрудняет вокальнотехническую работу. Причиной тому являются дети 5–6-летнего возраста, голоса которых еще не окрепли и имеют ряд недостатков с точки зрения физиологии. Другой классической ошибкой является фальшивое пение участников детского коллектива. Работа с такими детьми имеет свои особенности. Подобных вопросов в деятельности руководителя дет4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3 Глава 1. ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ………………………………………………… 6 1.1. История развития детского фольклорного движения в России в 70-х – 80-х годах XX века……………………………………………….. 6 1.2. Фольклорный ансамбль. Типы и виды деятельности фольклорных ансамблей…………………………………………………………… 13 Контрольные вопросы………………………………………………….. 17 Рекомендации по самостоятельному изучению темы………………… 17 Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ. ЭТАПЫ РАБОТЫ…………………………………….. 18 2.1. Организация детского фольклорного ансамбля………………….. 18 2.2. Репетиционный процесс. Планирование репетиций……………... 24 2.3. Методы работы с детским фольклорным ансамблем……………. 25 Контрольные вопросы……………………………………………….….. 30 Рекомендации по самостоятельному изучению темы………………… 30 Глава 3. ДЕТСКИЙ ПЕВЧЕСКИЙ ГОЛОС………………………... 31 3.1. Строение и функции детского голосового аппарата…………….. 31 3.2. Голосовой аппарат в период мутации…………………………….. 36 3.3. Гигиена и охрана детского голоса…………………………………. 37 Контрольные вопросы………………………………………………….. 45 Рекомендации по самостоятельному изучению темы………………… 45 Глава 4. ГОЛОСОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТЕЙ……………… 46 4.1. Характеристика детского голоса…………………………………... 46 4.2. Типичные недостатки в детском ансамблевом пении……………. 50 Контрольные вопросы………………………………………………….. 56 Рекомендации по самостоятельному изучению темы………………… 56 Глава 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДЕТСКОМ ФОЛЬКЛОРНОМ АНСАМБЛЕ……………………………………………………………... 57 5.1. Певческая установка………………………………………………… 57 149
Стр.149
5.2. Обучение детей народному пению………………………………… 59 5.2.1. Естественное звукообразование………………………………… 59 5.2.2. Грудное резонирование…………………………………………… 62 5.2.3. Формирование высокой певческой позиции……………………… 64 Контрольные вопросы…………………………………………………… 65 Рекомендации по самостоятельному изучению темы………………… 66 Глава 6. РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ…………………………………………………… 67 6.1. Певческое дыхание. Типы дыхания…………….…………………. 67 6.2. Развитие певческого дыхания……….….…………………………. 69 6.3. Работа над цепным дыханием……………………………………… 71 6.4. Дикция и артикуляция……………………………………………… 73 Контрольные вопросы…………………………………………………… 78 Рекомендации по самостоятельному изучению темы…………………. 78 Глава 7. ИГРА КАК МЕТОД ВОКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ… 79 7.1. Игровой фольклор в детском творчестве…………………………. 79 7.2. Игровые методы и приемы в вокально-хоровой работе………….. 81 Контрольные вопросы…………………………………………………… 86 Рекомендации по самостоятельному изучению темы………………… 86 Глава 8. РЕПЕРТУАР В ДЕТСКОМ ФОЛЬКЛОРНОМ КОЛЛЕКТИВЕ………………………………………………………….......... 87 8.1. Основные принципы формирования репертуара…………………. 87 8.2. Формирование репертуара по возрастным группам……………… 90 Контрольные вопросы…………………………………………………… 92 Рекомендации по самостоятельному изучению темы………………… 92 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 93 ФОЛЬКЛОРНЫЙ СЛОВАРЬ…………………………………………… 94 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….. 98 РЕПЕРТУАРНЫЕ СБОРНИКИ………………………………………… 105 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….. 108 150
Стр.150

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ