К
оррекционная
педагогика
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Редактор-составитель Ковалева Г.А.
Редакционный совет
Председатель редакционного Совета
Левченко И.Ю. – профессор, зав. кафедрой специальной психологии и клинических основ
дефектологии МГГУ им. М.А. Шолохова
Секретарь редакционного Совета
Волковская Т.Н. – доцент кафедры специальной психологии и клинических основ
дефктологии МГГУ им. М.А. Шолохова
Члены редакционного Совета
Аксенова А.К. – профессор кафедры олигофренопедагогики МГГУ им. М.А. Шолохова
Бгажнокова И.М. – профессор, зав. кафедрой специальной психологии и коррекционной
педагогики Московского института открытого образования
Вайнер Э.Н. – директор Межвузовского центра по проблемам валеологического
образования Министерства образования и науки РФ
Волосовец Т.В. – доцент, зав. кафедрой специального образования РУДН
Кашубина Р.Л. – ректор УИИТ
Костенкова Ю.А. – зам. декана факультета дефектологии МПГУ
Кутепова Е.Н. – начальник отдела специальных (коррекционных) образовательных
и оздоровительных учреждений Управления специального образования Министерства
образования и науки РФ
Левченко И.Ю. – зав. кафедрой специальной психологии и клинических основ
дефектологии МГГУ им. М.А. Шолохова
Лифанова Т.М. – профессор, зав. кафедрой олигофренопедагогики МГГУ им. М.А. Шолохова
Малхасьян Е.А. – доцент, зав. кафедрой сурдопедагогики МГГУ им. М.А. Шолохова
Разина Л.В. – старший преподаватель МГСУ
Якубовская Э.В. – доцент кафедры олигофренопедагогики МГГУ им. М.А. Шолохова
Верстка ООО «Джей Ти Принт»
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ОБРАЗОВАНИЕ»
Тел.: (495) 720 9683, e-mail: redkorrped@rambler.ru
www.obrazovanie-plus.ru
Адрес для писем:
109559, Москва, ул. Краснодарская, д. 59,
МГГУ им. М.А. Шолохова
Подписка по каталогу агентства «РОСПЕЧАТЬ»,
подписной индекс – 82365
Издается с 2007 г. Учредитель Давыдова Г.В.
Подписано в печать 16.02.10 г. Формат 60 х 90 1
Бумага офсетная. Печать офсетная. Тираж 2500 экз.
/8
Отпечатано в типографии ООО «Джей Ти Принт»
115088, г. Москва, ул. Новоостаповская, д. 10
.
1(37), 2010
Научный руководитель проекта – Левченко Ирина Юрьевна –
доктор психологических наук, зав. кафедрой специальной психологии
и клинических основ дефектологии МГГУ им. М.А. Шолохова
НАУЧНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Стр.1
КорреКционная педагогиКа: теория и праКтиКа № 1(37), 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Салауатов Ж.К., Ткаченко В.Г.
5 Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках трудового обучения
в СКОШИ VIII вида
Клочкова Н.Н.
15 Компьютерные технологии в логопедической реабилитации детей с церебральным
параличом в условиях стационара
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Ковалева Г.А., Бусарнова Н.В.
18 Сравнительное изучение общения дошкольников с разным уровнем интеллектуального
развития
ПОМОЩЬ СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА
С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Лешин В.В.
32 Структура нарушений родительско-детских отношений в семье с соматически больным
ребенком.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Ведмецкая Т.В.
37 Обучение математике с учетом нейропсихофизиологических особенностей умственно
отсталых школьников
Кокорина Т.Е., Сергиенко Н.Н., Салина Л.В.
42 Организация домашней формы обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья, не охваченных дошкольным образованием и находящихся в условиях
вынужденной изоляции
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
Коноваленко С.В.
61 Игра: ее значение в психической жизни ребенка и коррекционно-развивающем
процессе
Мухина В.В.
67 Играя, развиваем. Игра как средство повышения грамотности учащихся
4
Стр.2
ТЕхНОЛОгИИ КОРРЕКцИОННОЙ РАбОТы
ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКцИОННО-РАзвИвАющИх
УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАх ТРУДОвОгО ОбУЧЕНИЯ
в СКОШИ VIII вИДА
Салауатов Ж.К., Ткаченко В.Г.,
СКОШИ VIII вида № 105,
г. Москва
теллекта особое внимание уделяется формированию
технических знаний и профессиональных
навыков.
Многие годы пути реализации этих задач
В
на практике остаются проблематичными и
недостаточно разработаны.
Сегодня многие учителя в школах применяют
инновационные методы обучения, но
при этом многие забывают, что инновация –
это не всякое новшество или нововведение,
а только такое, которое серьезно повышает
эффективность действующей системы.
Анализируя состояние действующей системы
трудового, обучения с целью повышения
эффективности, автор считает, что успешность
обучения детей с нарушением интеллекта определяется
в первую очередь психическим развитием
обучаемого. Установлено, что умственное
развитие детей с нарушением интеллекта, протекает
также как и у нормальных детей.
«В настоящее время можно утверждать,
что умственное развитие детей – олигофренов,
при всем его своеобразии, протекает по
тем же основным закономерностям, что и
развитие нормального ребенка».[1].
Главным психическими качествами личности
в процессе обучения являются: внимание,
восприятие, память и мышление. Особенности
и недостатки перечисленных качеств у
детей с нарушением интеллекта очень детальсуществующих
методиках трудового
обучения учащихся с нарушением инно
изучены психологами (Е.М. Кудрявцева,
К.И. Вересотская, М.М. Нудельман, Г.Е. Сухарева,
А.Р. Лурия, В.Г. Петрова).
Так в одном из фундаментальных исследований
К.И. Вересотской был обнаружен
замедленный темп зрительных восприятий
у детей с нарушением интеллекта. В работах
Г.Е. Сухаревой утверждается, что внимание
трудно привлекается, плохо фиксируется и
легко рассеивается. Исследование М.М. Нудельмана
показали, что замедленность темпа
восприятий сочетается у детей с нарушением
интеллекта со значительным сужением объема
воспринимаемого материала.
В экспериментальных исследованиях
В.Г. Петровой показано, что если дети во время
изучения нового материала не только зрительно
наблюдают за предметами но и производят
с ними различные действия, то повышается
качество запоминания и мышления.[2].
Ярко выраженной особенностью высшей
нервной деятельности у детей с нарушением
интеллекта является то, что они в большей
мере руководствуются наглядными восприятиями,
чем словесной инструкцией, и что последняя
недостаточно помогает им ориентироваться
в новой сложной обстановке.[3].
Очевидно, что процесс обучения в первую
очередь зависит от психических качеств обучаемого,
поэтому учитель в практике своей
работы, должен непрерывно совершенствовать
приемы активизации и привлечения
5
Стр.3