№1, 2007 г. | ИСТОРИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЯ.
СОДЕРЖАНИЕ
НАУЧНЫЕ ДОКЛАДЫ
• А.И. Гаджиева
СОСЛОВИЕ БЕКОВ В СТРУКТУРЕ ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ДАГЕСТАНА
• И.А. Дербулов
УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКОЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СОЕДИНЕННЫХ
ШТАТОВ АМЕРИКИ
• М.В. Зайцев
ВЫБОРЫ ГЛАСНЫХ САРАТОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ В 1893-1913 гг.
• С.М. Калашникова
КОНФЛИКТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА
• А.П. Медведев
"ПОСТМОДЕРНИСТСКИЙ ВЫЗОВ" ИСТОРИИ: ОТВЕТ АРХЕОЛОГИИ
• Г.Н. Мокшин
ТИПОЛОГИЯ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ПУБЛИЦИСТИКЕ ЛЕГАЛЬНЫХ НАРОДНИКОВ
• В.А. Перцев
ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ НАСЕЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ В КОНЦЕ 1970 НАЧАЛЕ 1980-х гг.:
МИФЫ И РЕАЛИИ
• Н.П. Писаревский
ЭТНО-СОЦИОГЕОГРАФИЯ СТРАНЫ БУДИНОВ. (К ИНТЕРПРЕТАЦИИ HERODOT., IV, 20, 100-102, 105, 107-109,
119, 125)
• В.Ю. Рылов
К ВОПРОСУ О ПРЕДЫСТОРИИ ПРАВЫХ ПАРТИЙ В РОССИИ. 1902-1904 гг.
• Е.Н. Солодкина
РУССКО-АНГЛИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI В. В СОВЕТСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ ПЕРВЫХ
ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ
• С.А. Солодовченко
Г.М. ВЕСЕЛОВСКИЙ - КРАЕВЕД, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ И РЕДАКТОР
• С.В. Хатунцев
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ К.Н. ЛЕОНТЬЕВА РАННЕГО ПЕРИОДА ЕГО ТВОРЧЕСТВА И
Стр.1
ИСТОРИОГРАФИИ
• В.А. Шамрай
ПЛАНИРОВАНИЕ ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИХ ОПЕРАЦИЙ 1943 г. НА ЮГЕ КУРСКОЙ ДУГИ: НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
• Е.Ю. Девятова
СОВРЕМЕННАЯ БРИТАНСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ОБ АНГЛИЙСКОЙ РЕФОРМАЦИИ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ
ГЕНРИХА VIII
• Е.А. Киселева
СОЦИАЛЬНАЯ ДИДАКТИКА В ЦЕРКОВНОЙ ПОУЧИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIII ВЕКА НА ПРИМЕРЕ НЕМЕЦКИХ
ПРОПОВЕДЕЙ БЕРТОЛЬДА РЕГЕНСБУРГСКОГО
• Л.М. Коротких, А.Д. Пряхин
А.И. НЕМИРОВСКИЙ И ИЗУЧЕНИЕ АНТИЧНОСТИ В ВОРОНЕЖСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
• А.Ю. Минаков
"АНТИФИЛОСОФСКАЯ" ПОЗИЦИЯ РУССКИХ КОНСЕРВАТОРОВ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ВЕКА. К ИСТОРИИ
ПОПЫТОК УПРАЗДНЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ
• В.И. Ткаченко
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАТО В КОСОВО (1998-1999 г.г.)
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
• Д.В. Акимов
РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО: ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ"
• В.Н. Глазьев
ДОСТОЙНАЯ НАГРАДА
• М.А. Емельянов-Лукьянчиков
РЕПНИКОВ А.В. КОНСЕРВАТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПЕРЕУСТРОЙСТВЕ РОССИИ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX
ВЕКОВ): МОНОГРАФИЯ. М.: ГОТИКА, 2006. 424 С.
• П.В. Загоровский
КОМОЛОВ Н.А. ОРГАНЫ СЛЕДСТВИЯ, СУДА И НАДЗОРА В РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ XVIII ВЕКА (НА
МАТЕРИАЛАХ БЕЛГОРОДСКОЙ И ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИЙ). ВОРОНЕЖ: ВОРОНЕЖСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2007. 185 С.
• Д.В. Баранов, Н.П. Писаревский
XV СЕРГЕЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Стр.2
НАУЧНЫЕ ДОКЛАДЫ
УДК 947 (471.67)
СОСЛОВИЕ БЕКОВ В СТРУКТУРЕ
ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ДАГЕСТАНА
А.И. Гаджиева
Дагестанский государственный педагогический университет
Среди основных вопросов современной исторической
науки немаловажная роль отводится
проблемам изучения социально- экономического
развития дагестанского общества в период расцвета
феодальных отношений. Наибольший интерес
представляет собой процесс формирования социально-классовой
структуры Дагестана, которая и
явилась следствием развития феодализма на его
территории. Вопросы социально-экономического
развития являются одними из актуальных как в
общеисторическом, так и конкретно-историческом
плане, и без их изучения нельзя воссоздать правдивую
картину исторического развития народов.
В Дагестане в рассматриваемый период, т. е. с
конца XVII в., четко прослеживается становление
феодальной иерархии с выделением из нее наиболее
влиятельных и владетельных лиц (феодалов).
В целом, говоря о социальных отношениях в
Дагестане в период с XVII – по первую четверть
XIX в., можно отметить сложность и неоднородность
социальной структуры дагестанского общества. Все
население Дагестана распадалось на два противоположных
класса: феодалов и крестьян, которые в свою
очередь делились на несколько категорий. Феодальная
знать, в руках которой сосредотачивалась вся
полнота власти, была представлена, прежде всего,
независимыми феодальными владетелями: шамхалами,
нуцалами, уцмиями, майсумами, султанами и
т. д. Они представляли верхушку феодального общества
Дагестана. Вслед за ними по значимости шло
многочисленное сословие беков, о котором, собственно,
и пойдет речь в данной статье.
Цель настоящего исследования – выявление
места и роли бекского сословия в структуре феодального
общества Дагестана.
В работе прослеживаются важные стороны
формирования и развития определенной группы
феодалов, их основные сословные права и привилегии,
а также рассматриваются вопросы становления
и роста бекского землевладения.
Исследование проводилось на основе накопленного
богатого фактического материала, требовавшего,
однако, более детального рассмотрения
некоторых аспектов проблемы развития феодальных
отношений в Дагестане. Она разрабатывалась
в трудах историков- дагестановедов, таких как
Р. М. Магомедов, Х.-М. О. Хашаев, С.Ш. Гаджиева,
М-С. К. Умаханов, Г. Д. Даниялов, М. Р. Гасанов,
А. С. Акбиев, Б. М. Алимова и др.
Сословие беков – самая многочисленная прослойка
дагестанского феодального общества – составляло
ядро феодального класса в рассматриваемый
период и проживало практически во всех
феодальных владениях: в шамхальстве, уцмийстве,
майсумстве и т. д.
Развитие сословий в Дагестане тесно связано
с развитием бекской власти. В самом деле, пока
ханская власть была слаба, сословного вопроса
среди феодалов существовать не могло, но как
только ханская власть превратилась в наследственную
и ханы заняли преобладающее положение в
своих владениях, на сцену выступили отдельные
сословия феодалов, причем первым образовалось
сословие беков [1, 227].
Подобное мнение о происхождении данной
категории феодалов мы встречаем и у других исследователей.
К примеру, П. В. Гидулянов в статье
«Сословно-поземельный вопрос и райятская зависимость
в Дагестане» дает несколько иную версию,
изложенную Мухаммедом Рафи:
«У них (арабов) был старый обычай, – говорит
Мухаммед Рафи в своей истории Дагестана, – назначать
в каждое селение или город старшину или
правителя из числа собственных вождей. Унаследовав
этот древний обычай, имевший целью поддержку
родственников правителя, усилившиеся
дагестанские ханы стали поручать своим родственникам,
как-то: братьям, чанкам и прочим, управление
одной или несколькими деревнями и в вознаграждение
за это отдавать доходы, причитавшиеся
им с этих деревень.
Получавшие удел родственники удалялись
обыкновенно в пожалованную деревню и, поселившись
в ней, управляли жителями удела на тех же
ВЕСТНИК ВГУ, СЕРИЯ: ИСТОРИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЯ, 2007, № 1
5
Стр.3