№1, 2004 г. | ГЕОГРАФИЯ, ГЕОЭКОЛОГИЯ
СОДЕРЖАНИЕ:
• В.И. Федотов, А.В. Бережной
ВОРОНЕЖСКАЯ ЛАНДШАФТНАЯ ШКОЛА - ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
• В.Г. Берест
МУДРОСТЬ УЧЕНОГО ИЛИ О ПРИНЦИПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В НАУКЕ
ГЕОГРАФИЯ:
• Ф.Н. Мильков
УЧЕНИЕ ОБ АНТРОПОГЕННЫХ ЛАНДШАФТАХ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ,ТЕРМИНОЛОГИИ И ПРЕПОДАВАНИЯ В
ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
• Г.Е. Гришанков
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИТОСФЕРЫ С ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКОЙ
• Ф.А. Максютов
К ВОПРОСУ О КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ БАРЬЕРНОГО ЭФФЕКТА ГОР
• А.А. Абдулкасимов
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И ОХРАНЫ ГЕОСИСТЕМ МЕЖГОРНЫХ КОТЛОВИН СРЕДНЕЙ АЗИИ
• З.В. Атаев
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ПРИРОДНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ ГОРНОГО ДАГЕСТАНА
• В.И. Булатов, Д.В. Черных
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОРНОГО ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЯ
• В.В. Козин
ПРИРОДА И ЕСТЕСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ НА СТРАНИЦАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭНЦИКЛОПЕДИЙ
• А.А. Чибилев, О.А. Грошева
ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА СТЕПНОЙ ЛАНДШАФТ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГЕОГРАФИИ
• H.И. Ахтырцева
ВЕРТИКАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И ВОПРОСЫ ЭВОЛЮЦИИ ЛАНДШАФТНЫХ КОМПЛЕКСОВ КАЛАЧСКОЙ
ВОЗВЫШЕННОСТИ
• Л.М. Ахромеев
ЛАНДШАФТНАЯ СТРУКТУРА ПОЙМЫ Р. БОЛВЫ В ПРЕДЕЛАХ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
• Ю.А. Нестеров
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ БАЗ ДАННЫХ В ПРАКТИКЕ ЛАНДШАФТНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
• Ю.Г. Данилов
ПРОБЛЕМЫ ЛАНДШАФТНОГО КАРТОГРАФИРОВАНИЯ ЛЕСНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
• В.Н. Бевз
НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СКЛОНОВЫХ ЛАНДШАФТОВ
ГЕОЭКОЛОГИЯ:
Стр.1
• Н.И. Дудник, С.А. Шепелева
КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В ТАМБОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
• В.Б. Михно
ЛАНДШАФТНЫЕ ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ РОССИИ
• В.Н. Двуреченский
ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ЛАНДШАФТОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ
• В.И. Федотов, С.В. Федотов
ТЕХНОГЕОГЕНЕЗ И ТЕХНОГЕННЫЙ РЕЛЬЕФ ЦЕНТРА РУССКОЙ РАВНИНЫ
• И.М. Япаров, А.Ф. Нигматуллин
ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН И
ФОРМИРОВАНИЕ ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ
ВОРОНЕЖСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ:
• Бережной А.В., Бережная Т.В.
ЛАНДШАФТНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОКРУГА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ КАТЕНЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ:
• А.И. Нестеров
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОФЕССОРА Ф.Н. МИЛЬКОВА
РЕЦЕНЗИИ, ХРОНИКА, ИНФОРМАЦИЯ:
• Н.И. Алексеевский, П.В. Ефремов
АКТУАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ГИДРОЛОГОВ
• В.А. Дмитриева
О ВСЕРОССИЙСКОМ КОНГРЕССЕ РАБОТНИКОВ ВОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
ИСТОРИЯ НАУКИ:
• Г.И. Денисик
Ф.Н. МИЛЬКОВ И УКРАИНА
НАУЧНЫЕ АРХИВЫ:
• Ф.Н. Мильков
ГЕОЛОГО-ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК РЯЗАНСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ: (МОСКОВСКИЙ ПЕРИОД).
МАРШРУТЫ 1939 ГОДА (ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА)
Стр.2
ВЕСТНИК ВГУ, СЕРИЯ ГЕОГРАФИЯ И ГЕОЭКОЛОГИЯ, 2004, № 1
УДК 911.52:061.6(03)(470.324)
В.И. Федотов, А.В. Бережной
ВОРОНЕЖСКАЯ ЛАНДШАФТНАЯ ШКОЛА – ВЧЕРА,
СЕГОДНЯ, ЗАВТРА1
Научное направление и научная школа.
Научные школы – «локомотивы» прогресса науки.
Их определению, содержанию и характерным
чертам в сфере географии посвящено достаточное
количество литературы [13, 14, 15,
24, 28 и др.]
В настоящее время в сфере методологии
науки достаточно четко различают понятия научное
направление и научная школа [15].
Научное направление, являясь более широким
понятием по отношению к школе, характеризуется
в первую очередь набором специфических
подходов и методов к изучаемому
объекту. Лежащие в его основе закономерности
и законы имеют непреходящий, фундаментальный
характер. Это позволяет научным
направлениям существовать достаточно продолжительное
время, испытывая революционные
потрясения при смене парадигм в науке.
Научное направление разрабатывается целой
системой школ или последовательно сменяющихся
или сосуществующих одновременно.
Научная
школа представляет собой исторически
сложившейся коллектив ученых-единомышленников,
разрабатывающих то или
иное научное направление сообразно своим
теоретическим воззрениям. Научная школа
невозможна без ее идейного вдохновителя –
лидера, выполняющего роль, своеобразного
«генератора» идей.
1
Научная школа, в отличие от научного направления,
в своем существовании достаточно
четко ограничена временными рамками.
«Умирая», она оставляет глубокий след в науке.
На этом утверждении базируется существование
в науке вообще и физической географии
в частности, конвенционалистического
направления, утверждающего, что любая
научная идея в той или иной мере всегда имеет
своего предшественника. Все это в полной
мере относится не только к отдельным личностям
в науке, но и к научным школам в целом.
Каждая научная школа, по мнению Ф.Н. Милькова
[15], характеризуется следующими чертами:
а) оригинальностью подходов к решению
основной проблемы; б) перспективностью,
позволяющей по-новому осветить идею
научного направления; в) практической значимостью
прикладных аспектов теоретических
исследований; в) личными качествами лидера
научной школы.
Кроме того, научные школы отличаются
одна от другой не только по своим подходам к
изучаемому объекту, но также своей масштабностью,
то есть вкладом в разработку теоретических
и прикладных аспектов и в том числе
в подготовку научных кадров, способных к
развитию и углублению учения данной школы.
В этой связи различают ведущие и местные
научные школы [13].
В подстрочных примечаниях статей указаны авторы, которые являются прямыми учениками (аспирантами) Федора
Николаевича Милькова.
Федотов Владимир Иванович, доктор географических наук, профессор Воронежского государственного университета.
Кандидатскую диссертацию «Ландшафтная структура Известнякового Севера Среднерусской лесостепи»
защитил в 1969 г. Докторскую диссертацию «Техногенные ландшафты: структура, функционирование и географические
подходы к их оптимизации» защитил в 1989 г. Ныне декан факультета географии и геоэкологии,
заведующий кафедрой природопользования.
Бережной Александр Васильевич, кандидат географических наук, доцент Воронежского государственного университета.
Кандидатскую диссертацию «Склоновая микрозональность ландшафтов Центральных Черноземных
областей» защитил в 1979 г.
5
Стр.3