УДК 372.851
ББК 74.262.21
С41
C41
Ситникова Т.Н.
Поурочные разработки по математике. 1 класс : пособие
для учителя / Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. – 7-е изд.,
эл. – 1 файл pdf : 494 с. – Москва : ВАКО, 2021. – (В помощь
школьному учителю). – Систем. требования: Adobe Reader XI
либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст : электронный.
ISBN
978-5-408-05718-4
тика»В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Матемадля
1 класса, составленные в соответствии с требованиями ФГОС.
Порядок тем соответствует учебнику М.И. Моро и др., входящему в действующий
федеральный перечень учебников. Здесь педагог найдет все,
что необходимо для качественной подготовки к уроку: тематическое
планирование учебного материала, подробные конспекты занятий, методические
рекомендации по работе над проектами, различные игры,
кроссворды, загадки, тексты физкультминуток.
Издание адресовано учителям начальных классов, студентам педагогических
вузов и колледжей.
Подходит к учебникам «Математика» в составе УМК М.И. Моро,
М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой и др. 2019–2021 гг. выпуска.
УДК 372.851
ББК 74.262.21
Электронное издание на основе печатного издания: Поурочные разработки по
математике. 1 класс : пособие для учителя / Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко.
– 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : ВАКО, 2020. – 496 с. – (В помощь
школьному учителю). – ISBN 978-5-408-04710-9. – Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты
компенсации.
ISBN 978-5-408-05718-4
©© ООО «ВАКО», 2016
ООО «ВАКО», 2020,
с изменениями
Стр.3
Содержание
От авторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Тематическое планирование учебного материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ .
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ
У ПРЕДСТАВЛЕНИЯр о к 1. Учебник математики. Роль математики в жизни людей
и общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
УУ р о к 2. Счет предметов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
У р о к 3. Вверху. Внизу. Слева. Справа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
У р о к 4. Раньше. Позже. Сначала. Потом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
У р о к 5. Столько же. Больше. Меньше . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
У р о к 6. На сколько больше? На сколько меньше? . . . . . . . . . . . . . . . 29
У р о к 7. На сколько больше? На сколько меньше? . . . . . . . . . . . . . . . 33
р о к 8. Повторение и обобщение изученного по теме
«Подготовка к изучению чисел» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
УЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ
У р о к 9. Много. Один . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
У р о к 10. Число и цифра 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
У р о к 11. Число и цифра 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
У р о к 12. Знаки «+», «–», «=» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
У р о к 13. Число и цифра 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
У р о к 14. Длиннее, короче . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
У р о к 15. Число и цифра 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
У р о к 16. Числа от 1 до 5. Состав числа 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
У р о к 17. Странички для любознательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
У р о к 18. Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч . . . . . 76
У р о к 19. Ломаная линия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
У р о к 20. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
У р о к 21. Знаки «>», «<», «=» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
У р о к 22. Равенство. Неравенство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
У р о к 23. Многоугольник . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
У р о к 24. Числа 6 и 7. Письмо цифры 6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
У р о к 25. Числа 6 и 7. Письмо цифры 7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
У р о к 26. Числа 8 и 9. Письмо цифры 8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
У р о к 27. Числа 8 и 9. Письмо цифры 9 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
р о к 28. Число 10 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Стр.490
490
Содержание
У р о к 29. Повторение и обобщение изученного по теме «Числа
от 1 до 10» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
УУ р о к 30. Повторение изученного. Наши проекты . . . . . . . . . . . . . . 129
У р о к 31. Сантиметр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
У р о к 32. Увеличить на… Уменьшить на… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
У р о к 33. Число 0 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
У р о к 34. Сложение и вычитание с числом 0 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
У р о к 35. Странички для любознательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
р о к 36. Что узнали. Чему научились . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
УЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
У р о к 37. Сложение и вычитание вида + 1, – 1 . . . . . . . . . . . . . 160
р о к 38. Сложение и вычитание вида + 1 + 1, – 1 – 1 . . . . . . 165
У р о к 39. Сложение и вычитание вида + 2, – 2 . . . . . . . . . . . . . 170
У р о к 40. Слагаемые. Сумма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
УУ р о к 41. Задача . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
У р о к 42. Составление задач по рисунку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
У р о к 43. Таблицы сложения и вычитания с числом 2 . . . . . . . . . . . 187
У р о к 44. Присчитывание и отсчитывание по 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
р о к 45. Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько
единиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
р о к 49. Странички для любознательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
УУ р о к 46. Угол. Прямой угол . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
У р о к 47. Странички для любознательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
У р о к 48. Что узнали. Чему научились . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
У р о к 50. Сложение и вычитание вида + 3, – 3 . . . . . . . . . . . . . 211
УУ р о к 51. Прибавление и вычитание числа 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
У р о к 52. Закрепление изученного. Сравнение длин отрезков . . . . 221
У р о к 53. Таблицы сложения и вычитания с числом 3 . . . . . . . . . . . 226
У р о к 54. Присчитывание и отсчитывание по 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
У р о к 55. Решение задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
У р о к 56. Решение задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
У р о к 57. Странички для любознательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
У р о к 58. Что узнали. Чему научились . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248
У р о к 59. Что узнали. Чему научились . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252
У р о к 60. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255
У р о к 61. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259
У р о к 62. Проверочная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262
У р о к и 63, 64. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262
У р о к 65. Сложение и вычитание чисел первого десятка . . . . . . . . . 265
р о к 66. Задачи на увеличение числа на несколько единиц
(с двумя множествами предметов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268
У р о к 67. Задачи на уменьшение числа на несколько единиц
(с двумя множествами предметов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271
У р о к 68. Сложение и вычитание вида + 4, – 4 . . . . . . . . . . . . . 274
У р о к 69. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278
Стр.491
Содержание
УУ р о к 70. На сколько больше? На сколько меньше? . . . . . . . . . . . . . 281
491
У р о к 71. Таблицы сложения и вычитания с числом 4 . . . . . . . . . . . 285
У р о к 72. Решение задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
У р о к 73. Перестановка слагаемых . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291
р о к 74. Применение переместительного свойства сложения
для случаев вида + 5, 6, 7, 8, 9 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 295
УУ р о к 75. Таблицы для случаев вида + 5, 6, 7, 8, 9 . . . . . . . . . . . . . 299
У р о к 76. Состав чисел в пределах 10. Закрепление . . . . . . . . . . . . . . 302
У р о к 77. Состав чисел в пределах 10. Закрепление . . . . . . . . . . . . . . 306
У р о к 78. Закрепление изученного. Решение задач . . . . . . . . . . . . . . 309
У р о к 79. Прямоугольник. Квадрат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 313
У р о к 80. Что узнали. Чему научились . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316
У р о к 81. Закрепление изученного. Проверка знаний . . . . . . . . . . . 318
У р о к 82. Связь между суммой и слагаемыми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321
У р о к 83. Связь между суммой и слагаемыми. Решение задач . . . . . 324
У р о к 84. Решение задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328
р о к 85. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность . . . . . . . . . . . . . . . . . 332
УУ р о к 86. Вычитание вида 6 – , 7 – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335
р о к 87. Закрепление приема вычислений вида 6 – , 7 – .
Решение задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339
У р о к 88. Вычитание вида 8 – , 9 – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 342
У р о к 89. Закрепление приема вычислений вида 8 – , 9 – .
Решение задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 345
У р о к 90. Вычитание вида 10 – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349
УУ р о к 91. Закрепление изученного. Решение задач . . . . . . . . . . . . . . 353
У р о к 92. Килограмм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 357
У р о к 93. Литр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361
У р о к 94. Что узнали. Чему научились . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 365
р о к 95. Проверочная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 367
УЧИСЛА ОТ 11 ДО 20. НУМЕРАЦИЯ
У р о к 96. Названия и последовательность чисел от 11 до 20 . . . . . . 369
У р о к 97. Образование чисел второго десятка . . . . . . . . . . . . . . . . . . 372
У р о к 98. Запись и чтение чисел второго десятка . . . . . . . . . . . . . . . . 376
У р о к 99. Дециметр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 380
У р о к 100. Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10 . . . . 384
У р о к 101. Сложение и вычитание вида 7 + 8, 15 – 8 . . . . . . . . . . . . . 388
У р о к 102. Странички для любознательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 391
У р о к 103. Что узнали. Чему научились . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 394
У р о к 104. Проверочная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 397
У р о к 105. Закрепление изученного. Работа над ошибками . . . . . . 398
р о к 106. Повторение. Подготовка к решению задач в два
действия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 401
У р о к 107. Повторение. Подготовка к решению задач в два
действия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 404
У р о к 108. Составная задача . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 407
У р о к 109. Составная задача . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 411
Стр.492
492
Содержание
УЧИСЛА ОТ 11 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
р о к 110. Общий прием сложения однозначных чисел
с переходом через десяток . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 416
У р о к 111. Сложение однозначных чисел с переходом через
десяток вида + 2, + 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 420
У р о к 112. Сложение однозначных чисел с переходом через
десяток вида + 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 423
У р о к 113. Сложение однозначных чисел с переходом через
десяток вида + 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 426
У р о к 114. Сложение однозначных чисел с переходом через
десяток вида + 6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 431
У р о к 115. Сложение однозначных чисел с переходом через
десяток вида + 7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 434
У р о к 116. Сложение однозначных чисел с переходом через
десяток вида + 8, + 9 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 439
У р о к 117. Таблица сложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 442
У р о к 118. Таблица сложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 445
У р о к 119. Странички для любознательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 449
УУ р о к 120. Что узнали. Чему научились . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 451
р о к 121. Общие приемы табличного вычитания с переходом
через десяток . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 453
УУ р о к 122. Вычитание вида 11 – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 457
У р о к 123. Вычитание вида 12 – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 460
р о к 124. Вычитание вида 13 – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 463
УУ р о к 125. Вычитание вида 14 – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 467
р о к 126. Вычитание вида 15 – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 470
У р о к 127. Вычитание вида 16 – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 472
У р о к 128. Вычитание вида 17 – , 18 – . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 475
У р о к 129. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 478
У р о к 130. Странички для любознательных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 480
У р о к 131. Что узнали. Чему научились . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 482
У р о к 132. Защита проектов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 483
УИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ
У р о к 133. Контрольная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 485
У р о к 134. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 485
р о к и 135, 136. Что узнали, чему научились в 1 классе . . . . . . . . . 487
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 488
Стр.493