ВЕСТНИК ВГУ, СЕРИЯ ГЕОГРАФИЯ И ГЕОЭКОЛОГИЯ, 2004, № 1 УДК 911.52:061.6(03)(470.324) В.И. Федотов, А.В. Бережной ВОРОНЕЖСКАЯ ЛАНДШАФТНАЯ ШКОЛА – ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА1 Научное направление и научная школа. <...> В настоящее время в сфере методологии науки достаточно четко различают понятия научное направление и научная школа [15]. <...> Научное направление, являясь более широким понятием по отношению к школе, характеризуется в первую очередь набором специфических подходов и методов к изучаемому объекту. <...> Научное направление разрабатывается целой системой школ или последовательно сменяющихся или сосуществующих одновременно. <...> Научная школа представляет собой исторически сложившейся коллектив ученых-единомышленников, разрабатывающих то или иное научное направление сообразно своим теоретическим воззрениям. <...> Научная школа невозможна без ее идейного вдохновителя – лидера, выполняющего роль, своеобразного «генератора» идей. <...> На этом утверждении базируется существование в науке вообще и физической географии в частности, конвенционалистического направления, утверждающего, что любая научная идея в той или иной мере всегда имеет своего предшественника. <...> Каждая научная школа, по мнению Ф.Н. Милькова [15], характеризуется следующими чертами: а) оригинальностью подходов к решению основной проблемы; б) перспективностью, позволяющей по-новому осветить идею научного направления; в) практической значимостью прикладных аспектов теоретических исследований; в) личными качествами лидера научной школы. <...> В подстрочных примечаниях статей указаны авторы, которые являются прямыми учениками (аспирантами) Федора Николаевича Милькова. <...> Федотов Владимир Иванович, доктор географических наук, профессор Воронежского государственного университета. <...> Кандидатскую диссертацию «Ландшафтная структура Известнякового Севера Среднерусской лесостепи» защитил в 1969 г. Докторскую диссертацию «Техногенные ландшафты: структура, функционирование <...>