2011 год
ПАТРИОТИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Исследован патриотизм как социально-педагогический феномен, выявлены
онтологическая и гносеологическая составляющие феномена «патриотизм», его
сущность и внешние проявления, уточнена авторская позиция касательно определения данного феномена. <...> Определение положения категории, обозначенной в философской, социологической, психологической, педагогической литературе как «патриотизм»
дает возможность раскрыть его педагогический смысл посредством выявления
внутренних характеристик и внешних проявлений; рассмотреть его как процесс, детерминированный, с одной стороны, социальными факторами, целями,
ценностями общества, а с другой – закономерностями, принципами, методами
воспитания, характером взаимодействия педагога и воспитанника, способностью личности к самовоспитанию. <...> Феномен (от греч.
phainomenon — являющееся) — понятие, означающее явление, данное нам в
опыте, постигаемое при помощи чувств. <...> Это противопоставление предполагает такой способ рассмотрения реальности, когда человек от наивного реализма
(«вижу вещи») переходит к осознанию того, что явления вещей нетождественны самим вещам, т.е. их сущности. <...> В философии XX в. понятие «феномен» наиболее широко употребляется в
направлениях гносеологического дуализма, где различается трансцендентное и
имманентное. <...> Трансцендентное понимается двояко: либо как то, что лежит по
ту сторону нашего познания вообще, либо как то, что лежит по ту сторону
нашего Я. <...> В первом случае это граница опыта вообще, во втором – граница
субъективного опыта. <...> Феномен, по сути, предоставляет возможность субъективного подхода к
бытию, одновременно он «трансцендирует» самого себя, являет свое содержание как трансфеноменальное. <...> Юм и др. указывают на онтологическую
обусловленность феномена. <...> На основании вышесказанного представляется возможным сделать вывод
об отсутствии непреодолимой грани между сущностью и явлением <...>
ПАТРИОТИЗМ_КАК_СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ_ФЕНОМЕН.pdf
Мусс Г.Н.
2011 год
ПАТРИОТИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Исследован патриотизм как социально-педагогический феномен, выявлены
онтологическая и гносеологическая составляющие феномена «патриотизм», его
сущность и внешние проявления, уточнена авторская позиция касательно определения
данного феномена.
Ключевые слова: феномен, социально-педагогическое явление, патриотизм.
Определение
положения категории, обозначенной в философской, социологической,
психологической, педагогической литературе как «патриотизм»
дает возможность раскрыть его педагогический смысл посредством выявления
внутренних характеристик и внешних проявлений; рассмотреть его как процесс,
детерминированный, с одной стороны, социальными факторами, целями,
ценностями общества, а с другой – закономерностями, принципами, методами
воспитания, характером взаимодействия педагога и воспитанника, способностью
личности к самовоспитанию.
Категория «феномен» относится к числу общенаучных понятий, методологическое
значение которых важно и для педагогики. Феномен (от греч.
phainomenon — являющееся) — понятие, означающее явление, данное нам в
опыте, постигаемое при помощи чувств. Также феномен соотносится с понятием
сущности, и противопоставляется ему. Это противопоставление предполагает
такой способ рассмотрения реальности, когда человек от наивного реализма
(«вижу вещи») переходит к осознанию того, что явления вещей нетождественны
самим вещам, т.е. их сущности.
В философии XX в. понятие «феномен» наиболее широко употребляется в
направлениях гносеологического дуализма, где различается трансцендентное и
имманентное. Трансцендентное понимается двояко: либо как то, что лежит по
ту сторону нашего познания вообще, либо как то, что лежит по ту сторону
нашего Я. В первом случае это граница опыта вообще, во втором – граница
субъективного опыта. Имманентное – это содержание сознания, феноменальная
данность.
Феномен, по сути, предоставляет возможность субъективного подхода к
бытию, одновременно он «трансцендирует» самого себя, являет свое содержание
как трансфеноменальное. Дж. Беркли, Витгенштейн, Э. Гуссерль, Г. В.
Лейбниц, А. Пфендер Хайдеггер, Д. Юм и др. указывают на онтологическую
обусловленность феномена.
На основании вышесказанного представляется возможным сделать вывод
об отсутствии непреодолимой грани между сущностью и явлением. Сущность
познается через явления.
Патриотизм определяется как глубокое социальное чувство (Ю.Б. Гиппенрейтер,
А.В. Запорожец, П.М. Якобсон и др.), чувство высшего порядка (Ю.А.
Стр.1