www.vovr.ru
Журнал издается с 1992 года
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ <...> Из опыта целевой подготовки
специалистов для предприятий высоких технологий ..................... 72 <...> Болонский процесс и
педагогическое образование в Чехии ........ 132
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗВАНИЕ <...> Особенности
профессиональной мотивации
преподавателей экономических вузов ....... 152
Менеджер по рекламе: <...> И.М. УЗНАРОДОВ, профессор,
первый проректор по учебной
работе
Южный федеральный университет
Технология
асинхронного
обучения: опыт ЮФУ
В статье изложен опыт Южного федерального университета по внедрению техно
логии асинхронного обучения, обсуждаются проблемы, связанные с внедрением этой
технологии. <...> Подготовительная работа потребоD
Практика модернизации
вала от нас пересмотра всего, к чему
мы привыкли. <...> На сайте факультета заведена
специальная страница «Асинхронное
обучение», на которой содержатся анD
нотации курсов, предлагаемых кафедD
рами, положение об асинхронном обуD
чении, форма индивидуального плана
студента и т.п.;
z
менеджер процесса. <...> Л.М. СЕРОВА, доцент
Петрозаводский
государственный университет
Планирование приема на
подготовку бакалавров,
специалистов и магистров
Рассмотрено формирование контрольных цифр приема на основе прогнозной по
требности экономики в кадрах с разным уровнем высшего профессионального образо
вания (бакалавр, магистр, специалист) в разрезе 28 укрупненных групп направлений
подготовки (УГНП) на 2010–2015 гг. с учетом перехода в 2010 г. российской системы
высшего профессионального образования на уровневую подготовку. <...> Ключевые слова: система высшего профессионального образования, бакалавры, ма
гистры, потребности экономики, моноспециальности. <...> Большое значение в развитии уровD
невого высшего образования имело
присоединение России в 2003 г. к БоD
лонской декларации, которая провозD
гласила тезис о построении единого,
основанного на нескольких циклах
обучения, образовательного проD
странства в Европе. <...> Концепция и алгоритм расчета <...>
Высшее_образование_в_России_№9_2009.pdf
www.vovr.ru
Журнал издается с 1992 года
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
Я.М. ЕРУСАЛИМСКИЙ, И.М. УЗНАРОДОВ. Технология асинхронного
обучения: опыт ЮФУ ............................................................................. 3
В.А. ГУРТОВ, Л.М. СЕРОВА. Планирование приема на подготовку
бакалавров, специалистов и магистров ............................................... 8
А.А. ШЕХОНИН, В.А. ТАРЛЫКОВ. Оценивание компетенций
в сетевой среде вуза ............................................................................. 17
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Д.Л. КОНСТАНТИНОВСКИЙ. Точка опоры (Размышления накануне
конференции)......................................................................................... 26
А.М. ОСИПОВ, Н.А. МАТВЕЕВА. Социология образования
в России: «работа над ошибками» в начале XXI века ..................... 36
В.Н. СТЕГНИЙ, Л.Н. КУРБАТОВА. Социальные проблемы современного
высшего образования (программа исследования) ........................... 42
Л.Я. ДЯТЧЕНКО. Социальные технологии в управлении
современным университетом .............................................................. 47
ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА
Университет в инновационном обществе
Е.В. ЧУПРУНОВ, С.Н. ГУРБАТОВ. Классические университеты
как база формирования федеральных и национальных
исследовательских университетов .................................................... 56
А.О. ГРУДЗИНСКИЙ, А.Б. БЕДНЫЙ. Трансфер знаний – функция
инновационного университета ........................................................... 66
И.Я. ОРЛОВ, Н.В. ПРОНЧАТОВРУБЦОВ. Из опыта целевой подготовки
специалистов для предприятий высоких технологий ..................... 72
Б.И. БЕДНЫЙ, А.А. МИРОНОС. Тенденции развития аспирантуры
в инновационном обществе ................................................................. 79
А.О. ГРУДЗИНСКИЙ. Европейское измерение в развитии управления
университетом....................................................................................... 86
EDUCATION ONLINE
«Нормативноправовая база не соответствует современным
форматам электронного обучения» (Интервью с Ю.Б. Рубиным) ... 94
Стр.1
Учредитель: Министерство
образования РФ
Издатель:
Московский
государственный
университет печати
Журнал зарегистрирован в
Министерстве печати РФ
Рег. св. № 735
от 14 марта 1991 года
Председатель редколлегии:
А. Ф. Киселев
Главный редактор:
М. Б. Сапунов
зам. главного редактора:
Е. А. Гогоненкова
Н. П.Огородникова
зам. председателя
редколлегии, обозреватель:
Б. Г. Яковлев
Редакторы:
С. Ю. Ахмаков
О. Ю. Миронова
В. В. Платковский
Технический редактор:
А. Н. Амелина
Корректор:
С. И. Алексеева
Художники:
Н. А. Гончарова
С. Ф. Лемешко
Менеджер по рекламе:
Д. В. Ионова
Адрес редакции:
107045, Москва,
ул. СадоваяСпасская, д. 6,
комн. 201.
Тел./факс: (495) 6089304.
email: vovrus@inbox.ru
Подписано в печать с
оригиналмакета 22.08.2009
Усл. п. л. 11. Тираж 2150 экз.
Отпечатано в типографии
ЗАО «Академический
печатный дом». Зак.№
© «Высшее образование
в России»
А.Ф. КИСЕЛЕВ
И.С. БОЛОТИН
А.А. ВЕРБИЦКИЙ
Ю.П. ВЕТРОВ
Л.С. ГРЕБНЕВ
Л.А. ГРИБОВ
С.Г. ДЬЯКОНОВ
Л.Я. ДЯТЧЕНКО
В.М. ЖУРАКОВСКИЙ
Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ
В.И. СОЛДАТКИН, С.Л. ЛОБАЧЕВ. Online
университет на базе LMS MOODLE ...........103
Е.В. ВОЕВОДА. Интернеттехнологии в обучении
иностранным языкам .....................................110
Н.В. НИКУЛИЧЕВА. Курс повышения
квалификации преподавателя
дистанционного обучения ............................115
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В.И. БАЙДЕНКО. Многоплановый и системный
характер Болонского процесса....................120
В. ЯНИКОВА. Болонский процесс и
педагогическое образование в Чехии ........132
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗВАНИЕ
А.С. УСКОВ. Воспитание личности
в контексте музыкальной традиции ............138
Н.Б. УЛЬЯНОВА. Этнохудожественная
компетентность будущего дизайнера ........142
А.П. ЧЕРВАТЮК. Научное студенческое
общество на музыкальнопедагогическом
факультете ......................................................145
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
А.В. ПОНОМАРЕВ. Система менеджмента
качества воспитательной деятельности .....148
О.М. САФОНОВА. Особенности
профессиональной мотивации
преподавателей экономических вузов .......152
О.Ю. ДОЛМАТОВ, Ю.В. ВОЛКОВ, Н.В. КОЗЛОВА,
А.Ю. ГОДЫМЧУК. Психологообразовательная
программа подготовки кадрового резерва
вуза ..................................................................157
НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ
Е.Ю. КУОНИ. О формировании педагогического
мышления у студентов ..................................160
В.Н. БЕЛОВ. Подготовка будущего педагога к
работе в летнем лагере ..................................163
Н.А. МОКЕЕВА. Формирование социальной
квалификации у выпускников педвузов .....166
РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА
В.А. ЗЕРНОВ
А.И. ЗИМИН
В.Г. ИВАНОВ
Н.С. КИРАБАЕВ
А.А. КИРИНЮК
В.П. КОВАЛЕВСКИЙ
Н.И. КУЗНЕЦОВА
М.А. ЛУКАШЕНКО
Х.Э. МАРИНОСЯН
В.Л. МАТРОСОВ
И.В. МЕЛИКГАЙКАЗЯН
С.С. НАБОЙЧЕНКО
Н.Д. НИКАНДРОВ
М.А. ПАЛЬЦЕВ
В.М. ПРИХОДЬКО
В.А. САДОВНИЧИЙ
Б.А. САЗОНОВ
З.С. САЗОНОВА
М.Б. САПУНОВ
Г.Г. СИЛЛАСТЕ
И.Б. ФЕДОРОВ
А.М. ЦЫГАНЕНКО
Б.Г. ЮДИН
Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
Я.М. ЕРУСАЛИМСКИЙ, профессор
И.М. УЗНАРОДОВ, профессор,
первый проректор по учебной
работе
Южный федеральный университет
Технология
асинхронного
обучения: опыт ЮФУ
В статье изложен опыт Южного федерального университета по внедрению техно
логии асинхронного обучения, обсуждаются проблемы, связанные с внедрением этой
технологии.
Ключевые слова: технология асинхронного обучения, кредит, тьютор.
Стратегической целью создания
Южного федерального университета
является формирование современно
го и конкурентоспособного на миро
вых рынках труда и знаний научнооб
разовательного центра, органично
встроенного в социальноэкономичес
кое развитие региона, обеспечиваю
щего устойчивое воспроизводство
компетентных специалистов, способ
ного отработать механизмы модерни
зации отечественного высшего про
фессионального образования на осно
ве его интеграции с наукой и практи
кой. Федеральный университет на Юге
России формируется как вуз будуще
го, способный стать кадровым и тех
нологическим лидером в регионе, а по
отдельным актуальным направлениям
– и в России в целом.
За сравнительно небольшой проме
жуток времени, прошедший со време
ни создания ЮФУ (ноябрь 2006 г.), сде
лано уже немало: существенно модер
низирована материальная база учеб
ного процесса и научных исследова
ний, реализуется программа повыше
ния квалификации профессорско
преподавательского состава и научных
работников, ориентированная на осво
ение современных образовательных
технологий, осуществляется внедре
ние этих технологий в учебный про
цесс. Одним из инновационных начи
наний стало применение на факульте
те математики, механики и компьютер
ных наук технологии асинхронного обу
чения, предоставляющей возможность
каждому студенту строить свою соб
ственную образовательную траекто
рию.
Иногда эту технологию называют
«американской». В основе расчета тру
доемкости учебных курсов здесь лежит
кредитная система [1], а целью обуче
ния студента на уровне бакалавра яв
ляется сумма набранных кредитов. При
этом учебные курсы делятся на обяза
тельные, рекомендуемые и факульта
тивные. Для обязательных дисциплин
устанавливается их перечень и мини
мальный суммарный объем в кредитах.
Для рекомендуемых определен список,
из которого студент может выбрать
нужные ему предметы, и минимальный
объем в кредитах этого блока дисцип
лин. Факультативные курсы студент
имеет право выбирать из общего спис
ка предметов, преподаваемых в вузе, не
привязываясь к избранному направле
нию подготовки. Ясно, что в таком слу
чае на уровне бакалавра нельзя гово
рить о четкой профессиональной ори
ентации. Американская система обра
зования на уровне бакалавра такой за
дачи и не ставит. В ней предусмотрена
Стр.3