Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Высшее образование в России

Высшее образование в России №5 2002 (190,00 руб.)

0   0
Страниц162
ID212475
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2002 .— №5 .— 162 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212475 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А в середине ХХ столетия, благодаря созданию вузов нового научно-технического типа, прежде всего – Физтеха, МИФИ, Новосибирского государственного университета, благодаря высочайшему уровню в области математических, естественнонаучных специальностей в МГУ, СпбГУ и целом ряде других, наша страна вышла вперед в области атомной энергетики, аэрокосмической техники и лазерных технологий. <...> С этой целью было организовано обучение более 80 миллионов человек. <...> *** Историки подсчитали, что наша система образования за два столетия выдержала не менее пятнадцати больших и малых реформ. <...> 15 ноября 1991 году решением Правительства России Архангельский государственный педагогический институт был преобразован в Поморский государственный педагогический университет имени М.В. Ломоносова. <...> Два года спустя, по представлению министерств иностранных дел России и Норвегии, поддержанному Министерством образования Российской Федерации, постановлением Правительства РФ (от 14 августа 1993 года) вуз был преобразован в Поморский международный педагогический университет имени М.В. Ломоносова. <...> С другой стороны, университет всемерно содействовал развитию связей России со странами Скандинавии и Финляндии, налаживанию взаимопонимания и делового партнерства в Баренцевом Евро-Арктическом регионе, учрежденном в 1993 году. <...> Преобразование ПМПУ в декабре 1996 года в Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова стало воплощением в жизнь давней мечты архангелогородцев о собственном полноценном классическом университете и явилось результатом динамичного и всестороннего развития вуза. <...> С середины 90-х годов в университете совместно с норвежскими специалистами ведется подготовка специалистов (на базе высшего образования) по нефтяному инжинирингу для развивающегося нефтегазового комплекса. <...> Сейчас на его научной базе разработан международный проект учебника истории Баренцева Евро-Арктического региона (БЕАР) <...>
Высшее_образование_в_России_№5_2002.pdf
В. ФИЛИППОВ. Уроки дает история ..........................................................3 КУРСОМ РЕФОРМ В. БУЛАТОВ, В. ГОЛДИН. Научнообразовательный центр Европейского Севера ....................................................................9 В. СЕНАШЕНКО, В. ЧИСТОХВАЛОВ. Система зачетных образовательных единиц .......................................................................19 В. ГРЫЗЛОВ. Региональные университеты и корпоративный «климат» ......................................................................26 В. ШКАРИН, Г. БУЛАНОВ. Внутривузовское управление качеством обучения ..........................................................29 ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ О. СМОЛИН. Приоритеты образования: взгляд законодателя ...............................................................................34 О. ДЫМАРСКАЯ. К вопросу о профилизации школы ...........................46 М. ЛУКАШЕНКО. Вуз в системе открытого образования: особенности экономики................................................55 Н. СТРЕКАЛОВА. Гендерная асимметрия в системе высшей школы: проблемы и решения ...............................................................................62 КРУГОЗОР В. БЕЛОВ. О профессионализме и назначении интеллектуала ...........65 И. ПОЛОЗОВА. Научная реальность – метафора? ................................71 А. ОГУРЦОВ. Антипедагогика: вызов постмодернизма........................79 НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ Л. ГРИБОВ. Как учить истории?.................................................................87 А. РАЙЦЕВ. «Национальнорегиональный» или республиканский? ..93
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии В. М. Жураковский Главный редактор Б. Г. Яковлев Редакционная коллегия: В. А. Зернов В. Г. Кинелев В. В. Козлов Л. П. Кураков Г. В. Майер Э. А. Манушин А.М. Матвеенко В.Л. Матросов С. В. Мищенко Ю. А. Новиков М. А. Пальцев Н. Д. Подуфалов В. М. Приходько В. П. Савиных В. А. Садовничий М.Б. Сапунов П. Д. Саркисов А. Ф. Хохлов А. М. Цыганенко В. Д. Шадриков Редакция: зам. главного редактора Н.П. Огородникова ответственный секретарь М.Б. Сапунов Редакторы: С. Ю. Ахмаков, А. М. Банкетов, Е. А. Гогоненкова Художник: С. Лемешко Адрес редакции: 103045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201. Тел./факс: 2089304. Подписано в печать с оригиналмакета 23.09.2002. Формат 70´100/16. Бумага офсетная. Усл. п. л. 13. Тираж 2400 экз. Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный дом». 127550. Москва, ул. Прянишникова, д. 2а. Заказ № М. КРУТЕР. Молодой правонарушитель в зеркале социологии молодежи ......................................97 Г. МАТУШАНСКИЙ. «Поддержка» и/или «повышение» квалификации? .......................103 ВУЗОВСКАЯ ЖИЗНЬ С. ГИЛЬМАНШИНА, Д. ВИЛЬКЕЕВ. Формирование профессионального мышления учителя...........................................107 В. МИХАЛКИН. Новый общенаучный курс .....110 С. КРАИЛИНА. Школавуз: опыт сотрудничества................................................114 М. ВРАЖНОВА. Проблемы адаптации молодых специалистов в условиях «вузпроизводство» .......................................116 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Г. КРАСНОВА. Институт дистанционного образования .....................................................123 А. ТРОФИМОВ. Информационные технологии в гуманистической парадигме .........................126 В. ФОКИНА, Н. КОБЕЛЬКОВ. О сертификации дистанционных технологий ..........................130 ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ ЧЖАН ЛИЛИ. Состояние китайского высшего образования .....................................................133 СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ С. ВОДЧИЦ. Творческие школы МВТУ ............137 В. ЗМЕЕВ, В. КАРПЕКИН. Высшая школа и армия: история отношений......................................... 144 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА В. ЧАРУШНИКОВ. Ответить на вызов мистики..............................................................151 Т. ГАЛИЕВ. Об интенсификации профессиональ ного обучения ..................................................155 РЕЦЕНЗИИ А. ПАНОВА. Новое пособие по русской литера туре ХХ века ....................................................158
Стр.2
Замечательное событие – 200летие Министерства образования Рос сийской Федерации – уже позади, вроде бы ушло в историю. Но на самом деле оно остается в нашей сегодняшней и будущей жизни, поскольку речь идет об исторической преемственности, осуществляемом на практике непрерывном росте интеллектуального, духовного потенциала великой страны, имя которой – Россия. В этом высоком социальножизненном регистре прошло 12 сентября текущего года торжественное собрание вузовской общественности стра ны. Собравшиеся в Колонном зале были единодушны в понимании сто ящих перед ними задач, путей и методов их решения. Публикуемые ниже основные положения доклада Министра образования Российской Феде рации В.М. Филиппова – яркое тому свидетельство. В. ФИЛИППОВ, профессор Министр образования РФ инистерство народного просве щения России было основано в ходе первой в истории нашего отече ства либеральнодемократической ре формы государственной власти. С 1802 года можно говорить о преемственно сти институционального развития об разовательной сферы, об определяю щей роли государства в строительстве российской школы и народного про свещения в целом. Образно говоря, сегодня мы стоим перед лицом самой Истории, которая, как строгий учитель, требует от нас глубокого усвоения каждого из уроков развития образования в России. Первейший из этих уроков – нераз рывная взаимосвязь отечественной го сударственности и просвещения наро да. Создание славянской письменнос ти, крещение Руси, открытие первых учебных заведений в Киеве и Новгоро де Великом, формирование Древнерус ского государства – это события еди ного ряда. Последующие поколения вплоть до нынешнего дня меряют за слуги лидеров государства по их вкла ду в просвещение народа. М Подтверждением сказанному может служить преобразовательная деятель Уроки дает история ность Петра Великого. Он – первый из российских государей, кто в своих важ нейших начинаниях одно из главных мест отвел обучению и воспитанию молодежи, профессиональной подго товке кадров, распространению зна ний. Обязав учиться государственное сословие своей эпохи – дворянство, Петр предрешил победу русского ору жия в Полтавской битве. Учредив Школу математических и навигацких наук, он положил начало светскому об разованию в России. К середине XVIII века уже не только просвещенные государи, но и множе ство людей из всех сословий возделы вали в нашем Отечестве эту ниву. Глу боко символично, что величайшее дело основания Московского университета объединило выходца из поморских кре стьян Михайлу Ломоносова и аристок рата, крупнейшего государственного деятеля екатерининской поры, графа Ивана Ивановича Шувалова. Создание Александром I, при под держке свободомыслящих единомыш ленников, Министерства народного просвещения ознаменовало вступле ние России в эпоху стремительного на учного и общественного прогресса.
Стр.3