Управленческие аспекты конкурентоустойчивости
регионального вуза на рынке образовательных услуг ................ 14 <...> Татарское просветительство и религиозное
реформаторство в XIX в. <...> Нетрадиционный подход к
технологии обработки многовариантных тестовых заданий
с выбором нескольких правильных ответов .................................... 56 <...> Роль социального партнерства в формировании
культуры здорового образа жизни в образовательном
пространстве региона (на примере Республики Карелия) .......... 85
© «Интеграция образования», 2007
ИН ТЕГР АЦИ Я
ОБ РАЗ ОВАН ИЯ <...> Формы и методы совершенствования уровня профессиональной подготовки
преподавателей-музыкантов в учреждениях повышения квалификации ........................................... 139
Педагогическое образование <...> Современные представления о структуре биологической индивидуальности ................. 187 <...> © А. Н. Соловьев, 2007
3
ИН ТЕГР АЦИ Я
Декларацию от имени своих правительств подписали и соответственно приняли обязательства претворять в жизнь
ее положения министры образования. <...> Европейские общественные
организации по инженерному
образованию и их сотрудничество
с российскими
В данной работе мы обсудим, как
реализуются перечисленные выше девять направлений в инженерном образовании. <...> Примерно в одно и то же
время возникли два европейских общества, занимающихся инженерным образованием. <...> Международное общество по инженерной педагогике IGIP было образовано по инициативе профессора А. <...> Мелецинека (г. Клагенфурт, Австрия) в 1972 г.
IGIP — аббревиатура немецкого названия этого общества: «Internationale
4
ОБ РАЗ ОВАН ИЯ
Geselschaft fьr Ingenieurpдdagogik». <...> Главная цель IGIP — повышение качества инженерного образования в соответствии с динамикой
объективных требований производства и
общества в целом, а основными направлениями деятельности являются следующие:
— профессионально-педагогическая
подготовка преподавателей технических
дисциплин;
— совершенствование содержания
технического образования и методов
преподавания технических <...>
Интеграция_образования_№3-4_2007.pdf
С ОДЕРЖАНИЕ
Международный опыт интеграции образования
А. Н. Соловьев. Процессы интеграции в европейском инженерном
образовании ...............................................................................................3
Научно-методический
журнал
№ 3/4
(48/49)
(июль—декабрь)
2007
УЧРЕДИТЕЛИ:
Министерство
образования
Российской
Федерации
Правительство
Республики
Мордовия
ГОУВПО «Мордовский
государственный
университет имени
Н. П. Огарева»
Издается с января
1996 года
Выходит 1 раз
в квартал
РЕДАКЦИОННАЯ
КОЛЛЕГИЯ
Н. П. Макаркин
главный редактор
главного редактора
С. В. Гордина
С. В. Полутин
заместитель
ответственный
секретарь
П. Ф. Анисимов
В. Л. Матросов
Л. П. Кураков
В. И. Курилов
В. П. Савиных
В. В. Конаков
В. В. Кадакин
Н. Е. Фомин
Г. А. Балыхин
Н. Н. Пластинина. Перспективы развития школьного образования
Франции ................................................................................................... 10
Управление образованием
С. А. Мохначев. Управленческие аспекты конкурентоустойчивости
регионального вуза на рынке образовательных услуг ................ 14
А. В. Золотарева. Управление процессом интеграции общего
и дополнительного образования ........................................................ 16
К. А. Шерстникова. Совершенствование управления системой
ДПО в корпоративных учебных центрах региона ......................... 22
О. А. Гущина. Перспективы реструктуризации информационной
системы организации сферы образования ....................................... 27
С. А. Дьяченко. Управление мотивацией деятельности преподавателя
математики по использованию компьютерных технологий.......... 33
История образования
М. М. Морозова. Метод проектов в истории отечественной
и зарубежной педагогики .................................................................... 36
Р. Р. Фахрутдинов. Татарское просветительство и религиозное
реформаторство в XIX в. .................................................................... 42
Мониторинг образования
Ю. В. Науменко. Комплексная оценка эффективности
здоровьесберегающей деятельности школы ................................... 49
Т. Г. Станкевич, Г. Я. Камашев. Нетрадиционный подход к
технологии обработки многовариантных тестовых заданий
с выбором нескольких правильных ответов.................................... 56
Н. Д. Гуськова, Т. А. Салимова. Обеспечение качества высшего
образования в системе приоритетов Болонского процесса ......... 60
А. А. Касаткина, А. К. Строганов. Современные подходы
к мониторингу мотивации учения и физического развития
студенческой молодежи ........................................................................ 66
Академическая интеграция
И. В. Бурцева. Применение проектного метода в процессе
подготовки специалистов социальной работы
как менеджеров ...................................................................................... 71
Н. С. Курникова. Формирование ключевых квалификаций
будущего учителя иностранного языка средствами проектной
методики .................................................................................................. 76
О. А. Фокина. Ценностные ориентации как составляющая
гуманитарной компетентности будущих специалистов
сервиса ..................................................................................................... 81
С. А. Рыбакова. Роль социального партнерства в формировании
культуры здорового образа жизни в образовательном
пространстве региона (на примере Республики Карелия) .......... 85
© «Интеграция образования», 2007
Стр.1
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Н. Г. Абрамова. Теоретико-правовой анализ экологического правонарушения: понятие,
особенности содержания и проблемы юридической ответственности .................................................. 91
А. А. Васяев. Процессуальный порядок исследования доказательств в ходе судебного
производства в российском уголовном процессе (некоторые проблемы совершенствования
системы подготовки будущих судей) ............................................................................................................ 97
А. В. Щенников. Формирование алгоритмов на базе основных принципов и методики
математического моделирования ..................................................................................................................100
Инновации в образовании
О. А. Кошелева, Г. М. Чернобельская. Обобщение знаний учащихся по химии с использованием
модульной программы ...................................................................................................................................103
Н. И. Никулина. Интеграция пропедевтических курсов геометрии и информатики
в основной школе ............................................................................................................................................108
Интеграция образования и воспитания
А. А. Валеев. Реализация теории свободного воспитания в процессе формирования нравственности
и развития психической устойчивости ребенка ........................................................................................113
Н. В. Лещенко. Особенности нравственного развития младших школьников ........................................119
Философия образования
Ю. А. Килис. Философия как стремление к истине........................................................................................123
С. Ф. Самойлов. Критика научной установки сознания как составляющая гуманитарного
образования ......................................................................................................................................................127
Непрерывное образование
А. А. Булычева. Система формирования профессионального образования и развитие
личностно-творческого потенциала библиотечных кадров....................................................................134
М. В. Харионовская. Формы и методы совершенствования уровня профессиональной подготовки
преподавателей-музыкантов в учреждениях повышения квалификации...........................................139
Педагогическое образование
Т. Н. Носкова, О. В. Яковлева. Формирование коммуникативной компетентности будущих
учителей с использованием информационных и коммуникационных технологий ............................148
Р. И. Сунгатуллина. Готовность учителя к деятельности по развитию математических
способностей учащихся ..................................................................................................................................152
Е. Н. Васильева. Формирование познавательных потребностей в системе подготовки будущих
учителей иностранного языка ......................................................................................................................157
М. В. Дедловская. Физическая культура как дисциплина подготовки специалиста
по формированию здорового образа жизни школьников ......................................................................163
Ж. А. Сарванова. Методическая направленность обучения элементарной математике студентов
педагогического вуза ......................................................................................................................................169
Т. А. Михейкина. Педагогические условия формирования гражданской позиции старшеклассников
в учреждениях интернатного типа...............................................................................................................172
Психология образования
Н. В. Литвиненко. Динамические особенности социально-психологической адаптации школьников
в критические периоды развития ................................................................................................................178
Н. А. Козловская, И. С. Морозова. Формирование нравственных чувств как детерминант развития
психологически здоровой личности младшего школьника ....................................................................182
Н. А. Горст. Современные представления о структуре биологической индивидуальности .................187
И. А. Нарбутовских. Образный тренинг как средство развития и диагностики
креативных качеств .........................................................................................................................................191
Указатель материалов, опубликованных в журнале в 2007 г. .................................................................... 197
2
Стр.2
№ 3/4, 2007
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ОПЫТ
ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ
ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ
А. Н. Соловьев, декан факультета довузовской подготовки
Московского автомобильно-дорожного института
(государственного технического университета), доцент
последние несколько десятков лет. Показывается роль неправительственных организаций в этих процессах
и вклад некоторых проектов, финансируемых Еврокомиссией. Приводится авторская точка зрения
на целесообразность участия российских образовательных учреждений в работе общественных образовательных
объединений.
Создание Европейского союза, пятидесятилетие
которого отмечалось в начале
2007 г., последующее открытие границ
между государствами, облегчение
перемещения товаров и услуг, а также
передвижения рабочей силы, в том числе
квалифицированных специалистов,
вызвали необходимость интеграционных
процессов в образовании. Образовательные
системы различных государств имеют
свои особенности и традиции. Согласно
Амстердамскому договору они не
могут быть предметом общеевропейской
политики, хотя европейское сообщество
должно поощрять кооперацию для развития
качественного образования. Российская
Федерация не является членом Европейского
союза, но сотрудничество с
ним в различных сферах развивается.
Цель данной работы — дать обзор некоторых
европейских проектов и общественных
организаций, способствующих
созданию так называемого европейского
общества знаний, и оценить их влияние на
российское инженерное образование.
Болонский процесс
Общепризнанным свойством всех
систем образования является их инерционность,
поэтому лишь в 1997 г. на форуме
в Лиссабоне началось подписание
различных конвенций в области сближения
систем высшего образования. Этот
процесс продолжился в Сорбонне (Париж)
в 1998 г. Четкие формулировки целей
европейского высшего образования
были даны в 1999 г. при подписании декларации
в Болонье, в которой ставится
цель к 2010 г. создать единое конкурентоспособное
образовательное пространство,
привлекательное как для европейцев,
так и для студентов и школьников с
других континентов. Болонскую декларацию
в настоящее время подписали свыше
40 европейских государств, воодушевленных
идеей создания совместимых
образовательных программ и способов
их реализации. Она была дополнена некоторыми
положениями на конференции
в Праге в 2001 г.
В результате были сформулированы
девять основных направлений, по которым
должен развиваться Болонский процесс:
1)
принятие системы сопоставимых
степеней;
2) принятие системы, базирующейся
в основном на двух уровнях обучения;
3) введение системы кредитов;
4) поощрение мобильности студентов
и преподавателей;
5) поощрение европейской кооперации
при подтверждении квалификации;
6) продвижение европейского качества
в высшее образование;
7) обучение в течение всей жизни;
8) взаимоотношения высших учебных
заведений и студентов;
9) повышение привлекательности европейского
образовательного пространства.
©
А. Н. Соловьев, 2007
3
Статья содержит обзор объединительных процессов в европейском инженерном образовании за
Стр.3