Министерство образования и науки Российской Федерации
Сибирский федеральный университет
И. А. Ковалевич, В. Т. Ковалевич
Управление
человеческими ресурсами
Рекомендовано Сибирским региональным
учебно-методическим центром высшего
профессионального образования для межвузовского использования
в качестве учебного пособия для студентов,
обучающихся по направлению подготовки магистров
050700.68 «Педагогика» 12.11.2010
Красноярск
СФУ
2011
Стр.2
УДК 005.96(07)
ББК 65.291.6-21я73
К 56
Рецензенты:
В. А. Адольф, доктор педагогических наук,
профессор зав. кафедрой педагогики КГПУ им. В. П. Астафьева;
С. А. Лисина, кандидат исторических наук, доцент кафедры
государственного и муниципального управления
Красноярского института экономики
Санкт-Петербургской академии управления и экономики
Ковалевич, И. А.
К 56 Управление человеческими ресурсами : учеб. пособие /
И. А. Ковалевич, В. Т. Ковалевич. – Красноярск : Сибирский
федеральный ун-т, 2011. – 210 с.
ISBN 978-5-7638-2237-3
В учебном пособии рассмотрены инновационные подходы к проблеме
управления человеческими ресурсами в деятельности образовательных
учреждений, служб занятости, кадровых агентств.
Предназначено для студентов, обучающихся в магистратуре по
направлению 050100.68 «Педагогическое образование» по программе
подготовки 050100.68.01 «Управление человеческими ресурсами».
Может быть полезно для сотрудников службы занятости населения,
кадровых агентств, руководителям, менеджерам, а также всем, интересующимся
проблемами актуализации человеческого капитала организаций.
УДК
005.96(07)
ББК 65.291.6-21я73
ISBN 978-5-7638-2237-3
© Сибирский
федеральный
университет, 2011
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Переход России к рыночным социально-экономическим отношениям
стал причиной многочисленных проблем: растущего расслоения
общества, снижения социальной защищенности, потерь жизненных
перспектив и т. д. Среди них резко обозначилась проблема подготовки
кадров нового типа. Востребованными оказались такие качества человека,
как профессиона-лизм, активность, инициатива, конкурентоспособность,
адаптация к быстро меняющимся условиям социальной
среды.
На всех уровнях зазвучали термины «человеческий фактор»,
«человеческий ресурс», «человеческий потенциал». Они широко употребляются
как в обыденной речи, так и в научных исследованиях.
При этом в разных областях знаний они наполняются разными смыслами.
Отвлекаясь
от многочисленных вариантов понимания этих терминов,
обозначим два, как нам кажется, важнейших смысла:
– человеческий ресурс как совокупность качеств человека, сформированных
под влиянием ближайшего социального окружения
(семья, школа, вуз);
– человеческий ресурс как экзистенциальная данность, проявляющаяся
в потребностях, интересах, целях, мотивах деятельности
человека, актуализирующихся при определенных условиях.
Рациональное
управление человеческим ресурсом имеет двойственную
направленность. С одной стороны, его результатом должно
стать создание развернутого во всем профессиональном спектре
контингента хорошо подготовленных специалистов, отвечающих требованиям
современного российского рынка: от ремесленника и предпринимателя
до наемного работника и государственного служащего
(чиновника). С другой стороны, для этого контингента должна быть
обес-печена продуктивная занятость.
Поэтому важнейшим элементом управления человеческим ресурсом
на современном этапе становится анализ и рационализация связей
между меняющимися в ходе реформ элементами систем образования.
Как показывает анализ множества реальных жизненных ситуаций,
психологически наиболее трудными становятся именно моменты пе3
Стр.4
рехода между различными звеньями общеобразовательной, профессиональной
школы и сферой профессионального труда.
Решение обозначенных выше проблем предполагает разработку
специальных государственных и общественных механизмов управления
человеческим ресурсом. Одним из вариантов такого механизма
могут стать целевые программы управления человеческими ресурсами
на федеральном и региональном уровнях, программы профессионального
становления и развития человека в образовательных учреждениях,
планы и программы развития персонала на предприятиях, а также
различные формы повышения квалификации. Цель таких программ
– социальное управление процессами становления человека как гражданина
и профессионала, развитие профессионального и интеллектуального
потенциала общества, рациональное его использование.
Опыт практической работы доказывает также крайнюю необходимость
создания основательной научной базы решения перечисленных
практических задач. Они задают главные направления развития
социально-психологической теории и формируют потребность в создании
новых методов исследования, оценки, сопровождения и поддержки
процессов развития человека в основных социальных системах его
развития – в системах образования и профессионального труда. Фундаментальными
в этом плане становятся проблемы, фокус которых сосредоточивается
на следующих факторах:
• на анализе процессов жизни субъекта, который, помимо изучения
деятельности, включал бы процессы развития человека,
появления и удовлетворения потребностей, воспроизводства и
развития человеческих отношений;
• изучении интеграции линий жизни и судеб конкретных субъектов
в социальных процессах организации и движения больших
групп – «массовидных» процессов и явлений;
• взаимосвязи «индивидуального» и «общественного» сознания;
поведении людей в организациях;
• исследовании психологических оснований так называемых
рыноч-ных процессов, таких как перемена собственности и
конверсия предприятий, изменение характера и особенности
процессов производства и потребления, процессов обмена
и др.
Учебное пособие адресуется студентам, обучающимся в магистратуре
по направлению 050100.68 «Педагогическое образование»
по программе подготовки 050100.68.01 «Управление человеческими
ресурсами». Этим обстоятельством объясняется подбор материала и
4
Стр.5
формирование структуры пособия, которая включает в себя три раздела:
–
научно-методический, представляющий собой совокупность
мето-дов, техник и технологий (в том числе информационных),
способствующих актуализации человеческих потенциалов;
– социально-психологический, подразумевающий развитие
личност-ных качеств, которые формируются и накапливаются
в качестве «ресурса», главным образом, в системе образовательных
учреждений;
– организационно-управленческий, предполагающий эффективное
использование и дальнейшее развитие «ресурсов» личности
в области профессиональной деятельности, а также создающий
условия для превращения возможностей и потенциалов
личности в реальную деятельность.
В пособие также включены разделы, рассматривающие проблемы
управления человеческими ресурсами в региональном аспекте, то есть
применительно к потребностям и особенностям Красноярского края.
5
Стр.6
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ...............................................................................................................3
РАЗДЕЛ I. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ
ПРОЦЕССАМИ ...............................................................................................6
Глава 1. Актуализация проблем управления человеческими
ресурсами в условиях рыночной экономики ............................................6
1.1. Содержание понятий «человеческий фактор», «человеческий
ресурс», «человеческий потенциал» ..............................................................6
1.2. Управление развитием человеческих ресурсов .....................................8
1.3. Системный подход к проблемам управления ......................................17
1.4. Информационные ресурсы в модернизации системы образования .22
Контрольные вопросы ...................................................................................36
Задания для самостоятельной работы .........................................................37
Литература ......................................................................................................37
Глава 2. Методы и технологии управлениячеловеческими
ресурсами .......................................................................................................38
2.1. Образовательные технологии ................................................................38
2.2. Психологические исследования и консультирование в решении
проблем УЧР ...........................................................................................42
2.3. Методы программирования в УЧР .......................................................46
Контрольные вопросы ...................................................................................48
Задания для самостоятельной работы .........................................................49
Литература ......................................................................................................49
Глава 3. Социально-психологические аспекты управления
человеческими ресурсами ..........................................................................50
3.1. Творчество и успешность в решении проблем управления человеческими
ресурсами .................................................................................50
3.2. Межличностные отношения. Конфликты ............................................57
3.3. Формирование корпоративной культуры .............................................68
Контрольные вопросы ...................................................................................74
Задания для самостоятельной работы .........................................................74
Литература ......................................................................................................74
РАЗДЕЛ II УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В
СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ...........................................76
Глава 4. Профессионализация в системе «Школа – вуз» .....................76
4.1. Управление человеческими ресурсами в контексте профессионализации
........................................................................................................76
4.2. Профориентационная работа в школе ..................................................85
4.3. Проблема УЧР в системе высшего профессионального образования ......89
208
Стр.209
4.4. Организация профессиональной подготовки и переподготовки
кадров в государственных и муниципальных областях ...........................95
4.5. Педагогическое творчество как механизм УЧР ................................100
Контрольные вопросы .................................................................................105
Задания для самостоятельной работы .......................................................106
Литература ....................................................................................................106
Глава 5. Современные технологии подготовки и переподготовки
кадров ......................................................................................................107
5.1. Нововведения в условиях информатизации .......................................107
5.2. Современные информационные технологии в УЧР .........................125
5.3. Формирование информационной культуры .......................................138
5.4. Проектирование и управление инновациями ....................................146
Контрольные вопросы .................................................................................154
Задания для самостоятельной работы .......................................................154
Литература ....................................................................................................154
РАЗДЕЛ III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СТРУКТУР
КРАЯ ПО АКТУАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ................156
Глава 6. Региональные особенности Красноярского края и
решение проблем УЧР ...............................................................................156
6.1. Экономические и демографические проблемы развития края ........156
6.2. Безработица и пути её решения ..........................................................159
6.3. Становление регионального рынка труда ..........................................163
6.4. Кадровое обеспечение производства ..................................................165
6.5. Социальное партнерство ......................................................................168
Контрольные вопросы .................................................................................170
Задания для самостоятельной работы .......................................................170
Литература ....................................................................................................171
Глава 7. Работа кадровых агентств и служб социальной защиты
по УЧР .....................................................................................................171
7.1. Зарубежный опыт работы центров оценки персонала ......................171
7.2. Роль и место службы занятости Красноярского края в системе
управления человеческими ресурсами ......................................................181
7.3. Работа служб занятости с молодежью ................................................186
7.4. Работа региональных центров УЧР ....................................................194
7.5. Служба социально-психологической поддержки ..............................198
Контрольные вопросы .................................................................................205
Задания для самостоятельной работы .......................................................205
Литература ....................................................................................................206
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...................................................................................................207
209
Стр.210